Авдеева Светлана Михайловна
- Заведующий лабораторией: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании / Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
- Научно-педагогический стаж: 22 года.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (август 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2019)
- Медаль К.Д. Ушинского Министерства образования Российской Федерации (сентябрь 2011)
- Премия Правительства РФ в области образования (август 2009)
- Премия Правительства РФ в области образования (октябрь 2003)
- Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" (апрель 2002)
Лучший преподаватель — 2019
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Грачева Д. А. Обеспечение сопоставимости результатов тестирования комплексных конструктов с использованием сценарных заданий, 2024
- 2Беляева А. Ю. Оценка критического мышления студентов: разработка модели измерения в открытой онлайн среде с автоматизированной обработкой результатов (aспирантура: 3-й год обучения)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 1 семестр)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; 2-й курс, 1 семестр)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
Опыт работы
1989-2001 - доцент кафедры «Программное обеспечение ЭВМ и ИТ» МГТУ им. Баумана.
2000-2002 - директор Московского Центра Федерации Интернет Образования.
2002-2004 - директор образовательных программ Федерации Интернет Образования.
2004-2008 - руководитель проекта «Информатизация системы образования» НФПК.
С 2008 г. - руководитель проектов в сфере информатизации образования НФПК.
С 2012 г. по настоящее время – заместитель исполнительного директора НФПК.
С 2010 г. по июль 2017 г. – одновременно руководитель Центра информационных образовательных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования.
С 2018 г. – руководитель лаборатории новых конструктов и дизайна тестов института образования ВШЭ.
Информация*
- Общий стаж: 36 лет
- Научно-педагогический стаж: 22 года
- Преподавательский стаж: 17 лет
Аз, буки, интернет: мир учится цифровой грамотности, чтобы не затеряться в сети
Интернет дает современным людям информацию, знания и развлечения — через телефон или компьютер можно делать покупки, общаться с друзьями, смотреть кино и проверить банковский счет. С такой же легкостью в сети можно нарваться на мошенников, фейковые новости и травлю в комментариях.
Измеряем и проверяем: новый номер «Вопросов образования» рассказывает сразу о нескольких инструментах оценивания
Пожалуй, главная тема номера — измерения в школе и за ее пределами. Светлана Авдеева и Ксения Тарасова рассказывают об инструменте измерения цифровой грамотности , созданном лабораторией Инобра. Александра Бочавер и Оксана Михайлова адаптировали для России опросник, который позволит оценить степень выгорания школьников . Еще один в чем-то неожиданный предмет измерений — городская грамотность : как ее оценивать, рассказывают Алина Иванова и Виктория Пичугина.
Компьютеры есть, грамотности нет: жить в цифровом мире подростки учатся сами — почти без участия школы
Сегодняшних школьников часто называют цифровыми аборигенами: они чуть ли с рождения со смартфонами в руках. Не знают жизни без доступа к интернету и мгновенной связи, привыкли использовать их для решения всех проблем, получают обилие информации по любому запросу. Несмотря на всё это, цифровая грамотность развита у них по-разному и в целом не то что блестяще, — считают эксперты Инобра, которые измерили эти компетенции у 3,5 тысяч подростков. Как их развивать — вопрос дискуссионный, понятно только, что у школы здесь мало что получается, несмотря на всю «цифровую трансформацию». Почему — обсуждали на семинаре Инобра.
Глаза не обманут: как «заточить» тесты под потребности детей, у которых проблемы с вниманием
Часто говорят, что возможности психометрики почти безграничны: можно создать тесты для любого конструкта, навыка или способности. Однако идеально тесты работают только для «идеального» ребенка — любые нарушения внимания или понимания могут повлиять на результаты. Например, если ученик часто отвлекается во время теста по математике, это не означает, что он плохо разбирается в математике — его результат может быть искажен из-за отвлекающих факторов. Поэтому психометрики не только стараются разработать тесты, которые учтут особенности внимания, но задумываются и о том, как одновременно проверить и основные конструкты, и выявить проблемы с восприятием информации. Этой теме был посвящен семинар «Нейронауки об образовании».
«Практически все группы преподавателей в самом начале обучения оказывают серьезное сопротивление»
Далеко не все российские граждане готовы совершенствовать свои цифровые навыки – даже преподаватели вузов, повышая квалификацию по вопросам применения ИТ-технологий, поначалу не понимают, зачем им это нужно. Как сократить цифровое неравенство, повысить цифровое доверие и организовать независимую оценку компетенций цифровой экономики, обсудили участники круглого стола «Оценка цифровой готовности населения к внедрению цифровых технологий в России» на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Без одиночества в сети: в России готовится «Цифровое ГТО»
В России создана платформа, благодаря которой пользователи смогут повышать и оценивать свою цифровую грамотность. Ее площадкой стал сайт цифроваяграмотность.рф, а развивать платформу будет консорциум с участием ВШЭ. В него вошли государственные корпорации и крупный бизнес.Со стороны Вышки меморандум о совместной работе подписал научный руководитель Института образования Исак Фрумин.
Поздравляем победителя конкурса НИРС в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по образованию для студентов магистратуры и выпускников 2018 года»!
В этом году конкурс научно-исследовательских работ студентов выиграла стажер-исследователь нашего Центра. Поздравляем Угланову Ирину и ее научного руководителя Авдееву Светлану Михайловну!
Поздравляем победителей НИРС-2018!
Поздравляем победителей конкурса научно-исследовательских работ студентов по направлению Образование! В этом году победителями стали выпускницы нашей магистерской программы.
Building bridges to future educational assessment: сотрудники ЦМКО на международной конференций Европейской Ассоциации образовательного оценивания AEA-Europe
C 7 по 11 ноября в сразу в двух городах Голландии, Арнеме и Неймегене, прошла 19ая конференция Association for Educational Assessment – Europe. Конференция обединяет исследователей и практиков в области образовательного оценивания. Сотрудники Центра мониторинга качества образования выступили с докладами и познакомились с последними тенденции психометрики в образовании.
Наши на острове Русский
Сотрудники Центра мониторинга качества образования и Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов провели лабораторию «Измерение новых грамотностей и компетенций. Программирование инструмента оценки цифровой грамотности» на острове Русский в рамках проекта Агенства стретигических инициатив "Остров 1021"
В Вышке защитили еще две диссертации по новой процедуре
Евгения Чернина успешно защитила диссертацию по экономике, Диана Королева — по образованию. Оба соискателя получат степени кандидатов наук Высшей школы экономики.