• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лаборатория проектной и исследовательской деятельности

Методические материалы:

вебинар 11.10.2017 смотреть
вебинар 08.11.2017 смотреть

Ключевые идеи проекта:

  • cоздание исследовательской площадки, на базе которой будут заданы и продемонстрированы образцы проектно – исследовательской деятельности педагогов и учащихся. Фестиваль задает формат не соревновательности, но некой лаборатории, в которой отрабатываются навыки  организации научно – исследовательской деятельности в школе, педагоги получают методическую помощь и пробуют себя как в качестве руководителя работы, так и в качестве члена жюри фестиваля. Учащиеся получают дополнительную площадку для представления своих работ.

Цели и задачи проекта:

  • содействовать профессиональному самоопределению старшеклассников через их погружение в различные предметные области за пределами школьной программы, повышение мотивации к саморазвитию;
  • формировать у старшеклассников устойчивый интерес к проектной деятельности; освоение проектных компетенций;
  • содействовать развитию информационной культуры обучающихся;
  • предоставить педагогам возможность повышения квалификации по организации и сопровождению проектно – исследовательской деятельности;
  • способствовать формированию авторской позиции, авторского взгляда на мир, рефлексивного и критичного отношения обучающихся;
  • предоставить возможности презентовать свои работы общественному и профессиональному мнению, развивая свой нравственный, творческий и профессиональный потенциал;
  • выявить и поощрить наиболее талантливых, способных и мотивированных участников конкурса как наиболее компетентных абитуриентов НИУ «Высшая школа экономики».
  • создать площадку для творческого общения обучающихся классов/групп и учителей НИУ ВШЭ.
  • предоставить возможность педагогам пройти обучение на курсах ПК, нацеленных на организацию проектно – исследовательской деятельности учащихся.

Аудитория проекта:

Критерии участия:

  • для участия в проекте приглашаются педагоги и административные работники образовательных учреждений (организаций), имеющие высшее или среднее специальное образование, опыт работы (или желание его приобрести) в качестве руководителя ученических проектных или исследовательских работ, организатора проектного и исследовательского обучения в своей образовательной организации.

Показатели результативности:

  • повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере руководства и сопровождения индивидуальных исследовательских и проектных работ обучающихся;
  • получение/совершенствование новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, таких как, способность руководить исследовательской работой обучающихся;  
  • готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы.

В 2017/2018 учебном году был реализован первый этап проекта «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности» Дирекции общего образования.

Всего на курсах повышения квалификации по программе «Руководство индивидуальными исследовательскими работами обучающихся: от замысла до представления»  было обучено 47 человек из 35 образовательных организаций школ  УОО.

Проведено 8 сопровождающих вебинаров. Финальным результатом стал выход учащихся на XXV Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. Статистика первого этапа реализации проекта: 43 участника курсов представили на конкурс 79 работ учащихся. Из них 11 работ стали лауреатами, 42 – дипломантами 1 степени, 2 номинантами – итого 55 награжденных. В связи с высоким уровнем требований Конкурса имени В.И. Вернадского мы посчитали эти результаты более чем успешными и приняли решение продолжать работу проекта, расширив его.

Работа проекта «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности» в 2018-2019 учебном году ведется в рамках глобального проекта «ВШЭ школам». Программа повышения квалификации учителей реализуется совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ в партнерстве с Лицеем НИУ ВШЭ, факультетами и профильными структурными подразделениями НИУ ВШЭ.

Модель реализации в 2018/2019 учебном году

Погружение

Тренинг
  • Общие психолого-педагогические основания
  • Общие методические вопросы
  • Модельное проживание на себе

Сопровождение

  • Руководство исследовательским и/или проектными работами учащихся
  • Выбор модуля по предметному содержанию
  • Вебинары по заданным темам от специалистов
  • Ответы на вопросы, получаемые через регулярную обратную связь

Представление/рефлексия

  • Представление внешнего результата (исследовательской или проектной работы ученика) на независимых конкурсах
  • Участие в экспертной позиции
  • Осмысление и обсуждение результата и процесса

Программа обучения на курсах позволит эффективно и продуктивно организовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность в образовательной организации, что даст не только новый толчок для увеличения качественных показателей образовательного процесса, но и дополнительные возможности для развития всего коллектива образовательной организации

Участники смогут составить себе индивидуальную программу, которая будет полезна именно им, выбрав нужные модули, в которых рассказывается, как применить проектный подход к конкретной предметной области и возрастной категории обучающихся, с которыми работает каждый слушатель.

Также в программе предусмотрен управленческо — административный модуль, который будет полезен директорам и заместителям по учебной/методической работе в школе.

По окончанию проекта его участники получат следующие профессиональные компетенции:

  • умение выстроить проектное обучение в школе: организационно и методически моделировать и сопровождать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
  • руководить учебно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся;
  • адаптировать исследовательские методы и проектные технологии к возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся, в их зоне ближайшего развития;
  • инициировать и сопровождать познавательную и творческую инициативу обучающихся от замысла до реализации в разных предметных областях;
  • выстраивать практику обучения в логике открытий и проектных действий;
  • создавать в образовательной организации систему вовлечения обучающихся и педагогов в продуктивные виды деятельности;
  • проводить экспертизу проектных и учебно-исследовательских работ обучающихся.

Выбор модуля программы повышения квалификации

Участие в работе проекта в его обновленном формате поможет школам УОО внедрять и развивать деятельностный подход в образовании. Проект поможет вам «перевернуть» процесс проектной и учебно-исследовательской деятельности в классе или школе, сделав его эффективным и соответствующим требованиям ФГОС.

Сегодня каждый педагог, так или иначе, сталкивается с ведением учебно-проектной деятельности. Однако практика показывает, что многие испытывают затруднения в руководстве и методическом сопровождении проектов и исследований. Поэтому Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики предлагает вам проект, с программой повышения квалификации, которая поможет понять, как внедрить и сопровождать систему исследовательской и проектной деятельности в процессы основного, внеучебного или дополнительного образования в вашей организации, методическим сопровождением деятельности, ориентируем на участие в конкурсах проектных и исследовательских работ федерального уровня.

Мы помогаем оформить заявку на один из этих конкурсов проектов и исследований в зависимости от вашей возрастной группы:

  • Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий», 1–11 классы
  • Всероссийский конкурс «Тропой открытий В.И. Вернадского»,  7 класс
  • Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, 8-11 классы
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я- исследователь», до 10 лет включительно
  • Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», 9-11 классы
  • Международные выставки научно-технического творчества молодежи Expo-Science MILSET, от 12 лет.

Те участники, чьи проекты пройдут отбор, получают дополнительное сопровождение (мастер-классы по презентациям).

До встречи в проекте!

Куратор проекта

Алексей Обухов

ведущий эксперт Института образования ФГАОУ НИУ «Высшая школа экономики», кандидат психологических наук, доцент

Координатор проекта

Антонова Юлия Михайловна

менеджер Дирекции общего образования НИУ «Высшая школа экономики»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.