• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Equality and Discrimination: Comparative Legal Analysis of Theoretical Concepts and Judicial Practice

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Цель изучения дисциплины – изучение в сравнительной перспективе теоретических подходов к понятиям равенства, равноправия, дискриминации и дифференциации, а также применение изученных подходов, методов и категорий в собственных правовых исследованиях для анализа законодательства и правоприменительной практики различных стран в области обеспечения равного доступа к правам и реализации принципа равенства в различных сферах экономической, социальной и культурной жизни. В ходе изучения дисциплины для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи: изучение теоретических концепций, категорий, правовых стандартов в сфере обеспечения равенства и защиты от дискриминации; обсуждение проблем, возникающих на практике в разных странах при реализации принципов равенства, равных возможностей и равного обращения и принципа запрета дискриминации по признакам национальности, этнической принадлежности, расы, пола, возраста, языка, религии и иных признаков статуса личности. Во время прохождения курса студенты проанализируют понятие «равенства» в политическом, социальном и юридическом контексте, а также соотношение между запретом дискриминации и обеспечением принципа равноправия. Теоретико-правовая часть включает в себя такие темы, как понятие дискриминации; прямая и косвенная дискриминация; допустимые отступления от равенства в обращении; отличие дискриминации от дифференциации; виды дискриминационного обращения и дискриминационных практик. Во время прохождения дисциплины студенты познакомятся с законодательством и судебной практикой России и зарубежных стран, в том числе стран СНГ, а также с международно-правовыми стандартами, решениями КПЧ ООН, ЕСПЧ и ряда региональных органов (в частности, Межамериканского суда по правам человека). В результате изучения дисциплины студент должен получить актуальные представления о дискриминации и дискриминационных практиках, способах их предотвращения, методах исследования и доказывания в судах и специально созданных для борьбы с дискриминацией государственных институтах и органах; научиться применять изученные методы, подходы и категории для проведения мониторинга и анализа дискриминационных практик и выработки рекомендаций по внедрению наиболее успешных механизмов их предотвращения; отличать дискриминационное обращение от других видов неравного обращения, т.е. дифференциации; понимать сущность вводимых государствами позитивных мер выравнивания для представителей уязвимых групп населения и отличие этих мер от дискриминации; быть способным предлагать правовые решения проблемы дискриминации и обеспечения равного доступа к правам. В качестве элемента текущего контроля дисциплина предусматривает подготовку домашнего задания в форме мультимедийной презентации доклада по одной из тем по согласованию с преподавателем. Промежуточная аттестация проходит в форме устного опроса на экзамене, с учетом оценок, полученных за выполнение текущего контроля и активности на семинарских занятиях. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель изучения дисциплины – изучение в сравнительной перспективе теоретических подходов к понятиям равенства, равноправия, дискриминации и дифференциации, а также применение изученных подходов, методов и категорий в собственных правовых исследованиях для анализа законодательства и правоприменительной практики различных стран в области обеспечения равного доступа к правам и реализации принципа равенства в различных сферах экономической, социальной и культурной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает: элементы юридической концепции дискриминации, понятие равноправия;
  • уметь отличать дискриминационное обращение от других видов неравного обращения, т.е. дифференциации, и понимать сущность вводимых государствами позитивных мер выравнивания для представителей уязвимых групп населения и отличие этих мер от дискриминации;
  • знать на экспертном уровне международно-правовые стандарты, решения КПЧ ООН и ряда региональных органов (в частности, Межамериканского суда по правам человека, ЕСПЧ и др.);
  • иметь актуальные представления о дискриминации и дискриминационных практиках, способах их предотвращения, методах исследования и доказывания в судах и специально созданных для борьбы с дискриминацией государственных институтах и органах;
  • уметь применять изученные методы, подходы и категории для проведения мониторинга и анализа дискриминационных практик и выработки рекомендаций по внедрению наиболее успешных механизмов их предотвращения;
  • иметь навык использования результатов сравнительных исследований в научной деятельности и юридической практике;
  • знать законодательство и судебную практику Российской Федерации в сфере обеспечения равноправия и предотвращения дискриминации и уметь анализировать возникающие правовые проблемы;
  • уметь применять на практике методику выявления фактов дискриминации и их научно-экспертной оценки, а также использовать полученную информацию для судебного доказывания фактов дискриминации;
  • уметь выявлять случаи дискриминации по признаку расы и этнической принадлежности, составлять экспертные доклады и правовые заключения по данной проблеме и вырабатывать законодательные предложения по предотвращению национальной (этнической) дискриминации;
  • уметь применять на практике полученные знания при разработке законодательных предложений в области сохранения малых языков, запрета лингвистической дискриминации и правового регулирования статуса различных языков;
  • иметь навыки экспертной оценки дискриминационного законодательства и случаев дискриминации по признаку религиозной принадлежности или отношения к религии, знать судебную практику Российской Федерации по вопросам защиты религиозных прав;
  • знать основную проблематику в сфере защиты прав женщин, детей и пожилых лиц; уметь выявлять случаи гендерной дискриминации; иметь навык подготовки аналитических материалов по проблематике дискриминации женщин в сфере труда;
  • уметь выявлять факты дискриминации по признаку возраста, состояния здоровья и инвалидности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Равенство и равноправие. Понимание равенства в политическом, социальном, юридическом контексте
  • Тема 2. Виды дискриминации. Дискриминация и дифференциация. Позитивные меры выравнивания
  • Тема 3. Запрет дискриминации как общепризнанный принцип международного права.
  • Тема 4. Принцип недискриминации в законодательстве зарубежных государств. Обеспечение равенства в обращении на законодательном и правоприменительном уровнях
  • Тема 5. Юридическое обеспечение равенства в обращении и борьба с дискриминацией в Российской Федерации
  • Тема 6. Методика выявления и доказывания случаев дискриминации
  • Тема 7. Дискриминация признаку расовой и национальной (этнической) принадлежности
  • Тема 8. Дискриминация по признаку языка.
  • Тема 9. Реализация принципа равенства независимо от религиозной принадлежности человека.
  • Тема 10. Дискриминация по признаку пола
  • Тема 11. Дискриминация по признаку возраста. Дискриминация по признаку состояния здоровья.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, работа в малых группах, деловые игры)
  • неблокирующий Доклад и его мультимедийная презентация
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Мут-корт
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    Oауд *0,3 + Одокл *0,2 + Одз *0,2 + Оип *0,3 где Oауд - оценка за работу на занятиях; Одокл – оценка за доклад, Одз - оценка за домашнее задание, Оип – игровой судебный процесс (мут-корт)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Christina Fisanick. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399077
  • De Varennes, F. (1999). Equality and Non-discrimination: Fundamental Principles of Minority Language Rights. International Journal on Minority & Group Rights, 6(3), 307–318. https://doi.org/10.1163/15718119920907767
  • HERNANDEZ, T. K. (2019). Racial Discrimination. [S.l.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2201378
  • Lauri S. Friedman. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399135
  • Martin Dufwenberg, & Astri Muren. (2003). Discrimination By Gender And Social Distance. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB2A81A1
  • Nelson, T. D. (2016). Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination : 2nd Edition (Vol. Second edition). New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1055322
  • Non-Discrimination Law: Comparative Perspectives, , 1999
  • Racial and cultural minorities : an analysis of prejudice and discrimination, Simpson, G. E., 1965
  • Racial discrimination : institutional patterns and politics, Kamali, M., 2009
  • Roland, J. (2019). Disability Discrimination. San Diego, CA: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849555
  • Skorupa-Wulczyńska, A. (2019). Language Rights in the Light of International Law. https://doi.org/10.12775/CLR.2018.003
  • Williams, S. H. (2009). Constituting Equality : Gender Equality and Comparative Constitutional Law. Cambridge University Press.
  • Дискриминация в социально-трудовых отношениях: экономико-институциональный аспект : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05, Стукен, Т. Ю., 2009
  • Дискриминация в США: правовые и социологические исследования, Харрис, Д., 2005
  • Дискриминация вне закона : сб. документов, , 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Atrey, S. (2019). Intersectional Discrimination (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255393
  • Barbara Wejnert, & Eunice Rodriguez. (2015). Enabling Gender Equality : Future Generations of the Global World. Emerald Group Publishing Limited.
  • Chiasson, M., & Canadian Teachers’ Federation. (2016). Knowing One’s Community through Language Rights. In Canadian Teachers’ Federation. Canadian Teachers’ Federation.
  • Education, training and discrimination : the collected essays of Orley Ashenfelter, volume two, , 1997
  • Elsayed Elshabrawy Ahmad Hassanein. (2015). Inclusion, Disability and Culture. Brill.
  • Kuhar, R., & Paternotte, D. (2017). Anti-Gender Campaigns in Europe : Mobilizing Against Equality. London: Rowman & Littlefield International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1591829
  • Lavin, H. S., & DiMichele, E. E. (2019). New York State Expands Workplace Harassment and Discrimination Protections. Employee Relations Law Journal, 45(3), 20–25. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139579175
  • Rennison, B. W. (2014). Cracking the gender codes:Discourses of women in leadership and management.
  • Richter, D. (2012). Language Rights Revisited - The Challenge of Global Migration and Communication. Berliner Wissenschafts-Verlag.
  • Rumors that changed the world : a history of violence and discrimination, Chirovici, E. O., 2015
  • Stangor, C., Swim, J. K., Sechrist, G. B., DeCoster, J., Van Allen, K. L., & Ottenbreit, A. (2003). Ask, Answer, and Announce: Three stages in perceiving and responding to discrimination. European Review of Social Psychology, 14(1), 277–311. https://doi.org/10.1080/10463280340000090
  • Strange, C. (2015). A Case for Legal Records in Women’s and Gender History. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E608502
  • Strathern, M. (2016). Before and After Gender : Sexual Mythologies of Everyday Life. Web server without geographic relation, Web server without geographic relation (org): HAU Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AAFF0396
  • The multicultural path : issues of diversity and discrimination in democracy, Mahajan, G., 2002
  • V. Pupavac. (2012). Language Rights : From Free Speech to Linguistic Governance. Palgrave Macmillan.
  • Права женщин в системе прав человека : международный и национальный аспект, Поленина, С. В., 2000
  • Тарасенко, Е. А. (2010). Disability policy: cross-cultural analysis and optimal conception search for Russia ; Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C0D52FD

Авторы

  • Маметниязова Людмила Ниязгельдыевна
  • Соболева Анита Карловна