Вятская Юлия Алексеевна
- Эксперт, Стажер-исследователь:Научно-учебная лаборатория исследований в области бизнес-коммуникаций
- Эксперт:Институт образования / Центр развития навыков и профессионального образования / Лаборатория исследований человеческого потенциала и образования
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
Полномочия / обязанности
- Сбор и анализ аналитического материала;
- Подготовка докладов по проблематике взаимодействия бизнеса и власти;
- Подготовка мероприятий (круглых столов, семинаров, конференций) участием представителей органов государственной власти и научного сообщества
Образование
- 2020
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
- 2017
Бакалавриат: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Политология», квалификация «Бакалавр»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Авг.2016 г. – апр. 2017г. Онлайн издание «Газета.RU», отдел политики (более 25-ти публикаций).
Апрель 2017г. ООО «Минченко-консалтинг» (проект по губернаторским выборам).
Июль 2016г. ООО «Минченко-консалтинг» (проект по выборам в Государственную Думу).
2015 НИУ ВШЭ. Летняя антикоррупционная школа
2013 ГБУ «Центр молодёжного парламентаризма». Летняя школа журналистики 2012 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Повышение квалификации по программе «Государственное муниципальное управление»
2012 ГБУ «Центр молодёжного парламентаризма». Летняя школа государственного муниципального управления и управленческого менеджмента
Проекты
Апрель 2017г. ООО «Минченко-консалтинг» (проект по губернаторским выборам);
Июль2016г ООО«Минченко-консалтинг» (проект по выборам в Государственную Думу)
Публикации17
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Черненко С. Е. Факторы успеха предпринимательских проектов студентов и выпускников российских вузов / Под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль. Т. 43. Вып. 1. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2023. doi
- Статья Вятская Ю. А., Дергачёва Д. С. GR-практики Дона: как эффективно взаимодействовать с бизнесом? // Бизнес. Общество. Власть. 2022. Т. 46. № 4. С. 30-46. doi
- Статья Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 1. С. 11-52. doi
- Статья Кириллина В. Н., Вятская Ю. А., Таранина Э. А. Опыт российских регионов в реализации национального проекта в сфере экологии (конфликтный дискурс) // Бизнес. Общество. Власть. 2022. Т. 44-45. № 2-3. С. 166-198.
- Статья Кириллина В. Н., Вятская Ю. А., Волконская Н. А. Взаимодействие бизнеса и власти в конфликтном дискурсе: Российская Федерация, Чили и Аргентина // Бизнес. Общество. Власть. 2021. № 4 (42). С. 216-245.
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Повалко А. Б. Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом / Отв. ред.: П. С. Сорокин; науч. ред.: П. С. Сорокин. Т. 60. Вып. 11. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.
- Статья Сорокин П. С., Повалко А. Б., Вятская Ю. А. Открытые инициативы по обучению предпринимательству: характеристика российского поля // Форсайт. 2021. Т. 15. № 4. С. 22-31. doi
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Попова Т. А. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Роль навыков «агентности» и поддержания здоровья до пандемии и в эпоху пост-covid-19: международный экспертный дискурс» Вып. 28. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Сорокин П. С., Вятская Ю. А., Попова Т. А. Информационно-аналитические материалы Мониторинга экономики образования по результатам статистических и социологических обследований «Тренды и вызовы, оказывающие влияние на сферу образования: анализ докладов международных организаций и экспертных центров» Вып. 27. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Статья Кириллина В. Н., Орлов И. Б., Гончарова Н. А., Мироник В. Н., Степанов А. А., Вятская Ю. А., Лисица Е. А. Позиционирование группы "Черкизово" в регионах Российской Федерации: достижения и проблемы // Бизнес. Общество. Власть. 2020. № 1 (35). С. 8-44.
- Статья Гончарова Н. А., Вятская Ю. А. 20 лет «у руля»: анализ позиционирования губернатора Калужской области А. Артамонова и его команды // Бизнес. Общество. Власть. 2019. № 34. С. 21-46.
- Книга Заир-Бек С. И., Лозовский М. Б., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Вятская Ю. А., Зинюхина Е. В. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019. Российский учебник, 2019.
- Статья Вятская Ю. А. Позиционирование Свердловской области: от промышленного региона к агломерации будущего // Бизнес. Общество. Власть. 2019. Т. 3. № 33. С. 13-31.
- Книга Духанина Л. Н., Мерцалова Т. А., Беликов А. А., Горбовский Р. В., Заир-Бек С. И., Вятская Ю. А. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития / Под общ. ред.: Т. А. Мерцалова, Л. Н. Духанина. Вып. 3 (24). М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Статья Вятская Ю. А., Гончарова Н. А. Год после избрания: анализ политического позиционирования губернатора Рязанской области Николая Любимова // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 29. С. 115-130.
- Статья Вятская Ю. А. Каналы рекрутирования российского парламента // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 2 (28). С. 127-145.
- Статья Вятская Ю. А. Политическое позиционирование губернаторов: кейс Кировской области // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 27. С. 163-178.
Конференции
- 2021XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Инициативы обучения предпринимательству за пределами формального образования в России: кейс «распаковки» высшего образования
- 2017XI Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Моква). Доклад: Формирование и понимание института семьи в условиях биополитического контекста современной России
- Молодежный научно-образовательный форум БРИКС (Москва). Доклад: Игровая модель круглого стола БРИКС для школьников
- Вторая ежегодная конференция «Альянс Социальных Наук» (Москва). Доклад: Институт Русской Православной Церкви в восприятии молодёжи
- 2016Первая международная конференция молодых ученых "К альянсу социальных наук" (Москва). Доклад: Диспозитив сексуальности vs диспозитив семейности в представлениях московской молодежи
Опыт работы
с 2017 г. по настоящее время – Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
с 2020 по наст.время - Эксперт Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций
с 2021 по наст.время - Стажер-исследователь Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Института Образования НИУ ВШЭ
Информация*
Бизнесу учат не в вузе, а дома: система образования пока не играет главную роль в обучении предпринимательству
Как становятся предпринимателями? По зову сердца или благодаря тому, что научили в университете? Для второго, по крайней мере, созданы все условия: вот уже много лет вузы развивают акселераторы, различные программы для поддержки стартапов и т.д. Не хочется утверждать, что они в этом не преуспели, но до роли «первой скрипки» еще далеко: исследование показало, что важнее значение личного примера в близком окружении, успешного детского опыта предпринимательства и т.д. Сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования Инобра провели интервью со 82 начинающими бизнесменами — выпускниками профильных программ вузов — и проанализировали историю и показатели нескольких сот стартапов, развивать которые помогали университеты.
Взаимодействие бизнеса и региональной власти: GR-практики Дона
Во вторник, 25 октября 2022 года состоялся второй открытый семинар рабочей группы факультета социальных наук «Взаимодействие бизнеса и региональной власти: меры поддержки и GR-практики». Доклад на тему «Лучшие GR-практики в Ростовской области: по итогам мониторинга I и II кварталов 2022 г.» представили – эксперт НУЛ исследований в области бизнес-коммуникаций Вятская Юлия Алексеевна и член рабочей группы, студентка 4-го курса ОП «Государственное и муниципальное управление» Дергачева Дарья Сергеевна.
Экосистема обучения предпринимательству (кейсы разных стран)
7 апреля состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования по теме: «Экосистема обучения предпринимательству (кейсы разных стран)». Задачей семинара было представление данных об институциональных и организационных условиях обучения предпринимательству. Исследование проводилось на кейсах 8 стран: Чехия, Польша, Китай, Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Экосистема обучения предпринимательству изучалась с помощью официальных документов национальных политик в области обучения предпринимательству для 5-ти уровней образования (дошкольное, школьное образование, СПО, высшее образование, неформальное образование). Выступающие: Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна, Барышникова Анфиса Игоревна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования.
Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России
24 марта состоялся семинар Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования на тему «Обучение предпринимательству: зарубежная практика и результаты исследований в России». В рамках семинара представлена попытка систематизации практик поддержки предпринимательства в секторе высшего образования и обобщение общего исследовательского и эмпирического опыта, накопленного в России и за рубежом. Выступающие: Сорокин Павел Сергеевич, Вятская Юлия Алексеевна, Черненко Светлана Евгеньевна. Участники: сотрудники Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования и внешние слушатели.
Неформальное обучение предпринимательству в России: состояние и перспективы
Новый выпуск «Современной аналитики образования» посвящен теме: «Неформальное обучение предпринимательству в России: классификация и сравнение с мировым опытом».
Предпринимательство: новые вызовы и стратегии
Очередной выпуск журнала «Форсайт» (Т. 15, № 4) посвящен вызовам для предпринимательства, которые частично обусловлены пандемией COVID-19, но в большей степени стали следствием масштабных социально-экономических изменений в мире за последнее десятилетие и реакции на них со стороны бизнеса.
Секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие»: важный шаг в развитии проекта НЦМУ с участием НИУ ВШЭ
27-28 апреля прошла специальная секция «Новые компоненты человеческого потенциала: понимание, измерение и развитие», организованная в рамках XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Секция была инициирована Институтом Образования НИУ ВШЭ как одним из подразделений, включенных в Научный центр мирового уровня «Междисциплинарный центр исследований человеческого потенциала».
Новые разработки в области человеческого капитала в международном дискурсе
Продолжается публикация информационно-аналитических материалов Мониторинга экономики образования. В серии недавних докладов старшего научного сотрудника ЦРНПО Павла Сорокина с коллегами рассматриваются актуальные вопросы развития навыков в контексте социально-экономических вызовов современности.
Уроки агентности и… правильного питания
Что такое агентность – знают немногие за пределами научного круга. Ее еще называют – активная самостоятельность. Это и способность организовать свое время, и мотивация школьника. Умение не только учиться, но и преодолевать неблагоприятные условия: например, как сейчас – пандемию. В том, что этот термин должен появиться во ФГОСах, потеснив уже привычные «4К», убеждены исследователи Вышки Павел Сорокин, Анастасия Зыкова, Юлия Матюненко и Татьяна Попова. В экспресс-бюллетенях Мониторинга экономики образования они предлагают, как развивать агентность в образовании и как школьная программа может ответить на вызов коронавируса.
Неделя российского бизнеса - 2019. День 3-й: Форум «Социальное взаимодействие государства и бизнеса в целях устойчивого развития: социальный аспект»
Форум «Социальное взаимодействие государства и бизнеса в целях устойчивого развития: социальный аспект» стал одним из центральных мероприятий Недели Российского Бизнеса 2019. Тема форума была посвящена проблематике взаимодействия бизнеса и общества в условиях выполнения майских указов Президента России. РСПП на протяжении нескольких лет является организатором и участником дискуссии о социальных аспектах взаимодействия.
Откуда берутся депутаты
Главным каналом рекрутирования депутатов нынешнего созыва наконец стала новейшая российская номенклатура, доля силовиков снижается, а представителей молодежных организаций растет. Эти и другие выводы сделала выпускница образовательной программы «Политология» Юлия Матюненко, изучив изменения состава депутатов четырех последних составов Госдумы. Результаты ее исследования опубликованы в газете «Ведомости».