• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Authenticiy

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология аутентичности» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах: «Основы экзистенциального анализа и логотерапии», «Онтология личности», «Аксиология личности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:1) знать теоретические и практические основы психологического консультирования; 2) знать категориальную систему экзистенциальной психологии и психотерапии; 3) уметь применять феноменологический метод для распознавания экзистенциальных содержаний в переживаниях личности; 4) иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психология поиска смысла»; «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о проблеме аутентичности в контексте экзистенциально-аналитической теории личности, в освоении центральных понятий третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной с вопросами автономности, аутентичности, самоценности личности, в изучении и самопознании основных экзистенциальных реальностей, относящихся к третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации – сожаления, раскаяния, эстетических чувств, уважения, справедливости, достоинства личности, априорного признания ценности личности.
  • Теоретическое и практическое освоение метода персонального экзистенциального анализа, - его понятийного аппарата и процессуальной диалогической модели актуализации личности, в формировании представлений об области применения этого метода и навыков его использования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные психологические содержания 3-ей фундаментальной экзистенциальной мотивации.
  • Формулирует представления об отграничении: мотивы, условия, специфику, закономерности, сопряжённые переживания и последствия для жизни личности.
  • Знает проявления и умеет распознавать спонтанные защитные реакции при переживании человеком потери самого себя.
  • Имеет навык использования техники персонального сообщения критических замечаний.
  • Знает психологические проявления утраты возможности быть собой: реакции, чувства, характерологические особенности.
  • Имеет навык применения метода персональной обработки чувства вины.
  • Понимает содержание понятия "Уважение" и распознаёт феноменологию переживания самоценности.
  • Знает варианты психопатологии, формирующейся при отчуждении от собственного тела.
  • Знает и формулирует внешние и внутренние предпосылки для формирования самоценности и укрепления собственного «Я».
  • Имеет представление о генезе, значении и обхождении с проблемой самоценности в психологическом консультировании и психотерапии.
  • Владеет представлениями и может описать модель Личности с точки зрения экзистенциально-аналитической теории.
  • Знает производные, конститутивные составляющие и формы проявления Личности.
  • Знает показания для применения и этапы процесса Персонального экзистенциального анализа (ПЭА) как модели построения внутреннего диалога личности и как психотерапевтического метода.
  • Знает показания и имеет навыки применения метода «Биографический экзистенциальный анализ» («БЭА»).
  • Понимает значение и содержание самодистанцирования, самопринятия и самотрансценденции для практики психологического консультирования и психотерапии.
  • Знает и различает философский, биологический и духовно-ориентированный подходы к пониманию совести в психологии.
  • Умеет разделять переживания, связанные с совестью и со Сверх-Я.
  • Определяет различия между консультативной и психотерапевтической обработкой чувства вины.
  • Знает различные взгляды на понятие «Самость» в представлении В. Джеймса, К.-Г. Юнга, Г.-С. Салливана, К. Роджерса, Х. Кохут, В. Франкла.
  • Понимает процесс формирования и закрепления Самости в теории экзистенциального анализа.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нахождение самого себя посредством отграничения от иного
    Соотношение отграничения и отрицания. Два шага отграничения от иного. Побудительные мотивы для проведения границ. Условия, которые делают проведение границ возможным. Гендерная специфика отграничения. Отграничение и отношения. Закономерности проведения границ внутри сложившихся отношений. Переживания, связанные с проведением границ. Возможные проблемы, связанные с проведением границ. Позитивное основание для отграничения: внутреннее «да» во внешнем «нет». Отграничение в жизненной перспективе.
  • Копинговые реакции при невозможности быть самим собой
    Персонально-ориентированное сообщение другому человеку неприятных для него критических замечаний. Сообщение другому человеку о собственных недостатках и слабостях: возможные проблемы. Копинговая реакция «основное движение» в 3- ФМ: уход на дистанцию. Многообразие копинговых реакций активизма в 3-й ФМ. Агрессия 3-й ФМ: упрямство, злость, гнев. «Рефлекс мнимой смерти» 3-й ФМ: расщепление и диссоциация.
  • Психологические последствия утраты возможности быть самим собой
    Последовательность чувств, возникающих при фрустрации возможности быть самим собой. Обиженность и оскорбленность как реакция на унижение и отвержение со стороны других людей. Два типа характерологических особенностей, формирующихся как реакция на страх быть обиженным или оскорбленным. Типичные чувства, сигнализирующие об утрате способности быть самим собой: ощущение неловкости, отвращение, зависть, раздражение, ревность. Персональная обработка обиженности и оскорбленности: прощение. Собственные действия, в которых человек теряет самого себя. Персональная обработка отчуждения от самого себя: сожаление, раскаяние.
  • Основная духовная деятельность 3-й ФМ: внимательно смотреть на иное, признавая его ценность
    Ритуалы приветствия, демонстрирующие уважение и внимание к другому человеку. Уважение: этимология и феноменология. Уважение и признание ценности самого себя. Самоценность и отношение к собственному телу. Феноменологическое исследование переживания ценности собственного тела. Варианты психопатологии, формирующейся при отчуждении от собственного тела.
  • Предпосылки развития самоценности и формирования Я
    Два «зеркала», благодаря которым формируется образ самого себя. Внешние предпосылки развития самоценности. Внутренняя деятельность по формированию самоценности и развитию «силы Я». Одобрение и признания самого себя. Диалогика формирования самоценности. Занятие позиции по отношению к самому себе. Критерий вынесения суждения о самом себе. Отправная точка зарождения аутентичности. Аутентичность, этика, мораль.
  • Самоценность
    Биографическое развитие самоценности (СЦ). Составляющие СЦ. СЦ и эстетика: искусство и китч. Индукция СЦ на практике. Обхождение с проблематикой СЦ в психологическом консультировании. Психотерапевтический подход к СЦ. Обобщающий обзор процессов 3-й ФМ.
  • Понятие «Личность» в современном экзистенциальном анализе
    Приближение к понятию «Личность»: этимология и варианты образных представлений. Четыре основные описания Личности. Модель Личности «Я с самим собой». Соотношение Я и Личности. Интимность и ответственность за самого себя. Стыдливость как защитная функция интимного полюса Личности. Производные от основных описания Личности. Конститутивные составляющие Личности: свобода, ответственность, достоинство, аутентичность. Формы проявления Личности: индивид, субъект, индивидуальность, экзистенция. Нахождение персонального – процесс Встречи.
  • Персональный экзистенциальный анализ: систематизация отдельных шагов
    Конститутивные составляющие диалога. Проявления бытия Личностью во Встрече. Обхождение Личности с самой собой. Показания для применения персонального экзистенциального анализа (ПЭА). Методические шаги ПЭА и их антропологические основания. ПЭА0: описание и информация. ПЭА1: феноменологический анализ впечатления. ПЭА2: понимание, соотнесение с совестью, занятие внутренней позиции. ПЭА3: выражение внутренней позиции вовне. Примеры применения метода ПЭА. Особенности применения ПЭА в самопознании, самоуправлении, психологическом консультировании и психотерапии.
  • Биографический экзистенциальный анализ
    Понимание биографии человека в экзистенциальной психологии. Реструктурирование проявлений Личности в биографии. Биография как становление Личностью в единстве прошлого, настоящего и будущего человека. Структурные элементы биографии. Шаги консультативного и психотерапевтического метода «Биографический экзистенциальный анализ» (БЭА). Примеры применения БЭА. Параллели методов ПЭА и БЭА.
  • Самодистанцирование, самопринятие и самотрансценденция как способности личности
    Содержание самодистанцирования и его стадии. Самодистанцирование в практике самопознания и самоуправления. Внутренний диалог как форма самодистанцирования. Применение самодистанцирования в практике консультирования и психотерапии: различные варианты техники интерпозиции. Самопринятие как «духовный антагонист» к самодистанцированию. Применение самопринятия на практике. Самотрансценденция как антропологический феномен. Самотрансценденция и интенциональность. Рецептивная и активно-деятельностная стороны самотрансценденции. Побуждение клиента к самотрансценденции в практике психологического консультирования и психотерапии.
  • Совесть и Сверх-Я
    Совесть как внутреннее основание нравственной чувствительности и аутентичности Личности. Философское понимания совести, биологический и духовно-ориентированный подходы к пониманию совести в психологии. Совесть как интуитивное чувствование иерархии ценностей. Соотношение совести и Сверх-Я. Переживания ответственности и вины. Различие в переживаниях, связанных с совестью и со Сверх-Я. Развитие способности слышать голос совести в онтогенезе и актуалгенезе. Консультативная и психотерапевтическая обработка чувства вины.
  • Понятие «Самость» в современном экзистенциальном анализе
    Понятие «Самость» в психологии: В. Джеймс, К.-Г. Юнг, Г.-С. Салливан, К. Роджерс, Х. Кохут, В. Франкл. Понятие «проприум» Г. Оллпорта. Соотношение между Я и Самостью. Расстройства в сфере Я и Самости. Роль-идентификация-идентичность аутентичность. Внутреннее формирование и закрепление Самости: мнение-позиция-установка. Метод изменения внутренней позиции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Рефлексивно-аналитическое эссе
    Объем: 3-4 тыс. слов.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Рефлексивно-аналитическое эссе + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-05227-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-434066
  • Человек как предмет познания, Ананьев, Б. Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кьеркегор С. - Страх и трепет (1843) (Пер. П. Г. Ганзена) - Издательство "Лань" - 2013 - 25с. - ISBN: 978-5-507-11698-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/5927
  • Персонология : жизнь личности в культуре, Старовойтенко, Е. Б., 2015
  • Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие, Молчанова, О. Н., 2010
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., Зиглер, Д., 2009