• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четверть нации – функционально неграмотные люди?

1 февраля на очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования (ИРО) НИУ-ВШЭ обсуждалась проблема читательской грамотности российских школьников.

На семинаре был представлен доклад «Победа в PIRLS и поражение в PISA: динамика читательской грамотности в основной школе», подготовленный ведущим научным сотрудником Психологического института Российской академии образования (РАО) Галиной Цукерман, научным сотрудником ИРО НИУ-ВШЭ Мариной Кузнецовой и директором Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галиной Ковалевой.

Факты

Российские школьники – лучшие в мире, если верить результатам PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Этот мониторинг изучения качества чтения и понимания текста проводится раз в пять лет IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement - Международная ассоциация по оценке учебных достижений). В 2006 году у четвероклассников из России в нем были самые высокие показатели среди учеников из 35 других стран.

Однако с девятиклассниками картина выглядит далеко не так радужно. В декабре 2010 года были объявлены итоги четвертого цикла международной программы по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся PISA-2009 (Programme for International Student Assessment - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Российские подростки почти замкнули список – их читательская, математическая и естественнонаучная грамотность оказалась значительно ниже, чем у участников из 65 других стран.

Так почему за несколько лет в школе дети словно «глупеют», и кто в этом виноват? Что стоит за победой в PIRLS и поражением в PISA?

Почувствуйте разницу

Можно ли сравнивать PIRLS и PISA?  Да, уверена Галина Цукерман. Для этого есть два основания. Во-первых, оба теста дают одинаковое определение читательской грамотности как способности понимать и использовать письменные тексты. Во-вторых, и тот, и другой выделяют три группы читательских умений: первая – найти и извлечь информацию из текста, вторая – интерпретировать ее, используя контекстные знания, и третья – размышлять о сообщениях текста и оценивать их.

В связи с этим выделяют три уровня читательской грамотности: сначала ребенок просто учится читать, затем использует полученное умение для обучения и, наконец, для удовольствия и решения собственных задач. Первый этап, как считают в Международном сообществе специалистов по чтению, заканчивается в 10 лет, как раз к концу 4 класса – когда проводится PIRLS. Второй этап – к 15 годам, на момент участия в PISA. Оба теста, таким образом, измеряют готовность перехода ученика на новый уровень грамотности.

Если последние два измерения PIRLS показали, что готовность десятилетних российских школьников к переходу на следующую ступень образования значительно улучшилась, то в PISA с 2001 года ничего не изменилось. «Четверть нации, и даже больше – функционально безграмотные люди», – подчеркнула Галина Цукерман. В 4 классе из 25 человек 15 обладают высшим уровнем грамотности, 9 – нуждаются в помощи учителя, 1 – в особой коррекции. В 9 классе помощь педагога нужна будет уже 15 ученикам, а на нижнем уровне останутся семеро. Почувствуйте разницу!

«Тяни-толкай» как метод исследования

Галина Цукерман, Марина Кузнецова и Галина Королева провели собственное исследование читательской грамотности. Для этого они совместили тесты PIRLS и PISA и построили методику «Тяни-Толкай».

Их тест состоял из 4 текстов и 51 вопроса (два текста были подобны тем, что в PIRLS, а вопросы - PISA, и два – из PISA с вопросами PIRLS). С его помощью они измерили уровень грамотности детей в 4, 6 и 9 классах. Оказалось, что за 2 года – между 4 и 6 классами – в технике чтения детей не меняется почти ничего, а к 9 классу она улучшается – но лишь по отдельным показателям и максимум на 15%.

Далее исследователи попробовали разобраться: на каком этапе образования происходят сбои.

Где начало читательской безграмотности?

Первая проблема возникает при переходе от устной к письменной речи, пояснила Галина Цукерман. В начале второго года обучения дети еще не владеют письменной речью. «В слове «день» 4 звука и 1 слог. Да или нет?» - задали вопрос второклассникам в московской школе № 91, где детей уже 50 лет обучают по методике развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Правильно ответила лишь половина. Им надо было просто посчитать количество звуков, но стоял барьер – именно такая задача учителем поставлена не была. Впрочем, как заметил руководитель семинара, вице-президент РАО Виктор Болотов, «стоило бы задать этот же вопрос участникам дискуссии – сколько из них сделали бы ошибку?»

Им бы те учебники взять и отменить

В тесте PISA есть группа вопросов, где российские девятиклассники все же оказались на высоте – это вопросы, в которых содержатся те же ключевые слова, что и в ответах, которые нужно найти в тексте учебника. Но в этом и заключается другая проблема формирования читательской грамотности.

Например, в учебнике физики А.В.Перышкина для 7 класса первая глава начинается так: «Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые ученые высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. Это подтверждалось опытами». Далее следуют примеры опытов. Автор учебника задает два вопроса: «Из чего состоят вещества?» и «Какие опыты это подтверждают?». Разумеется, дети легко находят ответы на них в тексте. Такой способ построения вопросов, по мнению Галины Цукерман, стимулирует поиск ответа по ключевым словам, а не по мысли. Аналог – поисковые системы Интернета, который все больше используется детьми.

«Трудно сказать, что стоит за правильным, ожидаемым ответом на вопрос учебника – и ни учитель не узнает, что имеет в виду ученик, ни ученик не узнает меру своего понимания и непонимания текста, - подчеркнула она. – Наши учебники нельзя отредактировать – их можно только заменить. Остается надеяться лишь на хороших учителей».

«Учебник Перышкина просуществовал больше 40 лет, и ничего ужасного со знаниями советских детей не произошло» - возразил один из участников дискуссии. Однако здесь, как указали докладчики, оценивались результаты по чтению, а не по физике. И выясняется, что даже хороший с точки зрения обучения предмету учебник не поддерживает развитие читательской грамотности. Имеет значение и то, добавила ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Елена Чудинова, что после сокращения числа часов по той же физике изменилась форма общения с учениками  - практически исчезли лабораторные работы. А текст при этом остался тот же самый.

Грамотность – лакмусовая бумажка образования

Как показывает исследование «Тяни-Толкай», отметила Елена Чудинова, после 4 класса дети перестают вычитывать информацию из текстов учебников. Дело в том, что в начальной школе таблицы, графики, диаграммы и прочее в текстах еще не используются, зато с пятого класса детей начинают этим нагружать, да еще и включать в тексты сложную терминологию. Естественно, это отбивает у ребенка интерес к учебе. Следовало бы начинать учить детей работать со знаковыми формами уже во 2-3-м классе. При этом даже на курсах повышения квалификации для учителей в Московском институте открытого образования под умением мыслить понимают умение компилировать тексты. И считается, что этому учителя должны учить детей.

Мониторинги читательской грамотности, как отметил в заключение Виктор Болотов, помогают понять – что не так с обучением в основной школе. По его словам, в России уже проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему дети не решают сложные задачи на ЕГЭ по математике: не могут правильно интерпретировать задания. Все дело в том, что они не понимают вопрос. Поэтому уметь работать с текстами школьнику необходимо.

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Тест отборочного этапа чемпионата сочинений «Своими словами» стал доступен всем желающим

Специально для отборочного этапа Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами», второй сезон которого в 2021/22 учебном году проводят 23 вуза России, был разработан онлайн-тест. Пройти его и определить уровень своей функциональной грамотности теперь может каждый: задания направлены на проверку не знаний, а навыков.

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.