• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

01.04.01 Mathematics

Approved by
Протокол № 08 заседания Ученого совета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» от 30.09.2016
HSE University Educational Standard
Last Update
30.08.2019 Протокол заседания УС факультета математики №106
Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2024/2025 Academic year

Joint Master's Programme with the Centre for Teaching Excellence

Type: Applied
Track Supervisor: Bychkova, Lydia
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2023/2024 Academic year

Joint Master's Programme with the Centre for Teaching Excellence

Type: Applied
Track Supervisor: Bychkova, Lydia
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр

2022/2023 Academic year

Joint Master's Programme with the Centre for Teaching Excellence

Type: Applied
Track Supervisor: Bychkova, Lydia
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Competitive Advantages

Соответствие одной из основных тенденций современного математического образования – вариативности уровней обучения и индивидуализации образовательных траекторий, совершенствованию различных форм работы с одарёнными детьми.

Уникальное для нынешней отечественной системы подготовки педагогических кадров сочетание высоких научных стандартов обучения на факультете математики НИУ ВШЭ и многолетнего опыта практических и инновационных разработок Центра Педагогического Мастерства Департамента Образования г. Москвы в сфере школьного математического образования.

Обучение по индивидуальному учебному плану, утверждаемому научным руководителем студента, куда могут быть включены любые курсы из обширного пула курсов по выбору, предлагаемого факультетом и его партнёрами, а также — по согласованию с руководством программы — курсы читаемые другими учебными подразделениями НИУ ВШЭ.

Тесная и непосредственная интеграция обучения с практической деятельностью в разных видах современного математического образования. В целом, более половины учебного плана отведены для практик, самостоятельной учебно-методической, проектной и исследовательской работы. Непрерывная педагогическая практика работы в образовательных учреждениях г. Москвы (включая школы верхних позиций из рейтингов ДОгМ) под руководством ведущих учителей математики и методистов.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

ОП «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ»  направлена на подготовку высокопрофессиональных  учителей и преподавателей математики, обладающих следующими профессиональными компетенциями:

– адекватно осознавать возникающие или поставленные задачи в сфере математического образования;

– организовывать планирование исследований и путей решения поставленных задач;

  • достаточно широкий математический и научно-методический кругозор, позволяющий делать компетентные суждения не только в той области, которой посвящена выпускная квалификационная работа, но и в других областях профессиональной деятельности;
  • способность вести эффективную профессиональную деятельность в группе, в том числе интернациональной, владение современными коммуникационными средствами для совместной удалённой работы, умение разрешать проблемы, связанные с разницей научных и профессиональных воззрений;

– уметь формировать и использовать базы данных имеющихся сведений об уже известных и возможных подходах к решению учебных задач;

– грамотно оценивать возможные психологические и педагогические риски и перспективы в процессе решения конкретных методических задач;

– иметь прочные представления о структуре, характере и особенностях изложения учебного материала в действующих учебно-методических комплектах учебников и задачников, иметь навыки самостоятельной работы с исследовательскими статьями, монографиями и другими источниками информации;

– умение представлять итоги проделанной работы в виде рефератов, оформленных в соответствии с современными требованиями в том числе с применением компьютерных полиграфических программ.

  • подтвержденный практикой опыт самостоятельной работы с научно-исследовательскими статьями и монографиями, а также современными поисковыми системами научной информации и архивами научных материалов
  • способность к самостоятельному освоению новых методов работы, изменению научного профиля своей деятельности и осознанному выстраиванию траектории профессионального развития
  • опыт преподавательской деятельности, способность систематизировать и концептуально излагать учебный материал, умение внимательно, терпеливо и не предвзято выслушивать решения задач и оказывать методическую помощь в самостоятельном решении задач обучающимися математике.
Programme Modules

Учебные планы и, соответственно, процесс обучения на ОП, разделены на два блока №1 «Дисциплины» и №2 «Практики, НИР». На первом году обучения - это 34 и 26 зачетных единиц, на втором году обучения - это 22 и 38 з.е., из них 26 з.е. – на подготовку выпускной квалификационной работы.

В соответствии с образовательным стандартом в цикл общих дисциплин направления «Математика» на первом году обучения входит дисциплина «Математические методы естествознания» (5 з.е., МФ ВШЭ). В цикл дисциплин программы входят базовая и вариативная части.

К дисциплинам базовой части относятся на первом курсе обучения «История математики в контексте мировой истории» (4 з.е.,ЦПМ) и «Теоретические основы школьного курса математики» (5 з.е., ЦПМ и ВШЭ) и на втором курсе обучения «Методика преподавания математики» (5 з.е., ЦПМ) и «Психология» (5 з.е., Институт Образования НИУ ВШЭ).

Вариативная часть составляет 20 з.е. и 12 з.е. по годам обучения. Дисциплины по выбору студент выбирает из двух основных источников:

- общефакультетского пула дисциплин и научно-исследовательских семинаров ФМ ВШЭ в соответствии со своим уровнем и научными интересами;

- курсов по выбору Института Образования ВШЭ.

Возможно включение в вариативную часть ряда дисциплин Факультета компьютерных наук, общеуниверситетской кафедры высшей математики ВШЭ, Школы Анализа Данных (ШАД), курсов Независимого Московского Университета.

            Важнейшей содержательной составляющей учебного плана является научно-исследовательский семинар ОП (включен в блок №2). Его тональность меняется от в основном академической в первом году обучения («Задачи математических соревнований» - 1 и 4 модули, «Стохастика в школе» - 2 модуль, «Преподавание геометрии» - 3 модуль) к самостоятельно исследовательской на втором году обучения (занятия НИС в основном организованы на основе докладов студентов по истории, методике и практике преподавания математики).

            Обучение на первом году заканчивается защитой курсовых работ (КР), на втором году – защитой магистерских диссертаций (ВКР) в формате устной публичной презентации перед членами государственной академической комиссии по тексту ВКР (от 30 до 60 с. текста) с представлением отзывов научного руководителя и независимого внешнего рецензента.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Joint Master's Programme with the Centre of Teaching Excellence'

Go to Programme Contents and Structure