• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Competence Development Centre for Finance and Accounting
Course type:
Elective course
When:
1 year, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина Психология нацелена на усвоение студентами фундаментальных положений современной психологической науки в многообразии ее теоретических школ и направлений. Знакомство с историей развития психологии как историей становления ее предмета позволит студентам глубже понять основные закономерности функционирования человеческой психики в целом и отдельных психических процессов. Овладение категориальным аппаратом современной психологии, прежде всего, такими базовыми категориями, как «Деятельность», «Сознание», «Личность», «Общение», «Группа», научный анализ психологических фактов и их теоретическая интерпретация необходимы для формирования научного психологического мировоззрения,
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Психология являются: - формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии; - формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - формирование у студентов представлений о механизмах возникновения новых форм поведения; - ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития. - ознакомление студентов со способами воздействия на свое психическое состояние. - формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: способность учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной области; знание биологии на уровне программы средней общеобразовательной школы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: историю становления и междисциплинарные связи психологии; основные закономерности общения и взаимодействия между людьми; психологические механизмы регуляции совместной деятельности в группе и организации;
  • Имеет представление: о предметной области общепсихологических, социально- психологических и организационно-психологических исследований;
  • Умеет: применять психологические знания для анализа своего и чужого поведения; выделять психологическую составляющую феноменов и процессов, имеющих место в организационной действительности;
  • Имеет навыки: пользоваться научной психологической терминологией; системно-структурного анализа организации; поиска и оценки качества диагностического инструментария для решения исследовательских и прикладных задач повышения эффективности деятельности сотрудников организации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука
    Область психических явлений, изучаемых психологией. Базовые категории психологии (психика, сознание, деятельность, личность). Научная и житейская психология: основные отличия. Место психологии в системе научного знания (Платон, Б.М. Кедров, Г. Саймон). Отрасли современной психологии. Краткая история развития психологии как история становления ее предмета (душа, сознание, поведение, бессознательное, целостные образы, деятельность, познание).
  • Тема 2. Сознание и бессознательное
    Эволюционное развитие психики. Проблема объективного критерия психики. Стадии развития психики животных, по А.Н. Леонтьеву: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, ручной интеллект. Культурно-историческая теория происхождения сознания Л.С. Выготского. Высшие психические функции. Знак как психологическое орудие овладения собственной психикой. Интеририоризация как процесс трансформации интерпсихического в интрапсихическое. Практическое значение теории Л.С. Выготского.
  • Тема 3. Психологическая характеристика деятельности человека
    Деятельность как специфически человеческий тип активности. Уровни реализации деятельности, по А.Н. Леонтьеву: уровень особенной деятельности, уровень действий, уровень операций, уровень психофизических функций. Действие как процесс, направленный на реализацию цели. Цель действия. Операция как способ выполнения действия. Условия осуществления действия. Задача как цель, данная в определенных условиях. Два этапа в «жизни» потребности.
  • Тема 4. Человек как субъект познания
    Познание как особая сторона взаимодействия человека с окружающим миром. Классификации психических (познавательных) процессов: традиции и современность (В.В. Петухов). Собственно познавательные психические процессы, результатом которых является знание субъекта о мире: ощущение, восприятие (чувственное познание) и мышление (рациональное познание).
  • Тема 5. Индивидные свойства человека
    Соотношение понятий «индивид» и «личность» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев): «Индивидом рождаются, а личностью становятся». «Социальный индивид» (В.В. Столин). Индивид как представитель биологического рода homo sapiens. Индивидные свойства (способности, темперамент, характер, половозрастные особенности) как предпосылки формирования и функционирования личности. Проблема происхождения способностей в психологии: врожденность или приобретенность.
  • Тема 6. Проблема личности в современной психологии
    Краткая история развития представлений о личности (философско-литературный период, клинический период, экспериментальный период). Проблема соотношения биологического и социального в личности. Двухфакторные теории детерминации развития личности (У. Штерн, З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни и др.) Системно-деятельностный подход к изучению человека. Человек как открытая развивающаяся система: необходимость появления неадаптивных, неутилитарных проявлений (надситуативная активность).
  • Тема 7. Личность в общении
    Основные закономерности общения и взаимодействия людей. Дискуссия о соотношении общения и деятельности в отечественной социальной психологии. Функции общения (подтверждение себя в Другом, регулятивная, познавательная и др.). Общение как условие развития личности. Виды общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная (Г.М. Андреева).
  • Тема 8. Личность в группе
    Группа как субъект совместной деятельности. Психологические характеристики совокупного субъекта деятельности. Положение индивида в группе и способы его описания. Социально-психологическая классификация групп. Малые группы как традиционный объект социальной психологии. Классификации малых групп. Основные направления изучения малых групп в западной социальной психологии..
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная организация деятельности
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Реферат + 0.3 * Самостоятельная организация деятельности
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., Березанская, Н. Б., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Болотова, А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. К. Болотова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 375 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7769-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/392996