• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Результаты задачи 5.1. Создание новых форм организации научных исследований

Мероприятие  5.1.1. Создание научно-учебных лабораторий 

Задачи лабораторий - целенаправленный вклад в формирование академической среды внутри ГУ-ВШЭ, создание условий для ведения индивидуальной и коллективной научно-исследовательской деятельности, систематическое вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу.

Созданы и приступили к работе 5 новых научно-учебных лабораторий, в том числе:

-  Лаборатория макроэкономических исследований (факультет экономики, руководитель – Л.Л.Любимов),

-  Центр экономической политики (межфакультетский, руководитель – М.Гилман),

-  Лаборатория корпоративных финансов (факультет экономики, руководитель – И.В.Ивашковская),

-  Лаборатория исследования проблем инфляции и экономического роста (факультет экономики, руководитель – Р.М.Энтов),

-  Лаборатория исследований муниципального управления (факультет государственного и муниципального управления, руководитель – С.Г.Кордонский).

Концепции создания лабораторий были рассмотрены и утверждены на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ 30 июня с.г. Подписаны соответствующие приказы ректора.

Составлено и утверждено штатное расписание сформированных новых лабораторий,  ТЗ на их деятельность. Осуществлен подбор кандидатов на вакантные должности научных сотрудников и лаборантов среди преподавателей, аспирантов и студентов ГУ-ВШЭ с оформлением их на работу на должности в лаборатории или заключением договоров. Выработаны долгосрочные перспективные направления исследований (проектов),  определена тематика и организована работа по индивидуальным и коллективным проектам фундаментальных и прикладных исследований.

Организованы регулярные научно-учебные и методологические семинары для студентов и магистрантов на базе новых лабораторий. Проведены полевые исследования в регионах европейской части  России, выездные семинары, конференции с участием студентов, в том числе в Омском ГУ, Алтайском ТГУ.

Разработаны программы новых учебных дисциплин, учебные пособия; результаты исследований готовятся к публикации в серии препринтов ГУ-ВШЭ и в других периодических изданиях. Среди разработанных кейсов  - «Стратегия управления городом в состоянии упадка».

Одна из основных целей при создании лабораторий  - активное вовлечение в  процесс исследований, консалтинга и подготовки аналитических учебных ситуаций для образовательного процесса кадрового резерва – молодых преподавателей, аспирантов и студентов ГУ-ВШЭ. Всего на данный момент привлечено более 100 студентов и аспиранов. Разработаны специальные программы и комплекс мероприятий по включению студентов в профильные исследования. Тем самым значительное число студентов пройдут через инновационную систему подготовки к профессиональной деятельности, сочетающую учебную специализацию с реальной научно-аналитической работой. лаборатория будет проводить самую активную работу по вовлечению студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ в преподавательскую деятельность. Планируется привлечение данного кадрового резерва к проведению семинарских занятий, разработке инновационных учебных материалов, проверке контрольных работ и экзаменов.

 

 

Мероприятие 5.1.2 Создание международных научно-образовательных центров (отв. Гохберг Л.М., Клименко А.В., Ларионова М.В.)

Среди задач центров - организация и проведение программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, привлечение информационных и интеллектуальных ресурсов зарубежных университетов-партнеров, иных научно-образовательных учреждений, исследовательских институтов, международных организаций при реализации исследовательских и консультационных проектов.

1. За отчетный период было разработано и утверждено Положение о Международном научно-образовательном Форсайт-центре, сформирован штатный состав Центра, произведены закупки необходимого для работы Центра офисного оборудования.

Создана база данных Форсайт-проектов. Материалы базы данных Форсайт-проектов могут использоваться как кейсы в учебном процессе, а также для подготовки учебных пособий и материалов.  

Создана база данных российских экспертов для участия в Форсайт-проектах. Форсайт-центр предполагает активно использовать данную базу данных  для построения экспертных  панелей по важнейшим направлениям развития науки, технологий и техники в рамках научно-технологического Форсайта для России.

Система проведения экспертных опросов по методу Дельфи в режиме он-лайн была апробирована в рамках Форсайт-проекта и показала свою высокую эффективность.

Разработан Интернет-сайт Центра - важнейший этап начала формирования современной коммуникационной среды для участников национального информационного Форсайт-пространства.

Первые подготовленные бюллетени «Форсайт» решают актуальную на современном этапе задачу описания важнейших принципов и подходов методологии Форсайт. Данные материалы могут широко использоваться для подготовки вводных, ознакомительных курсов по методологии Форсайт, а также при подготовке учебных материалов по научно-технической и инновационной политике, выбору инновационных приоритетов.  

Проведено  четырех научно-учебных семинара и тренинг-курса, среди них - международный семинар «Форсайт – инструмент формирования будущего: российский и зарубежный опыт», открытые семинары из цикла «Научно-техническая и инновационная политика».  Полученные материалы предполагается использовать при разработке учебных программ и курсов по методологии Форсайт, предназначенных для как для  студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ, так и для представителей бизнеса, сферы государственного управления.  Всего в семинарах приняли участие более 40 студентов и аспирантов ГУ-ВШЭ.

 

2. Разработаны и утверждены концепция, бюджет и Положение о Международном научно-образовательном центре по государственному управлению Института проблем государственного и муниципального управления (ИПГМУ), которые утверждены решением Ученого совета. Выпущен Приказ ректора о его создании.

План мероприятий Международного научно-образовательного центра в области государственного управления на 2006 год включал мероприятия по 4 направлениям:  Интеграция в международный образовательный процесс; Интеграция в международное научное сообщество; Подготовка и повышение квалификации специалистов; Консолидация экспертного сообщества.

Подготовлены «Типовые требования к разработке  образовательных программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих». Подготовлены «Типовые требования по подготовке семинаров в системе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих».

Разработаны и утверждены Учебные планы системы повышения квалификации государственных гражданских служащих.

Разработаны инновационные учебно-методические комплексы: «Административная реформа и проблемы государственного управления», «Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации», «Этика государственной службы и борьба с коррупцией».

Разработаны и реализованы в органах исполнительной власти учебно-методические комплексы и программы курсов для системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по проблемам развития административной реформы государственного и муниципального управления: «Актуальные вопросы реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации», «Электронное правительство», «Современные подходы к управлению: бизнес-инжиниринг и моделирование организаций», «Актуальные вопросы реформирования государственного управления», «Современные персонал-технологии» и др.

Организованы российские и международные семинары / циклы семинаров по вопросам стратегии и практики реформирования государственной службы, Межрегиональный семинар «Моделирование органов исполнительной власти как инструмент административной реформы»; Международная конференция «Концептуальные направления развития государственной службы Российской Федерации».

Издана  презентационная брошюра ИПГМУ, включающая информацию об образовательных проектах. Подготовлена Презентация  Центра. Создана Интернет – страница Центра и интернет-площадка для консолидации экспертного сообщества.

 

3. Решением Ученого совета утверждены концепция, бюджет и Положение о Международном научно-образовательном Центре комплексных  европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики. Выпущен Приказ ректора о его создании.  

Достигнута договоренность о сотрудничестве с зарубежными партнерами Центра:  Центром европейских политических исследований (Брюссель, Бельгия) и Французским институтом международных отношений IFRI .

Проведен открытый семинар – ситуационный анализ ««Международные экономические отношения и региональная экономическая интеграция в странах Азии», с участием ведущих российских специалистов по данном региону.

Представители Центра приняли участие и выступили с докладами на конференциях «Трансформация НАТО в новую глобальную эру»  (Рига, Латвия), «Стратегическое партнерство Казахстана и России: современное состояние и перспективы развития» (Алматы, Казахстан), «Пути решения проблем безопасности в регионе Восточного средиземноморья и Ближнего Востока» (Афины, Греция), круглом столе «Будущее отношений Россия – ЕС и председательство Германии в Евросоюзе» (Брюссель, Бельгия). 

Проведен мастер-класс С.А. Караганова «Европа в международных отношениях».

Подготовлены программы учебных курсов «Проблема акторов в теории международных отношений», «История и теория европейской интеграции»,  «Институты и учреждения Европейского союза» для использования в учебно-методическом процессе ГУ-ВШЭ. В рамках подготовленных программ учебных курсов реализованы основные принципы учебно-методической работы в рамках Центра, основанные на сочетании теоретических и прикладных аспектов освещаемого вопроса. Подготовленные курсы содержат разделы, касающиеся конкретных навыков теоретического и практического решения задач в бизнесе и на государственной службе.

Подготовлено и размещено 2 публикации в научных изданиях.

Подготовленные в рамках Центра информационно-аналитические продукты (Информационно-аналитический обзор «Европейский союз в ноябре 2006 г.» и «Отношения Россия – ЕС в октябре-ноябре 2006 г.») основаны на комплексном подходе к проблемам, объединяющем на разных этапах концептуальное осмысление, методологию решения, сбор информационной (аналитической) базы и выработку сугубо практических рекомендаций.

 

Мероприятие 5.1.3. Создание Института фундаментальных междисциплинарных исследований (ИФМИ)  

Целью создания ИФМИ  является обеспечение перехода на качественно новый уровень в развитии инновационных междисциплинарных исследований в России.

Основной задачей Института является организация основной «площадки» для осуществления фундаментальных исследований в общественных науках с участием ведущих представителей международной академической среды в сотрудничестве с российскими учеными, молодыми российскими исследователями. Для достижения поставленных целей междисциплинарные фундаментальные  исследования по передовым направлениям в современных общественных науках проводятся в рамках организации работы Центра экономической политики (Centre for Economic Policy (CEP)), созданного в рамках ИОП, и Программы академической мобильности (Program for Visiting Academics (PVA)).

Разработана Концепция Института фундаментальных междисциплинарных исследований и составлен бюджет Института. Концепция и Положение об Институте утверждены решением Ученого совета.

К выполнению данной работы привлечена организация–соисполнитель - Российская экономическая школа (РЭШ). Взаимодействие ГУ-ВШЭ с РЭШ по всем компонентам научной деятельности ИФМИ осуществляется на основе отдельно заключаемого договора. Техническим заданием РЭШ определяются, в том числе, конкретные формы участия, формализованные результаты и возможные количественные параметры работы РЭШ, сроки и стоимость работ.

Для проведения экспертизы при ИФМИ сформирована экспертная группа, в которую входят преподаватели РЭШ, а также зарубежные профессора, участвовавшие в проектах ГУ-ВШЭ.

В июле проведен конкурс на приглашение в ГУ-ВШЭ зарубежных и российских специалистов (краткосрочные и долгосрочные академические визиты). Подано 26 заявок. На основе проведенных переговоров с международными исследователями подготовлен расширенный список приглашаемых зарубежных исследователей для совместной работы с коллегами из ГУ-ВШЭ. Состоялись первые лекции и семинары в рамках 15 индивидуальных и коллективных визитов ведущих зарубежных ученых и исследователей.

Организационное обеспечение участия партнеров в научной деятельности ИФМИ – ведущих зарубежных профессоров (seniors,  visiting professors) и квалифицированных зарубежных исследователей (fellow/international visiting researchers), а также квалифицированных российских исследователей из других российских университетов и научных центров (Russian visiting researchers), возлагается на тур-оператора, отобранного ГУ-ВШЭ по конкурсу.

Сделанные ведущими зарубежными профессорами и исследователями визиты в ГУ-ВШЭ и РЭШ и их результаты позволили существенно развить представления о путях стратегического развития университета как международного научно-исследовательского центра, дал новый импульс к совершенствованию процесса преподавания и содержания учебных дисциплин.

Проведена международная Встреча экспертов высокого уровня по развитию корпоративного управления на государственных предприятиях в России.

Организована серия препринтов ИФМИ, в том числе англоязычных. Материалы препринтов используются в учебном процессе на разных факультетах ГУ-ВШЭ.

Создан сайт Института на русском и английском языках.

Значительная часть деятельности ИФМИ – проведение индивидуальных или коллективных междисциплинарных исследований по приоритетным направлениям, совпадающим с тематическими направлениями ИОП. К ним привлекаются как сотрудники ГУ-ВШЭ и РЭШ, так и других научных центров, а также аспиранты и студенты.

Результаты исследований ИФМИ находятся в сфере прямых интересов бизнес-структур и органов государственного управления, так как в них анализируются важные аспекты экономики, общественных институтов, отношений между государством и бизнесом на современном этапе пост-индустриального развития.

Мероприятие 5.1.4.  Формирование  Networks of Excellence/Сети мастерства/

Целью создания сетей мастерства как виртуального объединения специалистов является   повышение научного и образовательного потенциала путем организации научно-образовательного взаимодействия исследователей и преподавателей, как в России, так и за рубежом.

Изучены основные, имеющиеся на практике, варианты построения Networks of Excellence, механизмы управления подобного рода организациями, формы участия исследователей в их работе. Разработана общая концепция продукта «Networks of Excellence (NoE)», механизмов управления сетевыми взаимодействиями. Сформированы требования и критерии оценки формируемых сетей.

Организована координация работ по созданию NoE по нескольким (планируется по пяти) исследовательским  направлениям, разрабатываемым в ГУ-ВШЭ;

Разработан механизм управления одной из создаваемых сетей «Развитие межфирменной кооперации» (классификация участников, направлений работ, видов деятельности и форм участия в сети, механизм принятия решений).

Собрано и систематизировано более 300 работ зарубежных авторов. Определена проблематика исследований и установлены контакты с потенциальными участниками сети с российской стороны.

Сформирована база данных потенциальных участников сети по различным направлениям исследований форм межфирменной кооперации (по филиалам ВШЭ, по различным вузам и исследовательским институтам/центрам внутри страны, по странам ближнего и дальнего зарубежья). К настоящему моменту разосланы обращения 120  потенциальным участникам Сети мастерства из России и стран ближнего зарубежья.

Проводились мероприятия по расширению участников сети путем презентаций проекта в организациях Москвы и регионах. К деятельности сети присоединились также представители консалтинговых компаний и государственных учреждений.

Разработаны программы инновационных курсов, связанных с тематикой проекта: «Маркетинг взаимодействия», «Маркетинг В2В», программы «Маркетинговые факторы результативности бизнеса» для студентов магистратуры.

Проведены 3 дискуссионных семинара  со студентами: «Междисциплинарный и историко-эволюционный подходы к исследованию сетевых форм организации бизнеса»; «Подходы к оценке результативности межфирменной кооперации»; «Проблемы развития сетевых организаций в России».

Подготовлен проект сетевого соглашения с Санкт-Петербургским государственным университетом и программа совместной деятельности на 2007 год. Кафедра маркетинга СПбГУ является коллективным участником сети и координатором тематического направления «Механизмы управления и координации участников». 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.