• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar Textual Criticism of the New Testament: History, Theory and Practice of the Editorial Technique

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящён введению в новозаветную текстологию и общие проблемы издания античных и средневековых текстов. Курс включает два основных блока. В первой, теоретической, части студенты знакомятся с историей Нового Завета как текста. Рассматриваются такие темы, как практика письма в античности, издание и редактирование текстов в греко-римской традиции, возникновение и достижения александрийской филологической школы, вопрос о происхождении и первоначальном распространении новозаветных текстов, появление и редактирование собраний текстов Нового Завета, работа христианских скрипториев и библиотек в античную эпоху, теоретическое осмысление проблем новозаветной текстологии в трудах христианских писателей и отцов Церкви, общий обзор сохранившихся рукописей Нового Завета в греческой, латинской и восточных традициях, становление научной текстологии, первые печатные издания Нового Завета, коллекционирование рукописей и разработка методов издания в 16-19 веках, новые открытия в области рукописной традиции Нового Завета в 20-21 вв., основные примеры критических и дипломатических изданий 20-21 вв., современное состояние текстологии Нового Завета. Второй блок курса посвящён практическим занятиям по подготовке к изданию фрагмента новозаветного текста (на примере текстов эфиопской традиции).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомиться с историей новозаветной текстологии и основными теоретическими проблемами и практическими достижениями в этой области. Получить сведения об истории античной и средневековой книжности Византии и Западной Европы. Получить практические навыки работы с античными и средневековыми текстами; научиться готовить научно-критическое издание древних текстов, соответствующее современным стандартам.
  • Приобретение базовых знаний в области текстологии, освоение терминологии и принципов изучения и реконструкции текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует знания понятийного аппарата текстологии, может применять ее методы. Умеет анализировать текст.
  • Основные представления о папирологии как науке, знания о древних писчих материалах, географии и хронологии папирусных находок
  • Знать определения ключевых понятий текстологии (текст, рукопись / список, редакция и т.д.)
  • Уметь охарактеризовать цель и задачи текстологии как историко-филологической дисциплины
  • формирование общей картины складывания методов текстологии от античности до наших дней
  • получить представление о специфике текстологии как самостоятельной дисциплины в рамках историко-филологических исследований древних текстов
  • Понимание докритическиго периода новозаветной текстологии.
  • Понимание значения древних переводов Нового завета для текстологии.
  • Понимание причин возникновения ошибок при передаче текста Нового Завета. Умение производить текстологический анализ.
  • Иметь общие представления об аспектах изучения Нового Завета
  • Владеет основными категориями текстологии, способен провести текстологический анализ текста или составить текстологический комментарий
  • знает основы античной текстологии
  • Знать историю сложения Нового завета и важнейшие датировки
  • Знать о школах и концепциях реконструкций Нового Завета
  • освоить основные принципы латинской палеографии
  • студент корректно использует специальные термины текстологии
  • студент умеет оценивать корректность использования специальных терминов текстологии
  • Анализирует книги Нового Завета как памятники литературы
  • Интерпретирует книги Нового Завета в их культурно-историческом контексте
  • Знает основные подходы к изучению чтения и читательских практик. Знаком с историей читательских практик от античности. Имеет представление о связи восприятия текста и типа носителя.
  • Знать определения палеографии, дипломатики и кодикологии
  • Умение использовать латинские источники в исследовании библейской текстологии
  • имеет общие представления о классической текстологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. История. Тема 1. Введение.
  • Раздел 1. История. Тема 2. Книжная культура античного мира.
  • Раздел 1. Тема 3. Происхождение Нового Завета и отдельных книг в его составе.
  • Раздел 1. История. Тема 4. Эволюция новозаветного текста в период ранней Церкви.
  • Раздел 1. История. Тема 5. Книжная культура Византии и Западной Европы (I): Кодекс.
  • Раздел 1. История. Тема 6. Книжная культура Византии и Западной Европы (II): Лекционарный аппарат.
  • Раздел 1. История. Тема 7. Книжная культура Византии и Западной Европы (III): Эволюция греческого письма и книжности.
  • Раздел 1. История. Тема 8. Книжная культура Византии и Западной Европы (IV): Эволюция латинского письма и книжности.
  • Раздел 1. История. Тема 9. Становление научной текстологии Нового Завета.
  • Раздел 1. История. Тема 10. Классификация основных свидетелей новозаветного текста.
  • Раздел 1. История. Тема 11. Теория и практика новозаветной текстологии в XX – начале XXI в.
  • Раздел 2. Теория и практика. Тема 12. Повреждения новозаветного текста.
  • Раздел 2. Теория и практика. Тема 13. Анализ рукописной традиции.
  • Раздел 2. Тема 14. Восстановление текста.
  • Раздел 2. Тема 15. Подготовка текста к изданию.
  • Раздел 3. Практикум.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Активность + 0.25 * Активность + 0.5 * Практическая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ehrman, B. D. (2006). Studies in the Textual Criticism of the New Testament. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=202705
  • Porter, S. E. (2015). Fundamentals of New Testament Textual Criticism. Grand Rapids, Michigan: Eerdmans. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1194573
  • Текстология. На материале русской литературы X-XVII веков, Лихачев, Д. С., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kiss, D., Biondi, G. G., Butterfield, D., Gaisser, J. H., Heyworth, S. J., & Ramírez de Verger, A. (2015). What Catullus Wrote : Problems in Textual Criticism, Editing and the Manuscript Tradition. Swansea: The Classical Press of Wales. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1554310
  • Reggiani, N. (2018). Digital Papyrology II. Case Studies on the Digital Edition of Ancient Greek Papyri. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10E42A91