• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar “Prosody, Punctuation and Their Role in Syntax”

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках НИСа на материале разных языков будет рассматриваться связь пунктуации, интонации и паузы с синтаксической структурой. Интонация и пунктуация довольно мало учитываются при исследованиях грамматики, в частности, синтаксиса. Нередко они просто исследуются отдельно или их связь отмечается только точечно. Особенно это касается пунктуации – считается, что это система, обусловленная произволом составителей правил и мало отражающая грамматическую структуру. Однако на деле оказывается, что иногда пунктуация связана с такими важными для грамматики понятиями, как модель управления или сфера действия. Например, в бессоюзных конструкциях часть матричных предикатов допускают слитную конструкцию «с запятой» (Я думаю, ты неправ), часть – конструкцию с интонационным разделением, «с двоеточием» (Я знаю: всё получится), а часть – обе (Я уверен :/, мы сможем найти общий язык), то есть можно говорить о том, что тип интонации и пунктуационного оформления закреплён в модели управления. В других случаях тип знака препинания влияет на сферу действия отрицания и зависимых клауз: например, в предложении Он не звонит, чтобы рассказать новости отрицание не имеет сферу действия шире, чем целевое придаточное; наоборот, в случае Он никогда не звонит – чтобы зря нас не волновать сфера действия целевого придаточного может быть только широкой, шире, чем у не. Та же связь действует и в обратную сторону: сами знаки препинания отражают тонкие аспекты синтаксической структуры (можно говорить о своего рода «лицензировании знаков препинания»). Например, если главная клауза сложного предложения представляет собой вопрос, то вся конструкция может завершаться вопросительным знаком (Ты придёшь, чтобы я тебе выдал деньги?). Однако если вторая часть – это неканоническая подчинительная конструкция (например, с коннекторами типа всё-таки или бессоюзная), то вопрос из главной клаузы не позволяет поставить вопросительный знак в конце, и вообще оформление такого предложения проблематично (*Ты понял: Вася уехал?, ?Мы можем встретиться – всё-таки надо статью сдавать?). Приходите на НИС, и мы обсудим, что известно о связи пунктуации и просодии с синтаксисом и как эти случаи можно описать и классифицировать.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам знания о том, каким образом синтаксис, взаимодействует с неграмматическими характеристиками, такими как пауза, пунктуация, просодические характеристики предложения и его частей.
  • Научить студентов анализировать на практике языковые данные, в которых грамматическое поведение языковых единиц не полностью объясняется грамматическими факторами.
  • Помочь студентам освоить подходы, анализирующие взаимодействие грамматических и неграмматических характеристик.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты владеют основными подходами к взаимодействию синтаксиса с просодией и пунктуацией и различают их основные характеристики.
  • Студенты умеют анализировать языковые примеры на предмет связи между грамматическими особенностями, просодией и пунктуацией
  • Студенты оперируют основными типами языковых явлений, склонных подпадать под коммуникативные и просодические ограничения.
  • Студенты оперируют свойствами местоимений и умеют сопоставлять а) сходные по функции местоимения в разных языках и б) поведение разных разрядов местоимений в одном языке.
  • Студенты ориентируются в синтаксических процессах, характерных для главного предложения, и в единицах, употребляющихся только или преимущественно в главном предложении (main clause phenomena).
  • Студенты владеют понятием синтаксической составляющей и умеют анализировать роль её для акцентного выделения, паузации, выноса темы и ремы.
  • Студенты владеют методами анализа синтаксических структур в терминах иллокутивных актов и понимают роль в комбинировании иллокутивных актов нестандартных просодических характеристик.
  • Студенты имеют начальные представления о формальных подходах к просодии и коммуникативной структуре и умеют ими оперировать.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пунктуация, просодия и сфера действия
  • Обзор основных просодических характеристик, релевантных для грамматики
  • Просодические и коммуникативные ограничения на языковые единицы
  • Местоимения и их просодические характеристики
  • Просодия, пунктуация и синтаксические процессы в сложных предложениях
  • Способы формального описания просодии
  • Иллокутивная цель и просодия
  • Роль синтаксической составляющей для просодических и коммуникативных процессов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: анализ свойств разных типов местоимений и именных групп
    Домашнее задание предполагает анализ свойств местоимений, именных групп, сентенциальных актантов в терминах налагаемых на них ограничений на линейную позицию, просодические свойства и др.
  • неблокирующий Домашнее задание "Связь полипредикации с просодическими характеристиками"
  • неблокирующий Активность
    Оценивается участие студента в занятиях: предлагает ли студент собственные примеры, отвечает ли на вопросы, обсуждает ли спорные языковые данные.
  • неблокирующий Письменный ответ на вопросы или эссе
    Студентам предлагается на выбор либо ответить на несколько вопросов по курсу, либо написать исследовательское эссе по одной из предложенных преподавателем тем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.1 * Активность + 0.1 * Активность + 0.2 * Домашнее задание "Связь полипредикации с просодическими характеристиками" + 0.2 * Домашнее задание: анализ свойств разных типов местоимений и именных групп + 0.4 * Письменный ответ на вопросы или эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A theory of syntax : minimal operations and universal grammar, Hornstein, N., 2009
  • Advances in the syntax of DPs : structure, agreement, and case, , 2014
  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Bayer, J., & Struckmeier, V. (2017). Discourse Particles : Formal Approaches to Their Syntax and Semantics. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1466775
  • Explaining syntax : representations, structures, and computation, Culicover, P. W., 2013
  • Haspelmath, M. (2014). Comparative syntax. Europe, Europe: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5BE52A01
  • Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
  • Local instability : split topicalization and quantifier float in German, Ott, D., 2012
  • Moriguchi, T., Fonagy, I., & Kawaguchi, Y. (2006). Prosody and Syntax : Cross-linguistic Perspectives. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229888
  • Prosodic categories: production, perception and comprehension, , 2011
  • Prosody and embodiment in interactional grammar, , 2012
  • Understanding prosody : the role of context, function and communication, , 2012
  • Wichmann, A., Dehé, N., & Barth-Weingarten, D. (2009). Where Prosody Meets Pragmatics: Vol. 1st ed. Brill.
  • Интонационные стратегии русской речи в сопоставительном аспекте, Янко, Т. Е., 2008
  • Объяснительный словарь русского языка, структурные слова : предлоги, союзы, частицы, междометия, вводные слова, местоимения, числительные, связочные глаголы : около 1200 единиц, под ред. В. В. Морковкина, 2-е изд., испр., 432 с., , 2002
  • Русский синтаксис : структурные и неструктурные объяснения, Летучий, А. Б., 2024
  • Русский язык о ситуациях : конструкции с сентенциальными актантами, Летучий, А. Б., 2021
  • Современный русский язык : Синтаксис, учебное пособие, 2-е изд., 199 с., Галкина-Федорук, Е. М., Горшкова, К. В., Шанский, Н. М., 2009
  • Теоретические проблемы русского синтаксиса : взаимодействие грамматики и словаря, Апресян, Ю. Д., 2010
  • Французский язык : личные приглагольные безударные местоимения, Смирнова, Н. С., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • A history of communications : media and society from the evolution of speech to the Internet, Poe, M. T., 2011
  • Reference in discourse, Kibrik, A. A., 2011
  • The Blackwell companion to phonology. Vol.2: Suprasegmental and prosodic phonology, , 2011
  • Очерки по теории синтаксиса, [учебное пособие], предисл. А. М. Ломакина, 2-е изд., доп., 224 с., Распопов И. П., 2009

Авторы

  • Летучий Александр Борисович