• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Открывая семинар, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров пояснил, что результаты сравнительных исследований качества образования вызывают большой интерес и у политиков, и у широкой общественности. Низкие результаты — повод для беспокойства. Например, в 1990-е годы Германия и Польша пережили так называемый PISA-шок — их результаты в сравнительном исследовании PISA (оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся) оказались ниже ожидаемых. Аналогичная ситуация была в Японии после публикации результатов другого исследования — TIMSS (оценка качества подготовки учеников 4 и 8 классов по математике и естественным наукам). Возникает вопрос, что изменить в системе образования для улучшения ситуации.

Этот вопрос, пусть с запозданием, стал актуальным и для России, которая в этих исследованиях участвует с 1990-х годов. Их результаты активно обсуждаются, и сейчас мы больше всего обеспокоены недостаточными достижениями в PISA. Однако не стоит утверждать, что влияние этих исследований на российскую образовательную политику было значительным, считает Андрей Захаров, — скорее можно отметить лишь некоторые точечные изменения.

Чтобы повысить качество математического образования, в российскую школьную программу добавили изучение статистики

Густаво Э.Фишман сравнил участие стран в международных исследованиях с лошадиными скачками, участники которых даже не знают, с кем соревнуются. Считается, что страна должна быть впереди, и на подготовку к тестированию тратится много времени и денег. При этом, подчеркивает исследователь, сравнительные исследования были придуманы в 1960-е годы не для соревнований, а для получения информации о качестве образования, и интерес к ним не был столь велик. Теперь же в них участвуют более 140 стран, исследований становится все больше, их проводят самые разные влиятельные организации (ЮНЕСКО, ОЭСР и другие), число научных публикаций об их результатах растет.

Густаво Э. Фишман

Профессор Университета штата Аризона

«Появилась новая индустрия — целый сектор экономики, профессионалы в области международных исследований качества образования. Даже если вы не заняты в их реализации и развитии, то читаете о них, публикуете статьи, участвуете в учебном процессе».

При этом, считает исследователь, вся эта индустрия существует сама по себе и на образовательную политику оказывает незначительное влияние. Инструменты для совершенствования качества образования сравнительные исследования не дают. Зато кое-кто использует недозволенные приемы, чтобы повысить результаты и выглядеть лучше на фоне конкурентов.

В некоторых странах для участия в международных тестированиях отбирают лучших учеников

И это не единственное нежелательное последствие.

Анализ образовательной политики нескольких стран, участвующих в международных исследованиях, показал, что после публикации их результатов они осуществляли диаметрально противоположные изменения. В одном случае централизовали принятие решений, в другом — решили приватизировать школы, в третьем — усилить государственную поддержку образования и добиться соответствия учителей высоким стандартам, в четвертом — наоборот, ослабить государственное участие в работе школы. «Исследования одни и те же, а политика разная», — констатирует исследователь.

Если страна демонстрирует недостаточно высокие результаты в международных исследованиях, в этом обвиняют преподавателей, и основной вывод — необходимость увольнения плохих учителей.

В СМИ учителей, как правило, критикуют, отмечает Густаво Э.Фишман. Это расходится с данными соцопросов о роли учителя в жизни конкретного человека. В таком случае лишь небольшая часть опрошенных отмечает, что с учителями им не повезло.

«Плохие» учителя в школах

25-40%

по данным СМИ

5%

по опросам респондентов

 

Основной вывод Фишмана: благодаря сравнительным исследованиям качества образования мы получаем огромное количество интересных и актуальных данных, вопрос применения которых остается открытым. Политики используют их для оправдания своих действий, но если в разных странах на основании похожих результатов принимаются противоположные решения, можно ли доверять таким оправданиям? Система тестирования с каждым годом становится все совершеннее, но решение проблем на ее основе не возникает. Даже выявлению проблем она не способствует, заключает исследователь.

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.