• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О конкурсе «Центр – филиалы»

Интервью с проректором ГУ ВШЭ А.А. Яковлевым

 

Андрей Александрович, в чем главная задача конкурса?

- Главная задача – развитие совместных исследований преподавателей Высшей школы экономики и ее филиалов в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. На основе партнерских отношений между московскими и региональными научными коллективами мы надеемся значительно повысить квалификацию коллег из филиалов. Если раньше взаимодействие между московской Вышкой и филиалами происходило в основном в образовательной сфере, то теперь речь идет еще и о научных разработках.

Проекты, представленные на конкурс, должны быть рассчитаны на два года. В 2007 году они финансируются из средств инновационной образовательной программы (до 1 млн. на один проект), в 2008 году – из внебюджетных средств Вышки и филиалов (до 1,2 млн. на один проект). Всего планируется поддержать 5-6 проектов, в каждом могут участвовать до 10 человек. В конкурсе могут участвовать совместители (раньше гранты Научного фонда распространялись только на штатных сотрудников ГУ-ВШЭ), а также люди, не работающие в Вышке (не более 20% состава группы), в том числе иностранцы.

Когда и как возникла идея конкурса?

- Это произошло еще до разработки инновационной образовательной программы. Идея была озвучена ректором  Я.И. Кузьминовым в начале этого года, затем она обсуждалась с директорами филиалов, подробно рассматривалась на июньском ученом совете. Очевидно, отправной точкой был конкурс «Учитель – ученики», который проводился в прошлом году и оказался довольно успешным. Он был ориентирован на вовлечение в научные исследования студентов и аспирантов (один из грантов этого конкурса получили коллеги из Нижегородского филиала на исследования по информатике). Конкурс «Центр – филиалы» также рассчитан на совместную деятельность учителей и учеников. Если в проекте предусматривается участие молодых исследователей – студентов и аспирантов, при прочих равных он будет иметь преимущества.

- Часто ли гранты Научного фонда ГУ-ВШЭ получали сотрудники филиалов?

- Коллеги из филиалов могли подавать заявки на гранты Научного фонда и довольно часто делали это. Но ситуация такова, что в Москве гораздо больше сильных, квалифицированных ученых. Конкурируя с москвичами, представители филиалов, даже получив далеко не худшие оценки, не всегда могли войти в число финалистов. Теперь же в рамках конкурса поддержка академической активности в филиалах будет значительно расширена.

- Не получается ли так, что москвичи в проектах будут играть главные роли?

- Уровень экономического образования и науки в Москве гораздо выше, чем в регионах, и это объективная ситуация. Высшая школа экономики немало делала и делает для развития экономического образования в субъектах Федерации, осуществляя трансфер знаний, методик, разработок. Кстати, наши филиалы возникли в тех городах, где сформировались самые сильные группы местных преподавателей.

Мы предполагаем, что московские специалисты помогут коллегам в филиалах выйти на региональные рынки исследований для органов власти субъектов Федерации и муниципалитетов. У Вышки большой опыт взаимодействия с органами федеральной власти – выполняются проекты для Администрации Президента РФ, Правительства РФ, различных министерств. Институт проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ ведет исследования по заказам региональных администраций, но его сотрудники не могут охватить всю Россию. Если они скооперируются с коллегами из филиалов, спектр регионов можно будет значительно расширить.

- Каким темам будет отдаваться предпочтение при оценке заявок, представленных на конкурс.

- Никаких тематических приоритетов нет. Будут поддержаны сильные заявки в рамках пяти общих направлений инновационной программы, даже если темы сугубо теоретические. Особенность конкурса в том, что по итогам реализации проектов должны быть представлены не только научные результаты, но и учебно-методические, то есть полезные для учебного процесса. Возможно, будут подготовлены новые учебные курсы или кейсы, основанные, разумеется, на российском материале, на опыте конкретных регионов.

- Как будет организована работа победителей конкурса?

- У каждого проекта будет два соруководителя – из Москвы и из региона. В рамках каждого проекта необходимо провести не менее двух совместных рабочих семинаров с презентацией результатов – один в Москве, другой на базе филиала. Выделенные средства пойдут на оплату участников проекта, финансирование полевых исследований, приобретение информации и оборудования, командировки между Москвой и филиалами, участие в конференциях.

- В какой мере конкурс способствует решению задач инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ?

- В полной мере. Конкурс способствует развитию у преподавателей, аспирантов и студентов новых навыков и компетенций, связанных, в частности, с проведением научных исследований. В Вышке очень много сильных преподавателей, но не все они занимаются наукой. Конкурс создает для этого дополнительные стимулы, и мы надеемся, что, таким образом, круг преподавателей-исследователей в ГУ-ВШЭ и филиалах удастся расширить.

 

Беседовал Борис Старцев


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.