• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Sociological Theory

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
School of Sociology
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • освоение студентами основ нео-марксистской теории, ее понятийного аппарата.
  • студенты овладевают основными приемами теоретического анализа в области конструктивистской социологии
  • студенты ориентируются в основных тезисах теории Гидденса и различают два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания
  • студенты осваивают основания социологического анализа постмодернистских теорий
  • студенты осваивают понятийный аппарат и теоретические основания современной микросоциологии
  • студенты освоили наиболее значительные (популярные) в современном социологическом дискурсе теории, фигуры, школы конфликта
  • студенты отслеживают преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией
  • студенты получают ориентиры для анализа этнометодологических исследований
  • студенты получают представление о теоретической эволюции теории систем -- от Парсонса до Лумана
  • студенты умеют устанавливать и прослеживать взаимосвязь и общие основания неомарксизма и теории Хабермаса
  • • знать базовые принципы и понятия теоретической социологии
  • • знать основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей
  • • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • • иметь навыки работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
  • • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Тема 1. Социология как наука
  • РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ. Тема 1.Эпистемологические проблемы современной социологической теории.
  • Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные пред-посылки возникновения социологии как науки
  • Тема 2.Экскурс (№1) в историю классической социологии: Т. Парсонс: что необходимо знать, переходя к пост-парсонианской социологической теории.
  • Тема 3. Культура и общество.
  • Тема 3. Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта.
  • Тема 4. Социальные институты
  • Тема 4. Экскурс (№2) в социально-философские основания неомарксистской социологии.
  • Тема 5. Социализация.
  • Тема 29. Символический интеракционизм: Герберт Блумер.
  • Тема 5. Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса: задачи социальной теории.
  • Тема 6. Социальные группы и организации
  • Тема 6. Экскурс (№3) в социально-философские основания американских теорий акционизма.
  • Тема 7. Социальное равенство и социальное неравенство
  • Тема 30. Феноменологическая социология: Альфред Шюц.
  • Тема 7. Микроанализ взаимодействия: Ирвинг Гофман.
  • Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения
  • Тема 31. Феноменологическая «социология знания» Питера Бергера и Томаса Лукмана.
  • Тема 8. Этнометодологические исследования.
  • Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества
  • Тема 32. Этнометодология: Гарольд Гарфинкель.
  • Тема 9. Экскурс (№4) в социально-философские основания современных социологических теорий: теория как система «осмысливающих» понятий.
  • Тема 10. Социология и современное российское общество
  • Тема 33. Социология повседневности Эрвинга Гоффмана.
  • Тема 10.Конституирование общества и новые правила социологического метода: Э. Гидденс.
  • РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Тема 1. История социологии как область знания.
  • Тема 11.Конструктивизм П. Бурдье.
  • Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.
  • Тема 12. Новая теория систем Н. Лумана.
  • Тема 3. Социология Огюста Конта.
  • Тема 13."Постмодернистское" теоретизирование в социологии.
  • Тема 4. Социология Герберта Спенсера.
  • Тема 5. Социология Карла Маркса.
  • Тема 6. Натурализм в социологии.
  • Пост-парсонианское теоретизирование в социологии: Социология конфликта
  • Тема 7. Психобиологический и психологический редукционизм
  • социально-философские основания неомарксистской социологии
  • Тема 8. Социология Фердинанда Тённиса.
  • Теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса
  • Тема 9. Социология Георга Зиммеля.
  • "Постмодернистское" теоретизирование в социологии.
  • Тема 10. Социология Эмиля Дюркгейма.
  • социально-философские основания американских теорий акционизма.
  • Тема 11. Социология Вильфредо Парето.
  • Микроанализ взаимодействия: Ирвинг Гофман
  • Тема 12. Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX–ХХ веков
  • Этнометодологические исследования
  • Тема 13. Социология Макса Вебера
  • Конституирование общества и новые правила социологического метода: Э. Гидденс.
  • Тема 14. Эмпирические социальные исследования в XIX–первой половине ХХ века.
  • Конструктивизм П. Бурдье.
  • Тема 15. Исследования локальных сообществ в американской социоло-гии первой половины ХХ века: «Средний город» (Р. и Х. Линд), «Янки-Сити» (У. Ллойд Уорнер).
  • Новая теория систем Н. Лумана.
  • Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии
  • Тема 17. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.
  • Тема 18. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.
  • Тема 19. Социология Питирима Сорокина.
  • Тема 20. Структурный функционализм: Толкотт Парсонс.
  • Тема 21. Структурный функционализм: Роберт Кинг Мертон.
  • Тема 22. Социология Томаса Хэмфри Маршалла.
  • Тема 23. Социология Чарлза Райта Миллса.
  • Тема 24. Франкфуртская школа неомарксизма.
  • Тема 25. Неофрейдизм в социологии.
  • Тема 26. Чикагская социологическая традиция в 30-е – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз.
  • Тема 27. Теории социального обмена: Джордж Каспар Хоманс, Питер Блау.
  • Тема 28. Теории социального конфликта: Льюис Козер, Ральф Дарендорф.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
    Студент должен продемонстрировать:  знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала;  грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе
    Студент должен продемонстрировать:  умение грамотно осуществлять отбор источников;  знание источников;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;  обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации;  владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках;  способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории;  соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном виде в эссе должны быть соблюдены содержательные и формальные требования.
  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
    Студент должен продемонстрировать:  знание материала лекций и обязательной литературы;  понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. При электронном режиме тестирования требования те же.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2)
    Студент должен продемонстрировать: • знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; • грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе (2)
    Студент должен продемонстрировать: • умение грамотно осуществлять отбор источников; • знание источников; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • способность интерпретировать и оценивать явления и события соци-альной жизни с позиций социологического знания; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; • обладание навыками выявления и оценки социально значимых явле-ний, их анализа и интерпретации; • владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; • способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; • соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном варианте эссе должны быть соблюдены все содержательные и формальные требования.
  • неблокирующий Контрольная работа в форме теста (2)
    Контрольная работа проводится в форме теста по материалу курса, пройденному за полугодие. Студент должен продемонстрировать: • знание материала лекций и обязательной литературы; • понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. К электронному тестированию применяются те же требования.
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
    Студент должен продемонстрировать: знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе
    Студент должен продемонстрировать: умение грамотно осуществлять отбор источников; знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации; владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.).
  • неблокирующий Экзамен
    Принимается в форме устного собеседования по материалу курса
  • неблокирующий домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам
    при пересдаче оценка снижается на балл (10-ти балльная система); в этой же оценке учитывается аудиторная активность (на лекциях: вопросы, ответы на вопросы по содержанию лекции), максимум -- 0,5 балла за одну пару лекций.
  • неблокирующий эссе
    несоблюдение сроков сдачи снижает оценку на 1 балл (5-ти балльная шкала), 2 балла (10-ти балльная)
  • неблокирующий контрольная работа
    при пересдаче оценка снижается на 1 балл (10-три балльная)
  • блокирует часть оценки/расчета экзамен
    проводится в форме собеседования по выбранной экзаменующимся теме (список вопросов по курсу или тема эссе); выбранная тема служит началом собеседования, в ходе которого экзаменатор переходит и к другим темам курса, непосредственно или опосредованно связанных с изначальной темой. Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/j/99934700914?pwd=WGpHQVdNRHVrQUtMa3hWYmtkWjMrQT09). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, которое будет выложено на странице дисциплины в системе LMS накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
    Студент должен продемонстрировать: знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе
    Студент должен продемонстрировать: умение грамотно осуществлять отбор источников; знание источников; способность к восприятию, обобщению, анализу информации; способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания; умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации; владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.).
  • неблокирующий Экзамен
    Принимается в форме устного собеседования по материалу курса
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 2 модуль
    0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Эссе
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.4 * Аудиторная работа (2) + 0.3 * Эссе (2) + 0.3 * Контрольная работа в форме теста (2)
  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0.35 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.35 * Эссе + 0.3 * Экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * домашние задания -- конспекты первоисточников по заданной схеме + рефераты по первоисточникам + 0.5 * эссе + 0.2 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 1997
  • Cuff, E. C., Sharrock, W. W., Francis, D. W., & Dennis, A. J. (2016). Perspectives in Sociology (Vol. Sixth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1067638
  • Hughes, J. A., & Sharrock, W. W. (2014). The Philosophy of Social Research (Vol. 3rd ed). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2115995
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм, Э., 1996
  • Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман, А. Б., 2008
  • Симонова, О. А. История социологии ХХ века: избранные темы [Электронный ресурс] : учеб. пособие / О. А. Симонова. – Москва : Университетская книга; Логос, 2008. – 208с. – (Новая университетская библиотека). - ISBN 978-5-98704-112-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/469042
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Социология: её предмет, метод, предназначение, Дюркгейм, Э., 2008
  • Теория общества : фундаментальные проблемы, , 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гарфинкель, Г., & Корбут, А. (2003). Что Такое Этнометодология? Социологическое Обозрение, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15751388
  • Классики теоретической социологии ХХ века : рабочая тетрадь по истории социологии, , 2001
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • Орехов, А. М. Институциональная социальная теория: Поймать черную кошку в темной комнате? [Электронный ресурс] / А. М. Орехов. - Москва : Инфра-М, 2014. - 11 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/482847
  • Орехов, А. М. Социальная теория: к проблеме самоопределения и структуры [Электронный ресурс] / А. М. Орехов. - М.: Инфра-М, 2014. - 10 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com
  • Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан, О. И., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология неравенства : теория и реальность, Шкаратан, О. И., 2012
  • Социология социальных изменений, Штомпка, П., 1996
  • Ускользающий мир : как глобализация меняет нашу жизнь, Гидденс, Э., 2004