Кузнецова Марина Ивановна
- Ведущий эксперт:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2017Доктор педагогических наук
- 2000Старший научный сотрудник
- 1995Кандидат педагогических наук
- 1987
Специалитет: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, специальность «Дифектология», квалификация «учитель-логопед, учиель русского языка и литературы»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Прошла обучение в Российском университете дружбы народов, в ноябре 2005 получила диплом о втором образовании с квалификацией «Специалист по педагогическим измерениям».
Публикации25
- Книга Кузнецова М. И., Романова В. Ю., Хомякова И. С. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Методическое пособие. М. : Учебная литература, 2018.
- Книга Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Дидактическое сопровождение процесса обучения в начальной школе. Формирование регулятивных универсальных учебных действий. Методическое пособие. М. : Учебная литература, 2018.
- Статья Кузнецова М. И. Потенциал учебника русского языка в формировании коммуникативной грамотности младшего школьника // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8. С. 35-40. doi
- Глава книги Кузнецова М. И. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // В кн.: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Материалы II Международной научно-практической конференции. Чита : Забайкальский государственный университет, 2017. С. 53-57.
- Статья Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса // Начальная школа. 2017. № 9. С. 39-44.
- Статья Антипкина И. В., Кузнецова М. И., Карданова Е. Ю. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 206-233.
- Глава книги Kuznetsova M. I. Features of reading literacy of Russian primary students obtained from PIRLS results, in: 2016 International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2016), Moscow, Russia, June 6-7, 2016 Vol. 29. SHS Web of Conferences, 2016. P. 1-5. doi
- Статья Кузнецова М. И. Оценивание образовательных достижений младших школьников как одна из функций современного УМК // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 58-62.
- Статья Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: подходы и результаты // Начальное образование. 2016. Т. 4. № 1. С. 17-24.
- Статья Иванова А. Е., Кузнецова М. И., Семенов С. В., Федорова Т. Т. Факторы, определяющие готовность первоклассников к школе и факторы, ее определяющие: выявление региональных особенностей // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 84-105.
- Статья Кузнецова М. И. Приоритетные цели обучения русскому языку в начальной школе: реально ли их достижение? // Начальное образование. 2015. Т. 3. № 4. С. 21-29.
- Статья Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284-300.
- Статья Кузнецова Марина Ивановна Как читают российские школьники? // Народное образование. 2014. № № 4 . С. 169-174.
- Статья Кузнецова М. И. Метапредметные результаты, универсальные учебные умения в начальной школе // Народное образование. 2014. № 7. С. 150-161.
- Статья Кузнецова М. И. Оценивание метапредметных результатов младших школьников // Начальное образование. 2014. № 1. С. 10-15.
- Статья Zuckerman G. A., Kovaleva G. S., Kuznetsova M. I. Between PIRLS and PISA: The advancement of reading literacy in a 10–15-year-old cohort // Learning and Individual Differences. 2013. No. 26 (2013). P. 64-73.
- Статья Кузнецова М. И. Готовность выпускников начальной школы к изучению русского языка в 5м классе // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 73-83.
- Статья Кузнецова М. И. Какие мониторинги и контрольно-измерительные материалы по русскому языку нужны школе? // Народное образование. 2013. № № 10. С. 185-193.
- Статья Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Международное сравнительное исследование PIRLS 2011 «Изучение качества чтения и понимания текста» и его основные результаты // Народное образование. 2013. № 6. С. 199-209.
- Статья Кузнецова М. И. Особенности современных КИМов по русскому языку в контексте ФГОС НОО и их использование при проведении мониторингов различных уровней // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 9. С. 3-14.
- Книга Кузнецова М. И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. М. : Вентана–Граф, 2013.
- Глава книги Froumin I., Kuznetsova M. I., Kovaleva G., Melnikov A., Pinskaya М., Timkova T., Tyumeneva Y. A., Zuckerman G. The Impact of PIRLS in the Russian Federation, in: Studies in International Comparative and Multicultural Education Issue 13: Progress in Reading Literacy in National and International Context. The Impact of PIRLS 2006 in 12 Countries. Berlin, NY, Muenchen, Muenster : Waxmann Verlag, 2012. Ch. 12. P. 183-197.
- Статья Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10– 15-летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 02. С. 123-150.
- Глава книги Кузнецова М. И. Особенности читательской деятельности выпускников российской начальной школы: углубленный анализ выполнения заданий PIRLS - 2006 // В кн.: Неожиданная победа: Российские школьники читают лучше других / Науч. ред.: И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2010. С. 165-216.
- Статья Кузнецова М. И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 107-137.
Конференции
Опыт работы
Принимала участие в создании учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века», является одним из авторов учебников «Русский язык» 1, 2, 3, 4 класс, автором рабочих тетрадей к учебникам. В рамках широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания образования принимала участие в разработке ежегодно проводимых проверочных работ для начальной школы (оценка осознанности чтения на материалах литературных и научно-популярных текстов). Входит в российскую координационную группу международного исследования PIRLS - «Изучение качества чтения и понимания текста». В рамках региональных мониторингов разрабатывает проверочные работы по русскому языку и литературному чтению. Принимала участие в разработке планируемых результатов по русскому языку и примерной программы по русскому языку в рамках работы над ФГОС НОО 2009 г. Работала членом технической группы программы READ (Russia Education Aid for Development). Работа в Центре начального образования Института стратегии развития образования РАО.
Информация*
Четверть нации – функционально неграмотные люди?
1 февраля на очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования (ИРО) НИУ-ВШЭ обсуждалась проблема читательской грамотности российских школьников.