• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Humanitarian geography

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor


Лавренова Ольга Александровна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагается на выбор всем студентам образовательной программы «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Курс направлен на то, чтобы научить студентов ориентироваться в междисциплинарном поле, связанном с изучением смыслов пространства, сопряженным также с изучением «пространственного поворота» в изучении культуры, религии, искусства, литературы. Курс предполагает как развернутую теоретическую базу, так и рассмотрение различных методологических подходов, позволяющих интерпретировать в пространственном ключе разные аспекты гуманитаристки. Все эти аспекты и подходы объединяются внутри концептов культурного ландшафта и геокультурного пространства, которые видятся как целостность, актуализующая структуры культуры и наделяющая их субстанциональностью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: - знакомство студентов с основами гуманитарных подходов и методов к пониманию географического пространства; - получение базовых знаний по гуманитарной и культурной географии; - формирование представлений о гуманитарной географии как науке.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные направления и содержание философских дискуссий по проблемам гумани-тарно-географических знаний; этапы формирования культур-географической карты мира; культуро-географические проявления процесса глобализации в современном обществе; теоретические положения географии, используемые в гуманитарной географии.
  • Уметь использовать естественнонаучные знания для проведения анализа тематических карт для получения новой информации; выявлять взаимосвязи между культурными явлениями и пространством, различать и интерпретировать особенности культурных ландшафтов в контексте их исторической эволюции; использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования мировоззрения в области гуманитарной географии;
  • Моделировать взаимосвязи между различными явлениями пространственной организации общества; аргументировать собственную мировоззренческую позицию по проблемам геокультурного пространства, видеть их связь с процессами, происходящими в обществе; применять методы гуманитарных наук для страноведческого и регионоведческого анализа и синтеза;
  • Описывать и объяснять структуру культурных ландшафтов с помощью гуманитарных подходов; использовать систематизированные общегеографические знания для постановки и решения профессиональных задач.
  • владеть навыками составления характеристики культурного ландшафта с точки зрения гуманитарных наук; навыками целостного подхода к анализу геокультурного пространства; приемами самоорганизации и самообразования для получения новых знаний в области гуманитарной географии и их использования при изучении профессиональных дисциплин; методами решения профессиональных задач на основе общегеографических знаний в области гуманитарной географии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные понятия гуманитарной географии
  • Тема 2. Структуризация культурного ландшафта методами гуманитарных наук.
  • Тема 3. Семиотические подходы к анализу культурного ландшафта
  • Тема 4. Ландшафт как текст и тексты о ландшафте
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Текущий контроль на семинарах ведется в форме оценки выполнения студентами предлагаемых им заданий по изучаемым темам и источникам. На семинарах предполагаются следующие формы работы: 1) активное участие в обсуждении вопросов и статей, 2) дельные вопросы студента преподавателю, 5) инициативные предложения по освещению тем и подтем.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа (Проект) «Структура культурного ландшафта (по выбору студента)» Студенты проводят самостоятельную исследовательскую работу по выбранному региону, выделяя основные смысловые узлы ландшафта, с выделением сакральных мест, мест памяти, мест «забвения», временных циклов культуры в культурном ландшафте, формируя представление об образе ландшафта (доклад с презентацией на 30-40 минут) Доклады обсуждаются на семинаре.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Для студентов, которые отлично выполнили самостоятельную работу и активно работали на семинарах, экзамен не проводится, оценка выставляется по результатам работы автоматом. Для студентов, которые недостаточно активно работали на семинарах, неудовлетворительно выполнили проект и/или хотят улучшить свой результат, пишут новый вариант проекта (Самостоятельная работа), и отвечают дополнительно на 2 вопроса по темам курса. Преподаватель на экзамене заново оценивает проект и оценивает полноту и правильность ответа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Работа на семинарах + 0.6 * Самостоятельная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васильева, О. Е. Общая гуманитарная география. Практикум : учебное пособие / О. Е. Васильева, А. А. Дмитриева. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 40 с. — ISBN 978-5-8064-3030-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/252506 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ЗАМЯТИН Д.Н. (2002). Стратегии Интерпретации Историко— Географических Образов России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC611C1A