Ширкова Наталия Николаевна
- Старший научный сотрудник:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория непрерывного образования взрослых
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 4 года.
Образование, учёные степени
- 2017Кандидат педагогических наук
- 2017
Специалитет: Российский университет дружбы народов, специальность «Образование», квалификация «Исследователь, преподаватель-исследователь»
- 2014
Специалитет: Московский городской психолого-педагогический университет, специальность «Социальная педагогика», квалификация «социальный педагог»
Публикации40
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С., Ефремов И. А., Чахоян Г. А. Управленческие практики и результативность вузов в реализации непрерывного образования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 9-34. doi
- Книга Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Логвинова О. К. Иностранный студент в российском вузе. М. : Русайнс, 2022.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Крайчинская С. Б., Горбунова М. Л. Образовательные программы для поддержки занятости населения Т. 41. Вып. 24. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Книга Васильев Д. А., Анисимова И. А., Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Обучение участников федерального проекта "Содействие занятости" повышает их заработную плату Вып. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Илья А. Коршунов, Наталия Н. Ширкова Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования // Образование и саморазвитие. 2022. Т. 17. № 2. С. 203-218. doi
- Статья Ширкова Н. Н., Марченко А. А., Иванова Г. П. Социокультурная адаптация иностранных студентов: проблемы и пути решения // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 5. С. 12-15.
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Завиваев Н. С. Вклад высококвалифицированных работников в развитие экономики регионов // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 3. С. 873-887. doi
- Статья Коршунов И. А., Тюнин А. М., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С., Фролова О. А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 286-314.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сафонова М. Ю., Евтихиева Н. А. Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений / Науч. ред.: И. А. Коршунов. Т. 54. Вып. 5. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Коршунов И. А., Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Чахоян Г. А., Сжёнов Е. С. Государственная поддержка непрерывного образования в вузах в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 23. № 4. С. 90-104.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Сжёнов Е. С. Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах Т. 7. Вып. 32. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Статья Сафонова М. Ю., Ширкова Н. Н., Коршунов И. А., Евтихиева Н. А. Непрерывное профессиональное образование в российских университетах в условиях социальных ограничений // Современная аналитика образования (Express-выпуск), Москва. 2020
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов Вып. 25. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Коршунов И. А., Ширкова Н. Н. Участие работающего населения в непрерывном образовании: региональный аспект Вып. 15. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Методология изучения мнения работодателей в отношении востребованных навыков сотрудников и системы обучения персонала с целью повышения производительности труда // В кн.: Современные проблемы науки и образования: вопросы теории и практики: сборник статей международной научно-практической конференции НК-МТ 04-19 от 30 апреля 2019. Самара : ООО НИЦ «Поволжская научная корпорация», 2019. (в печати)
- Глава книги Ширкова Н. Н. Определение и прогнозирование потребностей рынка труда в навыках для управления системой подготовки кадров // В кн.: Современное общество: глобальные и региональные процессы: Материалы IV Международной научной конференции, 14-15 марта 2019 г., г. Санкт-Петербург. - Секция "Социология". Morrisville : Lulu Press, 2019. С. 98-102.
- Статья Коршунов И. А., Ширкова Н. Н., Мирошников М. С. Экспорт дополнительных профессиональных образовательных программ: навыки и технологии (на примере аграрных университетов) // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 4. С. 518-540. doi
- Статья Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 60-69.
- Статья Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Подготовка тьюторов к сопровождению иностранных студентов в поликультурном образовательном пространстве // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2018. С. 434-441.
- Статья Иванова Г. П., Стецевич М. Ю., Ширкова Н. Н. Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования // Социальные отношения. 2018. Т. 25. № 2. С. 106-115.
- Книга Иванова Г. П., Ширкова Н. Н., Зеленов В. И. Этнокультурные ценности как фактор социализации студентов в глобализирующемся мире. Издательство "Перо", 2018.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Критерии оценки эффективности формирования толерантной личности студентов в поликультурной образовательной среде // В кн.: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире сборник трудов участников III Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов, 2017. С. 554-561.
- Книга Ширкова Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика этнокультурных ценностей личности. М. : Издательство "Перо", 2017.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Социокультурная адаптированность иностранных студентов: результаты эмпирического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. Т. 4. № 71. С. 131-138.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Тьюторство как система поддержки иностранных студентов в процессе их социокультурной адаптации // Человеческий капитал. 2017. Т. 107. № 11. С. 61-65.
- Статья Ширкова Н. Н. Этническая толерантность студентов как залог успешной социокультурной адаптации // Социальные отношения. 2017. Т. 20. № 1. С. 189-198.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Влияние системы детерминант на этнокультурные ценности иностранных студентов в процессе социокультурной адаптации // Человеческий капитал. 2016. Т. 91. № 7. С. 35-38.
- Глава книги Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: сущность и содержание // В кн.: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. Традиции и инновации. Российский университет дружбы народов, 2016. С. 349-366.
- Статья Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение формирования этнокультурных ценностей среди иностранных студентов // Молодой ученый. 2016. Т. 121. № 17. С. 187-191.
- Статья Ширкова Н. Н. Роль этнокультурных ценностей в процессе адаптации иностранных студентов в новой социокультурной среде // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. Т. 4. № 2. С. 37-40.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Социокультурная среда вуза как фактор, способствующий адаптации иностранных студентов // В кн.: Актуальные проблемы психологии и педагогики Материалы международной научно-практической конференции. Оренбургский государственный университет, 2016. С. 677-681.
- Статья Ширкова Н. Н. Специфика принятия иностранными студентами этнокультурных ценностей в зависимости от различных моделей социокультурной адаптации // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 524-526.
- Статья Ширкова Н. Н. Специфика социокультурной адаптированности иностранных студентов // Человеческий капитал. 2016. Т. 95. № 11. С. 77-79.
- Статья Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации // Акмеология. 2016. Т. 58. № 2. С. 147-151.
- Книга Иванова Г. П., Ширкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации Т. 58. Вып. 2. [б.и.], 2016.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Характеристика основных компонентов социокультурной адаптации иностранных студентов // В кн.: Личность в природе и обществе научные труды молодых ученых (материалы межвузовских психолого-педагогических чтений). Российский университет дружбы народов, 2016. С. 124-127.
- Статья Ширкова Н. Н. Этнокультурные аспекты социокультурной адаптации иностранных студентов // European Social Science Journal. 2016. Т. 1. № 12. С. 287-291.
- Глава книги Ширкова Н. Н. Особенности педагогической деятельности в работе с иностранными студентами // В кн.: Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире Сборник научных трудов участников II Международной научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов, 2015. С. 641-651.
- Статья Ширкова Н. Н. Специфика межкультурной коммуникации иностранных студентов в системе высшего образования // Современная педагогика. 2015. Т. 37. № 12
Опыт работы
2015-2016 гг - Российский университет дружбы народов, ассистент кафедры психологии и педагогики филологического факультета
2012 г- ДООЦ (Карелия) «Республика», вожатая (старшая вожатая, воспитатель
2011-2012 гг - ДООЦ «Команда» (Истра), вожатая (старшая вожатая, воспитатель
2010-2011 гг - ДООЦ «Огонёк» (Сергиев Посад), вожатая (старшая вожатая, воспитатель
Информация*
- Общий стаж: 4 года
- Научно-педагогический стаж: 4 года
Зарабатывать по-взрослому: вузы могут удвоить доход от непрерывного образования за счет стратегий и сетевых программ
Где учиться взрослым? Вопрос остается открытым: в России на этом поле конкурируют, как минимум, корпоративный сектор и университеты. У последних много козырей для того, чтобы стать главной площадкой непрерывного образования: у них высокий статус, технологии, методическая база, инновации… Но часто не хватает нужных управленческих компетенций и предпринимательского мышления в целом. Илья Коршунов, Наталия Ширкова, Евгений Сженов (Инобр), Иван Ефремов (Минобрнауки) и Гарик Чахоян изучили, как устроены управленческие практики в вузах, в которых созданы эффективные программы для взрослых, и расшифровали «рецепт успеха».
Учиться в 60+: на курсах можно быть даже успешнее молодых, главное — соблюдать несколько условий
В зрелом возрасте учиться не принято. Об этом свидетельствуют данные Росстата: пик обучения приходится на 30 — 39 лет. Старшие учатся меньше, а после 60 лет за парту садятся немногие (в структуре обучаемых людей такого возраста меньше 5%). Сказывается это и на зарплате: максимальный заработок в России в 30-40 лет, дальше ценность сотрудника снижается, что сказывается и на доходе. Но это неправильно: исследование, проведенное научными сотрудниками Лаборатории непрерывного образования взрослых Инобра доказало, что эффективно учиться можно и в зрелом возрасте. Главное учитывать некоторые особенности.
Цена курсов для взрослых снизится на треть
Онлайн-доля в секторе дополнительного профессионального образования вырастет на четверть, а услуги вузов в этой сфере подешевеют примерно на 30%. Такой прогноз был сделан представителями университетов, которые приняли участие в исследовании Центра развития навыков и профессионального образования в мае 2020 года. Как обучение взрослых переживало коронавирусный год и как будет меняться дальше – обобщили в докладе, изданном в серии «Современная аналитика образования
Совместные исследования НИУ ВШЭ и Российской государственной библиотеки представлены на форуме "Библиотекарь будущего"
Организаторами форума стали Российская государственная библиотека и Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. Модераторами выступили представители библиотек-организаторов: директор департамента модельных библиотек Анастасия Дятловская и директор Молчановки Лариса Сулейманова.
Форум был приурочен к празднованию Общероссийского дня библиотек, где гостей мероприятия - региональных министров и сотрудников библиотек со всей страны поздравила заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова.
Непрерывное образование в России и мире в условиях пандемии
Опубликованы новые выпуски cерии информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования, подготовленные с участием экспертов Центра развития навыков и профессионального образования
Взрослые увлечённо развивали мягкие навыки во время онлайна
В самоизоляции у жителей России появилась возможность развивать свои хобби, учить иностранные языки и налаживать отношения с детьми. Те, кто записался на онлайн-курсы ради новых профессиональных навыков, «погоды не сделали». Общее число слушателей курсов выросло в 2,5 раза, а вот доля профессиональных программ – снизилась, отмечают научные сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Наталия Ширкова и Илья Коршунов. Они изучили данные трех крупных платформ-интеграторов – Coursera, Timepad и Edumarket, чтобы понять, как пандемия повлияла на программы обучения взрослого населения.