• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

© iStock

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ 5 ноября провел экспертный семинар «Трансфер социально-экономических знаний в меняющемся мире: тренды, вызовы и лучшие практики». Среди участников семинара были эксперты из Алжира, Египта, Индии, Ирана, Китая, Пакистана, Туниса, Эфиопии, а также исследователи Высшей школы экономики.

Анна Барсукова

«Трансфер знаний — это тренд мирвого развития, который в наши дни развивается в рамках “новой междисциплинарности”», — подчеркнула заместитель проректора НИУ ВШЭ, аналитик Центра трансфера и управления социально-экономической информацией Анна Барсукова, открывая семинар. «Мы рассматриваем трансфер знаний как огромную возможность для развития технологий, социальных наук и партнерства между бизнесом, университетом и правительством», — отметила она.

Вера Вишнякова

Директор Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Вера Вишнякова назвала семинар возможностью в международном экспертном кругу обсудить тренды и вызовы трансфера социально-экономических знаний для университетов, а также лучшие практики, в которых общественные науки объединились со STEM и создали возможности для формирования новых знаний.

В своем докладе о специфике трансфера технологий в России Вера Вишнякова отметила особую связь между российским государством и университетами. «Государство утверждает стратегические документы и, финансируя программы поддержки по трансферу технологий, помогает университетам и отрасли фокусировать тематику исследований таким образом, чтобы они были востребованы в государственном управлении и в реальном секторе экономики, а также в социальной сфере», — рассказала она. В этой связи к участникам программы академического лидерства «Приоритет-2030» предъявляется требование получать в результате исследований прикладные результаты. Вместе с тем была запущена государственная программа поддержки университетов в развитии центров трансфера технологий.

Вера Вишнякова добавила, что одним из лидеров этих программ является ВШЭ: «За последние два года в Вышке, по предварительным подсчетам, по социально-экономическому направлению было реализовано свыше 600 заказных продуктов, пришло свыше 300 заказчиков». Центр трансфера и управления социально-экономической информацией разработал цифровые экосистемы, оказывающие поддержку ученым в проведении исследований и упрощающие доступ к научным материалам, внешним научно-информационным ресурсам, базам данных и мерам господдержки. Тем не менее в этой сфере по-прежнему есть проблемы и вызовы, которые зависят от многих факторов.

Вера Вишнякова призвала участников к сотрудничеству, подчеркнув, что «трансфер технологий для университетов является драйвером научно-технологического развития, что создает благоприятную почву для поиска новых инструментов международного взаимодействия».

Доклады участников семинара:

 исполнительный вице-президент Чжэцзянского центра обмена интеллектуальной собственностью Юй Цао рассказал о политике китайского правительства в области регистрации и коммерческого оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности, мерах поддержки компаний, имеющих на балансе патенты, о работе бирж данных и реализации модели поддержки университетов госструктурами в процессе трансфера технологий;

 профессор Совета по технологической информации, прогнозированию и оценке Шривастава Прадип (Индия) поделился мнением о положительном влиянии трансфера на ВВП, рассказал на примере своей страны о коллаборациях в R&D-проектах и продвижении технологий, а также о спин-офф-стартапах — дочерних компаниях университетов и корпораций;

научный сотрудник Центра исследований и лидерства в области устойчивого развития Института энергетики и ресурсов Палак Ханна (Индия) представила прикладной кейс в сфере сельского хозяйства в кластерах Джаркханда, а также подчеркнула особую роль женщин в этом проекте;

советник заместителя председателя Сената Пакистана Мухаммад Насим Хан Ачакзаи поделился примерами трансфера знаний, обозначил основные вызовы, с которыми сталкивается его страна, развивая это направление, а также призвал к активному международному сотрудничеству в сфере трансфера;

Хенд Аллам, преподаватель Университета Танта (Египет), рассказала о реализации идеи о соединении при участии правительства больницы с компаниями по производству лекарств и медицинского оборудования через аналитическую информационную систему.  

Анастасия Углева

В завершающем докладе семинара заместитель директора Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Анастасия Углева рассказала о лучших практиках трансфера в социально-экономических и гуманитарных исследованиях Высшей школы экономики. Среди них — система оценки знаний русского языка для детей RuCLAB, многоуровневый языковой тест SCT «Лингвотест», платформа для анализа текстового контента Sociolit, цифровые продукты для формирования сценариев развития российской экономики и база данных антироссийских санкций SanctionsRuBase+.

Сергей Козарезов

В последовавшей после докладов дискуссии советник Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Сергей Козарезов рассказал о новейших трендах использования Retrieval Augmented Generation. Эта ИИ-технология применяется при обработке корпуса документов и данных, исследуемых в процессе разработки социально-экономических продуктов.

Участники также обсудили особенности формирования и коммерческого оборота датасетов и дефицита данных, необходимых для обучения фундаментальных моделей — потенциального рынка для создания и коммерциализации синтетических данных, в том числе для экспорта.

В завершение семинара участники предложили новые инструменты для дальнейшего взаимодействия в рамках актуальной для университетов темы развития трансфера.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.