• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

На прошлой неделе в интервью «Коммерсанту» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов назвал факультет математики первым среди возможных кандидатов на создание так называемых «центров превосходства». В международных рейтингах Вышка регулярно занимает ведущие позиции по математике, в 2019 году вышла на первое место в российском рейтинге научной продуктивности.

«Совместные программы бакалавриата и магистратуры с Центром педагогического мастерства создавались в 2017 году с перспективой иметь в Вышке аналогичную “точку роста” в подготовке кадров для школьного математического образования», — поясняет академический руководитель программы Павел Семенов.

Конкурентные преимущества

Одно из конкурентных преимуществ магистерской программы — наличие у выпускников двух дипломов: диплома ВШЭ об окончании магистратуры и диплома ЦПМ о профессиональной переподготовке.

«Это стало возможным благодаря сочетанию высокого научного потенциала факультета математики Вышки и практического опыта ЦПМ в области работы с детьми, — отмечает Павел Семенов. — К тому же часть курсов ведут и преподаватели Института образования ВШЭ».

У всех магистрантов — непрерывная, на протяжении двух лет, педагогическая практика. В большинстве случаев они работали учителями математики в московских школах, реже — в компаниях по созданию образовательного контента.

Отзывы о работе наших выпускников — самые высокие: нет никаких сомнений в их конкурентоспособности для возможных работодателей

Ключевая особенность магистерской программы — формирование учителей математики в серьезном классическом университете. По словам методиста ЦПМ, доцента факультета математики Александра Штерна, среди абитуриентов — выпускники педагогических вузов, которым не хватает знаний математики, и выпускники технических вузов, которым также не хватает знаний педагогики. Все они становятся частью насыщенной интеллектуальной атмосферы ВШЭ, понимая, что преподавание математики — это дело их жизни».

В основе учебного процесса, по мнению Александра Штерна, лежит диалог преподавателей и студентов, и умение вести такой же диалог студенты с учениками должны проявить, работая в школе. А главное в этом диалоге — чтобы школьникам было интересно.

«Тех учителей, с которыми за 45 минут урока становится скучно, современные подростки отторгают, — считает Александр Штерн. Единственное, что может сделать учитель в классе, — заинтересовать детей, особенно если речь идет о серьезной математике. Мы многое делаем для того, чтобы нашим студентам было интересно в процессе учебы, и этот интерес они передают детям».

«Все, что узнавал на занятиях, тут же применял в школе»

Александр ТобенгаузАлександр Тобенгауз

После окончания МГТУ имени Баумана Александр Тобенгауз работал в Курчатовском институте. Попробовал преподавать, и оказалось, что у него хорошо получается разъяснять математические премудрости детям, причем не только подросткам, но и ученикам начальных классов. Перешел на работу в частную школу и вскоре, решив получить педагогическое образование, поступил в Вышку.

«Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ организована так, что можно сделать акцент или на педагогических знаниях, или на математических — кому каких не хватает. Мне были нужны и те, и другие. Кроме того, я стал изучать лингвистику просто для общего развития», — рассказывает Александр.

Важная особенность программы, по его мнению, — акцент на практику, тем более что среди преподавателей — учителя лучших московских школ.

«Все, что я узнавал на занятиях, тут же применял в своей работе в школе. Помогали советами и однокурсники, которые тоже в школах работают, — рассказывает он. — Так что за два года я структурировал, переосмыслил имеющиеся знания и опыт. К тому же у преподавателей Вышки можно поучиться не только предмету, но и педагогическому мастерству: наблюдаешь за ними — и понимаешь, как нужно вести занятие».

В сентябре Александр переходит на работу в Лицей НИУ ВШЭ — учителем математики 10 класса (профильное направление — «Математика и информатика»). Рекомендацию ему дал отдел математического образования факультета математики.

«Методики подготовки к олимпиадам стали для меня открытием»

Юлия ИвановаЮлия Иванова

Юлия Иванова после окончания МИФИ работала программистом и тоже делала первые шаги в педагогике — готовила детей к экзаменам в частном учебном центре.

«При поступлении я думала прежде всего о том, чтобы через два года получить педагогическую “корочку”, — признается Юлия. — Всегда была уверена, что педагогическое образование — это скучно. А в Вышке оказалось интересно».

Методики подготовки к олимпиадам стали для меня открытием, один из самых интересных курсов был посвящен педагогическим техникам

На первом курсе Юлия продолжила работать в учебном центре, а на втором перешла в государственную школу, где взяла пятые-шестые классы. Также вела олимпиадный кружок и факультатив по подготовке девятиклассников к ОГЭ. «Подготовка к экзаменам мне не очень интересна, здесь требуется натаскивание, дети слабо мотивированы. Другое дело — вести углубленную математику», — рассказывает девушка.

Юлия считает, что в педагогике важен элемент творчества — заранее не всегда удается предсказать, как пойдет урок. Бывает, что планы расходятся с реальностью, и дети делают неожиданные для учителя ошибки. В одном классе командную работу организовать удается, а в другом нет.

В дальнейшем Юлия планирует больше уделять внимания методической работе (придумывать задачи, разрабатывать новые курсы) и сохранять связь с Вышкой — помогать в организации олимпиад и приходить на факультет математики, чтобы послушать новые курсы.

«Ко мне отнеслись как к ценному кадру»

Максим КарсаковМаксим Карсаков

Максим Карсаков уже один раз выпускался из Вышки — он окончил бакалаврскую программу «Математика». Увлекался программированием, финансами, но в итоге решил попробовать себя в педагогике и поступил в совместную магистратуру ВШЭ и ЦПМ.

Преподавательской работой стал заниматься здесь же, на факультете математики, — вел занятия для старшеклассников и даже для первокурсников совместного бакалавриата ВШЭ и ЦПМ. На втором курсе пошел работать в московскую школу, причем взял нагрузку, превышающую формальную учительскую ставку, — 22 часа. Преподавал ученикам основной школы, выбравших профильную математику в рамках городского проекта «Математическая вертикаль». Ему и двум другим начинающим учителям выделили отдельный рабочий кабинет — лаборантскую, так что время между уроками они проводили вместе, со старшими коллегами общались мало.

«В школе ко мне отнеслись как к ценному кадру и не заставляли заниматься ерундой, связанной, например, с оформлением бумаг, — рассказывает Максим. — Несмотря на это, работа сложная и психологически, и физически. Нужно разрабатывать курсы, придумывать задания, проверять их, а самое главное — постоянно поддерживать класс в состоянии работоспособности, на это уходит много сил. Так что иногда даже занятия в Вышке приходилось пропускать».

Самое полезное, что дает учеба, по мнению Максима, — общение с действующими педагогами, обладающими большим опытом и знающими предмет. Занятия посвящены не только математике как науке, но и методике ее преподавания, способам преодоления трудностей в работе с детьми.

Семенов Павел Владимирович

академический руководитель Совместной магистратуры ВШЭ и ЦПМ

За два года работы произошло много интересного. У нас были успехи и неудачи, открытия и даже провалы. Мы искали пути к верному пониманию реальности и порой разочаровывались, потому что не могли пройти их до конца. На сегодняшний день мы перестали воспринимать основные идеи совместного проекта исключительно через розовые очки. Оптика стала куда более разнообразной, и у нас есть ясное понимание, что и как нужно делать. Отдел математического образования ВШЭ верит в своих первых выпускников, желает им быть мастерами своего дела и ждет новых, столь же талантливых абитуриентов.

Вам также может быть интересно:

«Вся наша жизнь — динамическая система»

Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

«Возможность защищаться по статьям, а не по "кирпичу" мне кажется исключительно ценной»

Валентина Кириченко станет первым доктором наук НИУ ВШЭ по математике, получившим эту степень по совокупности опубликованных ею ранее научных статей. О ее работе и о новой процедуре защиты рассказывают сама Валентина Кириченко и члены комитета, оценивавшие ее диссертацию.

Вышкинские математики хотят сформировать в России «единое математическое пространство»

В российской математике традиционно сложилась система, когда человек всю свою академическую жизнь — от студента до профессора — проводит в стенах одного и того же вуза. Математики ВШЭ хотят попробовать изменить эту ситуацию, для начала — хотя бы в масштабах Москвы и Санкт-Петербурга.