• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Philosophical and Social Theories of Modernity

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты знакомятся с базовыми философскими и интеллектуальными новациями модерной эпохи, начиная со времени Просвещения и вплоть до современных дебатов о глобализации. Особое внимание уделено социальному измерению философских, научных и культурных идей, включая переосмысление наследия немецкой классической философии, марксизма, консерватизма и других значимых интеллектуальных течений
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать навыки исследовательской работы с философскими и социологическими текстами, понятийным инструментарием и аргументативными процедурами, специфичными для философии и социальных наук
  • Знать методы исторического изучения философии и общества в Новое время в зарубежных странах
  • Знать формы проблематизации понятия "модерн" в европейской науке XVIII-XX вв.
  • Получить представление о формировании, расцвете, кризисе и распаде идеалистической философии, а также о формах трактовки социального в интеллектуальной культуре Европы первой половины XX в.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть навыками анализа социально-политического содержания концепций современной социологии
  • Знать основные аргументы скептиков и критиков «теории прогресса»
  • Знать теоретические и методологические основания неокантианской программы обоснования социологии как науки
  • Понимать связь неопозитивистской реформы с развитием математики и естествознания
  • Понимать спектр значения «традиции» в историко-культурном, этнологическом и социологическом измерениях
  • Уметь анализировать взаимосвязь методологических презумпций и метафизических оснований философских и социологических концепций
  • Владеть основными аргументативными приемами логического анализа языка
  • Владеть основными инструментами и методами структуралистского анализа
  • Владеть принципами понятийно-исторического анализа философских текстов
  • Владеть терминологией и проблематикой немецкого классического идеализма
  • Владеть терминологией споров о секуляризации в европейской мысли ХХ в.
  • Владеть терминологией феноменологической философии
  • Знать базовые понятия и основные категории структурного функционализма
  • Знать о стратегиях развития политической философии
  • Знать основные направления и школы феноменологии
  • Знать основные направления развития социальной теории после 1968 г.
  • Знать основные проблемы философско-методологической программы логического позитивизма
  • Знать основные стратегии критики метафизики в послегегелевской европейской мысли
  • Знать специфику трансценденталистского и спекулятивного идеалистического типов философствования
  • Знать теоретические и методологические основания философии как науки
  • Иметь представление о специфике феноменологического метода
  • Иметь представление о структурализме и герменевтике, их связи с лингвистикой и феноменологией
  • Иметь представление об основных направлениях философии раннего Нового времени
  • Иметь представление об основных проблемных комплексах философии Просвещения и основных стратегиях критики просветительского мышления
  • Ориентироваться в основных подходах к определению социальной детерминации знания
  • Понимать историческое значение идеологии Просвещения для формирования общества современности
  • Понимать логику изменений в соотношении теоретического и практического в рамках этих стратегий
  • Понимать логику обоснования возможности философии как дескриптивной науки
  • Понимать логику обоснования герменевтической концепции опыта
  • Понимать логику формирования понятий о власти и богатстве
  • Понимать логику формирования спекулятивных философских систем
  • Понимать основные различия между школами немецкого неокантианства
  • Понимать основные различия между школами социальной мысли
  • Уметь применять понятия философской герменевтики к анализу конкретных исследовательских практик в социальных и гуманитарных науках
  • Хорошо ориентироваться в спорах конца ХХ в. о природе и сущности современности (М. Фуко, Ф. Лаку-Лабарт, Ю. Хабермас)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование философии Нового времени
  • Философия западноевропейского Просвещения
  • Немецкая классическая философия
  • Неокантианство и феноменология
  • Логический позитивизм и философия Л. Витгенштейна
  • Структурализм и герменевтика
  • Развитие знания об обществе в домодерном социуме
  • Понятие традиции как антитезы и необходимого элемента современности. Теория секуляризации
  • Рождение социологии во второй половине ХIХ в. Конт и Маркс
  • Вебер и Дюркгейм
  • Парсонс, Мертон и социология знания
  • Поздний Модерн и постмодерн. Наследие Ю. Хабермаса и П. Бурдье
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах предполагает участие в обсуждении текстов, рассматриваемых на семинарских занятиях
  • неблокирующий Итоговый коллоквиум
    Задача устного выступления на коллоквиуме - сформулировать ряд связанных друг с другом тезисов и аргументов в ответ на поставленный вопрос, опираясь на анализ всех авторов и текстов, рассмотренных в ходе работы семинара. Список вопросов высылается заранее, участники коллоквиума по соглашению распределяют их между собой.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * Активность на семинарах + 0.5 * Итоговый коллоквиум
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • Современные социологические теории, Ритцер, Дж., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Habermas, J. (2007). The Philosophical Discourse of Modernity : Twelve Lectures. Cambridge, Mass: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1100677
  • Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с. — (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-01592-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028491
  • Грядовой, Д.И. История философии. Европейское Просвещение. Иммануил Кант. Книга 3: учебник для студентов вузов / Д.И. Грядовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 471 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02232-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028492
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • История новоевропейской философии в ее связи с наукой, Гайденко, П. П., 2011
  • История философии. Кн.2: Средние века. Возрождение. Новое время : учебник для вузов, Грядовой, Д. И., 2009
  • Классическое наследие, Савельева, И. М., 2010
  • Критика политической философии : избранные эссе, Капустин, Б. Г., 2010
  • Люди в темные времена, Арендт, Х., 2003
  • Филиппов, А. (2009). Прикладная Социология Пространства. Социологическое Обозрение, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743654
  • Философия Лейбница на фоне эпохи, Петрушенко, Л. А., 2009
  • Шмитт, К. (2011). Понятие политического. Социология Власти, (8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15456240