• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Clinical and Special Psychology

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1, 2 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Клиническая и специальная психология» направлен на ознакомление с основными теоретическими и практическими направлениями в диагностике детей с различными видами аномалий развития. Дисциплина формирует у студентов представление о психологии аномального развития детей – теоретической и практической области клинической психологии и медицины, направленной на исследование закономерностей аномального развития личности ребенка в условиях болезни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными теоретическими и практическими направлениями в диагностике детей с различными видами аномалий развития.
  • Формирование у студентов представления о психологии аномального развития у детей – теоретической и практической области клинической психологии и медицины, направленной на исследование закономерностей аномального развития личности ребенка в условиях болезни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные методологические принципы клинической психологии
  • Понимает основные закономерности психических заболеваний у детей
  • Понимает основные закономерности психического дизонтогенеза у детей
  • Владеет основными методами психологического исследования аномального ребенка
  • Ориентируется в основных методах коррекционной работы с аномальными детьми
  • Способен взаимодействовать с детьми с различными нозологиями и их родителями в рамках психологической помощи им
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1.Предмет и содержание курса.
    Практическое значение проблемы. Место психологии аномального развития ребенка в ряду смежных дисциплин (психологии нормального детства, дефектологии, детской психи-атрии). Основные этапы развития детской патопсихологии.
  • Тема 2. Закономерности психических заболеваний у детей.
    Соотношение социального и биологического в возникновении психических заболеваний в детском возрасте. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте. Генетические и соматические предпосылки психического онтогенеза. Мозговые структуры и психическое развитие ребенка. Основные уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.
  • Тема 3.Закономерности нарушения психического развития (дизонтогенеза) у детей.
    Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. Первичные и вторичные нарушения (Л.С.Выготский). Роль гетерохронии и асинхронии в нормаль-ном и патологическом системогенезе. Основные симптомы асинхронии развития: ретардация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс. Типы асинхронии развития.
  • Тема 4.Психологические методы исследования аномального ребенка.
    Направленное наблюдение, качественный анализ психического развития ребенка. Нейро- и патопсихологические методы исследования. Экспериментальное обучение как метод диагностики нарушений развития. Психологические тесты. Синтетические тесты. Прин-ципы их по-строения. Тест Бине-Симона и его модификации. Критика синтетических тестов. Аналитические тесты. «Психологический профиль» Россолимо. Схема построения и качественный анализ теста Векслера. Критика аналитических тестов. Методы исследования когнитивных процессов. Методы исследования личности. Проективные методы (ТАТ, КАТ), тест фрустрации Розенцвейга, тест Руки. Игра и рисование как диагностические методы.
  • Тема 5.Методы коррекционно-педагогической работы с аномальными детьми.
    Проблема соотношения медикаментозной терапии и психотерапии. Терапия игрой. Обучение в условиях дефекта. Лечебная педагогика.
  • Тема 6. Психологическая характеристика отдель-ных форм психических расстройств в детском возрасте
    Психологическая характеристика отдельных форм психических расстройств в детском возрасте: а) психическое недоразвитие. Психологическая характеристика познавательной деятельности детей-олигофренов. Формирование личности умственно отсталого ребенка. Особенности игровой и учебной деятельности. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии. Принципы отбора во вспомогательные школы. б) задержанное психическое развитие. Клинические варианты задержки психического развития. Дифференциальная диагностика задержки психического развития от психического недоразвития и педагогической запущенности. Понятие психического инфантилизма. Клиникопсихологическая структура нарушений при задержке психического развития. Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. в) поврежденное психическое развитие. Проблема распада психических функций в детском и подростковом возрасте. Клинико-психологические особенности нарушений психических функций вследствие менингитов, менингоэнцефалитов, травмах головного мозга, эпилепсии и ревматических заболеваний. Психологическая характеристика детей с явления-ми деменции. Типы органической деменции (травматическая, эпилептическая и т.д.). Прогноз развития детей с явлениями деменции. Возможности обучения и воспитания детей с явлениями деменции. г) дефицитарное развитие. Психологическая характеристика детей с грубым недоразвитием либо повреждением отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опор-но-двигательного аппарата, а также рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Соотношение первичного и вторичного дефектов в формировании психических нарушений. Особенности эмоционально-личностной сферы. Вопросы компенсации. Возможности обучения и воспитания. д) искаженное развитие. Психологическая характеристика эмоциональных и познавательных процессов при синдроме раннего детского аутизма различного генеза. Аутизм и аутистические синдромы в детском возрасте, их классификация. Специфика эмоциональной регуляции при РДА, ведущие патопсихологические синдромы. Клинико-психологическая структура нарушений при искаженном развитии. Виды коррекции. е) дисгармоничное развитие. Психологическая характеристика отдельных видов психопатий. Роль нарушений темперамента. Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения в формировании психопатической личности. Акцентуации характера в под-ростковом возрасте, классификация и основные клинико-психологические характеристики. Компенсаторные и псевдокомпенсаторные образования при различных видах психопатий. Психогенные реакции детского и подросткового возраста. Патохарактерологические развития личности. Области применения диагностики аномалий психического развития у детей: а) дифференциально-диагностическоие исследования больных детей в психоневрологических учреждениях. б) отбор в специальные школы (вспомогательные, для задержек психического разви-тия и т.д.). в) психологическая диагностика школьных трудностей у детей с эмоциональными и ин-теллектуальными нарушениями. г) психологическая диагностика детей с отклонением поведения. д) профориентация аномальных подростков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповая дискуссия
  • неблокирующий Опрос
  • неблокирующий Кейс-задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Орезульт = 0,1 х О диск. по теме 1 + 0,1 х О дис. по теме 2 + 0,1 О опрос по теме 3 + 0,1 х О кейс по теме 4 + + 0,1 х О кейс по теме 5 + + 0,1 х О кейс по теме 6 + 0,4 х Оэкзам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., Брушлинского, А. В., 2002
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., Урбина, С., 2002
  • Психофизиология ребенка : психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для вузов, Дубровинская, Н. В., Фарбер, Д. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • составитель Н. Л. Белопольская - Детская патопсихология: хрестоматия - ООО "Когито-центр" - 2010 - 351с. - ISBN: 978-5-89353-309-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109228