Белозерова Вера Георгиевна
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 47 лет.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2005Доктор наук
- 2001Ученое звание: Доцент
- 1976
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «История и теория искусства»
Научный руководитель диссертационных исследований
Научный руководитель пяти диссертационных иследований.
Научное руководство защищенными диссертациями:
Диссертация Хохловой Елены Анатольевны «Становление корейского пейзажа “подлинного
вида” (чингён сансухва) в первой половине XVIII века». Специальность 17.00.04 –
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Диссертации на
соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Диссертационный совет Д.
210.004.02 при Федеральном государственном бюджетном научно-исследовательском
учреждении «Государственный институт искусствознания»
20.06.2019.
Диссертация Пановой Ольги Сергеевны. «Статус художника в придворной и городской
культуре Китая в X – XI вв.». Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры.
Диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологи. Диссертационный
совет Д. 212.198.06 по историческим наукам, культурологии, при Федеральном
государственном бюджетном образовательном «Российский государственный
гуманитарный университет» 24.06.2019.
Оппонирование:
ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА на диссертацию Вэй Сяо на тему:
«СКУЛЬПТУРА БУДДИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ ШУАНЛИНЬСЫ (г. ПИНЪЯО) В
ПЕРИОД ДИНАСТИИ МИН (1368 – 1644)», представленной на соискание ученой степени
кандидата искусствоведения по специальности 17.00.04 – изобразительное и декоративно-
прикладное искусство и архитектура ФГБОУ ВО МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.Г. СТРОГАНОВА
Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки факультета гуманитарных
наук НИУ ВШЭ, образовательная программа «История художественной культуры и рынок
искусства», направление подготовки 50.04.03 «История искусств» Бушенёвой Дарьи
Григорьевны «ТРАКТАТЫ О ЖИВОПИСИ ГУ КАЙЧЖИ И ФОРМИРОВАНИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ» (М., 2019, 113 с.: машиноп.).
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Изобразительное искусство и каллиграфия Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) (Майнор; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Публичные лекции
Лекторий Музеев Московского Кремля:
20.05.2019. Китайская мебель эпох Мин и Цин.
27.05.2019. Китайский портрет эпох Мин и Цин
Публикации14
- Глава книги Белозерова В. Г. Современные стилистические направления в китайской каллиграфии // В кн.: Регионы в современном мире: глобализация и Азия. Зарубежное регионоведение / Отв. ред.: Е. А. Канаев. СПб. : Алетейя, 2020. С. 283-294.
- Статья Белозерова В. Г. Тема Тибета в творчестве современных китайских живописцев Ло Чжунли и Ай Сюаня // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2020. № 6. С. 398-418. (в печати)
- Статья Белозерова В. Г. Типология и основы эстетики традиционного китайского портрета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2020. № 3. С. 398-418. doi
- Статья Белозерова В. Г. Значение чиновничьей карьеры в жизни и творчестве Дун Цичана (1555-1636) // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2019. № 3. С. 170-182. doi
- Статья Белозерова В. Г. Традиции знаточества (цзянь) и эксцентрики (се) в каллиграфии Фу Шаня (1607-1684) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2019. № 2. С. 280-299. doi
- Статья Белозерова В. Г. Развитие китайской каллиграфической традиции в творчестве Хуан Ци (1914-2005) // Genesis: исторические исследования. 2018. № 3. С. 91-99. doi
- Статья Белозерова В. Г. Каллиграфическая трасология Чжан Цяна // Культура и искусство. 2017. № 9. С. 101-110. doi
- Статья Белозерова В. Г. Искусство китайских садов: теория и практика периода династии Мин // Культура и искусство. 2016. № 6. С. 826-836. doi
- Глава книги Белозерова В. Г. О книге, написанной «на одном дыхании» // В кн.: Архив российской китаистики / Сост.: А. Кобзев. Т. 4. М. : Институт востоковедения РАН, 2016. С. 159-160.
- Книга Белозёрова В.Г. Традиционное искусство Китая: В 2 т. Том 1: Неолит — IX в. Т. 1: Неолит — IX в. М. : Русский фонд содействия образованию и науке (Университет Дмитрия Пожарского), 2016.
- Книга Белозерова В. Г. Искусство китайской каллиграфии / Науч. ред.: И. С. Смирнов. Изд-во РГГУ, 2007.
Вера Белозерова: «Такова уникальная интрига всей китаистики»
В 2021 году ИКВИА ВШЭ проводит набор на бакалаврскую программу «Язык, словесность и культура Китая». Помимо многого другого, студентам программы предстоит изучать китайскую эстетику, традиционное и современное китайское искусство. Об этом аспекте программы мы поговорили с искусствоведом профессором ИКВИА ВШЭ Верой Белозеровой.
Состоялся круглый стол на тему «Западноевропейская художественная традиция и живопись стран Азии конца XIX – первой половины XX вв.»
5 февраля 2020 года прошел круглый стол, посвященный вопросу пересечения художественных традиций Запада и стран Северо-восточной Азии.
Расцвет китайского искусства в эпоху Мин и Цин (видео)
В Кремлевском Лектории прошли лекции сотрудников ИКВИА ВШЭ в цикле «Расцвет китайского искусства в эпоху Мин и Цин», приуроченном к выставке «Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII в.». В рамках выставок, проходящих в Музеях Московского Кремля, Кремлевский Лекторий приглашает известных российских историков и искусствоведов для чтения лекций.