Клягин Александр Владимирович
- Аналитик: Институт образования / Проектно-учебная лаборатория по эффективности государственных мер развития образования
- Главный эксперт: Институт образования / Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2018 году.
Полномочия / обязанности
- реализация прикладных проектов в сфере высшего образования;
- подготовка аналитических материалов и продуктов, необходимых для обоснования, аналитического и экспертного сопровождения и позиционирования прикладных проектов;
- экспертно-аналитическое обеспечение деятельности по запросу Минобрнауки России и других ведомств и агентств;
- экспертно-аналитическое обеспечение деятельности по запросу руководства НИУ ВШЭ.
Oбразование и учёные степени
Достижения и поощрения
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (март 2024)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (январь 2024)
- Благодарность директора Института образования НИУ ВШЭ (январь 2022)
- Благодарность Высшей школы экономики (сентябрь 2020)
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Управленческие практики в сфере образования (Бакалавриат; где читается: Факультет социальных наук направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление; 4-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.02. Менеджмент; 2-й курс, 1-3 модуль)рус
- Проектный семинар "Производство интеллектуальных продуктов" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.02. Менеджмент; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
Авторские права и патенты
| № п/п | Номер РИД | Вид РИД | Наименование РИД | Сведения о регистрации | Авторы |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | 8.0095-2024 | Произведение | Комплект инструментов для диагностики разрывов создания ценности в образовательных организациях высшего образования | Наумов Роман Алексеевич, Ушацкий Николай Владимирович, Ахметов Шамиль Камилевич, Андреева Катарина Владимировна, Клягин Александр Владимирович, Сергеев Дмитрий Владимирович, Ватолкина Наталья Шамилевна |
Опыт работы
2009 - 2018, Национальный фонд подготовки кадров, заместитель руководителя департамента развития профессионального образования и науки.
2013 - 2016, Институт социально-гуманитарного образования МПГУ, Кафедра управления системами образования, доцент
2005 - 2009, РЭУ им.Г.В.Плеханова, секретариат управления делами, помощник проректора по стратегическому развитию (заместитель координатора инновационной образовательной программы университета (2007 - 2008)
2001 - 2009, РЭУ им.Г.В.Плеханова, Центр инновационных научно-педагогических технологий, ведущий специалист
Дальний Восток ищет своих романтиков: Александр Клягин — о том, почему регионам важнее найти своих людей, чем удерживать всех
42 % студентов Дальнего Востока планируют уехать из региона. Одновременно 75% хотели бы внести вклад в его развитие. То есть большинство не против остаться — если будет понятно, ради чего, считает Александр Клягин, главный эксперт лаборатории «Развитие университетов». Он подводит итоги обсуждения на конференции исследователей высшего образования о «магнитах», способных удержать молодежь на отдаленных территориях.
Лаборатория "Развитие университетов" на конференции ИВО
С 29 по 31 октября в Москве прошла Международная конференция исследователей высшего образования, организованная Институтом образования НИУ ВШЭ.В этом году конференция была посвящена теме «Высшее образование: между частным и общественным благом». Она традиционно собрала ведущих исследователей, управленцев и экспертов в области образовательной политики из России и других стран. Лаборатория «Развитие университетов» приняла активное участие в подготовке и проведении конференции: сотрудники лаборатории работали в программном и организационном комитете, разрабатывали и модерировали множество мероприятий и представили актуальные результаты академических и аналитических исследований. О последнем расскажем подробнее!
Экспертиза Высшей школы экономики для трансформации финансовой модели спортивных вузов
Олимпийский комитет России и Минспорта России провели стратегическую сессию «Стратегическое развитие спортивных вузов и олимпийских академий: трансформация финансовой модели» при экспертном сопровождении специалистов Высшей школы экономики.
Динамика спроса на высшее образование в России: Открытый семинар с экспертами ПУЛ РУ
4 марта прошел открытый семинар Института образования ВШЭ, на котором были представлены результаты исследования изменения спроса на высшее образования в России в 2024 году
"Пересборка" спортивных университетов: экспертная поддержка Института образования ВШЭ стратегической сессии для вузов Минспорта РФ
С 10 по 11 декабря Минспорт России провел проектную сессию по вопросам стратегического развития подведомственных вузов, объединившую управленческие команды 14 спортивных вузов. Мероприятие было организовано при экспертной поддержке Института образования Высшей школы экономики.
Благополучие и/или эффективность. ПУЛ "Развитие университетов" на юбилейной конференции ИВО
В условиях стремительных изменений высшее образование сталкивается с задачей найти тонкий баланс между достижением высоких показателей эффективности и сохранением благополучия студентов, преподавателей и сотрудников. Эта проблема стала темой Юбилейной Конференции «Исследования высшего образования», в организации и содержании которой активно участвовали сотрудники ПУЛ "Развитие университетов".
Есть ли у аграрного образования особый путь?
«Нам важно оголять проблемы», — подчеркнул директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки Вугар Багиров круглом столе, посвященном трансформации моделей аграрного образования. На мероприятии собрались руководители аграрных вузов, сельскохозяйственных предприятий, представители регулятора и эксперты в сфере высшего образования. Были подняты важные проблемы данной сферы образования, эффективное решение которых возможно только в синергии всех заинтересованных сторон.
Свободные, но без денег: где проходят границы автономии научных подразделений вузов
В СССР всё было однозначно: для больших исследований — Академия наук, а задача университетов — учить студентов, все остальное постольку-поскольку. В наши дни вузовская наука немного выбралась из тени, но остается много белых пятен: до какой степени научные подразделения автономны? Они богаче, свободнее, чем остальные структурные единицы вуза? Результаты исследования Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представила директор центра Екатерина Стрельцова: это был последний вторничный семинар 2022 года.
Zeroing in on ‘Big Science’: How Post-Soviet Universities Have Been Building Their R&D Agendas
Out at Palgrave Macmillan is a new volume titled, ‘Building Research Capacity at Universities: Insights from Post-Soviet Countries.’ The chapter featuring the Russian case––‘Russia: The Rise of Research Universities’––has been prepared by Igor Fedyukin, Aleksandr Kliagin, and Isak Froumin of the HSE University Russia.
2035 год! Это – наше настоящее!
Консорциум под лидерством НИУ ВШЭ предложил лучшую концепцию масштабнейшей реновации Северного города.
Мы проектируем Норильск!
Консорциум под лидерством Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» стал победителем Конкурса на реновацию Норильска.
Вузам пора объединяться в сеть
Во всем мире есть высокоселективные вузы, которые привлекают самых талантливых студентов, и университеты, где учатся все остальные. В России эта разница, которую ученые называют вертикальной дифференциацией, еще и закреплена статусом федеральных, опорных университетов, НИУ и Проектом 5-100. Пандемия явно проявила эти различия и сделала их опасными для регионов. Исследователи из лаборатории «Развитие университетов» Инобра и УрФУ изучили, какие последствия она может иметь для разных сегментов вузов. Статья вышла в «Вопросах образования».
Новые ректоры похожи на старых
Университеты меняются, трансформируется политика их управления, ставятся новые задачи, а решать их призваны управленцы нового типа. На вторничном семинаре исследователи Европейского университета в Санкт-Петербурге ответили на вопросы, отличаются ли новые управленцы в вузах от прежних, и как смена лидера отражается на эффективности университета.
«Это всегда импульс для ускоренного роста» (с)
В июне Минобрнауки представило «Программу стратегического академического лидерства», призванную прийти на смену Проекту 5-100 и программе развития опорных университетов. О том, как реализуются проекты по повышению конкурентоспособности высшего образования за рубежом, Indicator.Ru уже рассказал. Ведущий эксперт ПУЛ «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Александр Клягин рассказал свое мнение о перспективе ПСАЛ.
Вузы сдали «стресс-тест»
Высшее образование справилось с крупнейшим вызовом за последние десятилетия. Подавляющему большинству вузов удалось перестроить свою работу так, чтобы студенты могли учиться во время пандемии. Но нужно учесть ряд уроков и развивать комбинированную модель обучения: опыт форс-мажора показал, что она может быть более эффективной. К такому выводу пришли экспертные группы из 13 университетов – на Общественном совете Минобрнауки был представлен их доклад «Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее». Важную роль в его подготовке сыграли сотрудники Инобра – Олег Лешуков, Иван Карлов, Александр Клягин, Иван Груздев, Евгений Терентьев.
Цифровизация и проектный подход: как меняется университетское образование (с)
Александр Клягин выступил в качестве эксперта в эфире "Разное время. Радиоканал" на Радио России, посвященному обсуждению преимуществ цифровизации и ее влияния на качество приема абитуриентов и подготовки выпускников.