Клягин Александр Владимирович
- Аналитик:Институт образования / Проектно-учебная лаборатория по эффективности государственных мер развития образования
- Ведущий эксперт:Институт образования / Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
- Научно-педагогический стаж: 3 года.
Полномочия / обязанности
- реализация прикладных проектов в сфере высшего образования;
- подготовка аналитических материалов и продуктов, необходимых для обоснования, аналитического и экспертного сопровождения и позиционирования прикладных проектов;
- экспертно-аналитическое обеспечение деятельности по запросу Минобрнауки России и других ведомств и агентств;
- экспертно-аналитическое обеспечение деятельности по запросу руководства НИУ ВШЭ.
Образование, учёные степени
- 2006Кандидат экономических наук
- 2002
Специалитет: Российская экономическая академия им Г.В. Плеханова, специальность «Финансы и кредит», квалификация «экономист»
- 2000
Бакалавриат: Российская экономическая академия им Г.В. Плеханова, специальность «Экономика», квалификация «Бакалавр»
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Управленческие практики в сфере образования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 4-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Управленческие практики в сфере образования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук; 3-й курс, 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Публикации8
- Статья Кокшаров В. А., Сандлер Д. Г., Кузнецов П. Д., Клягин А. В., Лешуков О. В. Пандемия как вызов развитию сети вузов в России: дифференциация или кооперация? // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 52-73. doi
- Книга Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В., Асмолов А. Г., Баринова В. А., Блинов В. И., Борзых К. А., Брызгалова С. М., Буклемишев О. В., Бысик Н. В., Ворон О. В., Гохберг Л. М., Гришин В., Громов В. В., Грязнова Ю. Б., Дерюгин А., Дмитриева Н. Е., Дранев Ю. Я., Дудырев Ф. Ф., Жулин А. Б., Заир-Бек С. И., Земцов С. П., Зинина Т. С., Зубов С. А., Карлов И. А., Кашанин А. В., Клягин А. В., Клячко Т. Л., Кнутов А. В., Комарницкая А. Н., Кондрашов Н. В., Константинова Л. В., Корженевский Н. И., Косарецкий С. Г., Крайчинская С. Б., Красавина Е. В., Лаврентьев Н. В., Лешуков О. В., Ляшок В. Ю., Малева Т. М., Матовников М. Ю., Мерцалова Т. А., Милоголов Н. С., Минашкин В. Г., Мисихина С. Г., Назаров В. С., Нестик Т. А., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Плаксин С. М., Рогозин Д. М., Романова О. А., Рудник П. Б., Салихов М. Р., Симачев Ю. В., Синявская О. В., Синятуллин Р. Х., Солдатова Г. У., Сорокина С. С., Стырин Е. М., Тарасова Н. В., Тищенко Т. В., Устюжанина Е. В., Фрумин И. Д., Чаплинский А. В., Шабалин А. И., Штыхно Д. А., Юдаева К. В., Якушев Е. Л. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России / Отв. ред.: В. А. Мау, Я. И. Кузьминов, А. Д. Радыгин, В. А. Садовничий, С. Г. Синельников-Мурылев. М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2020.
- Книга Авдеева Д. А., Акиндинова Н. В., Блинкин М. Я., Брызгалова С. М., Витков Г. В., Гершман М. А., Головин А., Гохберг Л. М., Денисенко М. Б., Дудырев Ф. Ф., Зинина Т. С., Карлов И. А., Клягин А. В., Кондрашов Н. В., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Кузык М. Г., Лешуков О. В., Овчарова Л. Н., Пишняк А. И., Рудник П. Б., Симачев Ю. В., Смирнов С., Степанов И. М., Федюнина А. А., Фрумин И. Д., Халина Н. В., Шейман И. М., Шишкин С. В. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития / Рук.: Я. И. Кузьминов; отв. ред.: П. В. Орехин, П. Н. Нетреба. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Клягин А. В., Абалмасова Е. С., Гарев К. В., Груздев И. А., Егоров А. А., Захарова У. С., Калинин Р. Г., Камальдинова Л. Р., Карлов И. А., Корнеева И. Е., Макарьева А. Ю., Минаева Е. А., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Скокова Ю. А., Терентьев Е. А., Фрумин И. Д., Швиндт А. Н., Шибанова Е. Ю. Современная аналитика образования (Выпуск №6(36) Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии) / Рук.: А. В. Клягин. Вып. 6(36): Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Глава книги Клягин А. В., Княгинина Н. В., Корешникова Ю. Н., Лешуков О. В., Малиновский С. С., Одоевская Е. В., Серова А. В., Янкевич С. В. 3.1 Институциональные условия работы вузов // В кн.: Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 102-156. doi
- Книга Абалмасова Е. С., Бекова С. К., Габдрахманов Н. К., Егоров А. А., Карлов И. А., Клягин А. В., Княгинина Н. В., Козлов Д., Корешникова Ю. Н., Кузьминов Я. И., Лешуков О. В., Лисюткин М. А., Малиновский С. С., Малошонок Н. Г., Нефедова А. И., Одоевская Е. В., Платонова Д. П., Семенова Т. В., Серова А. В., Смоленцева А. Ю., Сорокин П. С., Терентьев Е. А., Шибанова Е. Ю., Янкевич С. В. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Под общ. ред.: Д. П. Платонова, Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Derman D., Arzhanova I., Arefiev P., Baryshnikova M., Alexander Klyagin. Going Global 2016: Thought-pieces, 'Building nations, connecting cultures' The higher education system in Russia: Reform process and dynamics of internationalization. UCL Institute of Education Press, 2017.
- Статья Аржанова И. В., Воров А. Б., Дьячкова Э. А., Дерман Д. О., Клягин А. В. Итоги реализации программ развития опорных университетов в 2016 г. // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 4. С. 11-21. doi
Опыт работы
2009 - 2018, Национальный фонд подготовки кадров, заместитель руководителя департамента развития профессионального образования и науки.
2013 - 2016, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ, Кафедра управления системами образования, доцент
2005 - 2009, РЭУ им.Г.В.Плеханова, секретариат управления делами, помощник проректора по стратегическому развитию (заместитель координатора инновационной образовательной программы университета (2007 - 2008)
2001 - 2009, РЭУ им.Г.В.Плеханова, Центр инновационных научно-педагогических технологий, ведущий специалист
Информация*
- Общий стаж: 20 лет
- Научно-педагогический стаж: 3 года
2035 год! Это – наше настоящее!
Консорциум под лидерством НИУ ВШЭ предложил лучшую концепцию масштабнейшей реновации Северного города.
Мы проектируем Норильск!
Консорциум под лидерством Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» стал победителем Конкурса на реновацию Норильска.
Вузам пора объединяться в сеть
Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».
Новые ректоры похожи на старых
Университеты меняются, трансформируется политика их управления, ставятся новые задачи, а решать их призваны управленцы нового типа. На вторничном семинаре исследователи Европейского университета в Санкт-Петербурге ответили на вопросы, отличаются ли новые управленцы в вузах от прежних, и как смена лидера отражается на эффективности университета.
«Это всегда импульс для ускоренного роста» (с)
В июне Минобрнауки представило «Программу стратегического академического лидерства», призванную прийти на смену Проекту 5-100 и программе развития опорных университетов. О том, как реализуются проекты по повышению конкурентоспособности высшего образования за рубежом, Indicator.Ru уже рассказал. Ведущий эксперт ПУЛ «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Александр Клягин рассказал свое мнение о перспективе ПСАЛ.
Вузы сдали «стресс-тест»
Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.
Цифровизация и проектный подход: как меняется университетское образование (с)
Александр Клягин выступил в качестве эксперта в эфире "Разное время. Радиоканал" на Радио России, посвященному обсуждению преимуществ цифровизации и ее влияния на качество приема абитуриентов и подготовки выпускников.