Можаева Галина Васильевна
- заместитель первого проректора
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2022 году.
Полномочия / обязанности
- координация деятельности НИУ ВШЭ по разработке и реализации цифровых проектов в сфере ДПО;
- координация работ по созданию цифрового контента для программ ДПО, разработке и реализации образовательных решений для развития онлайн-обучения в системе ДПО;
- создание и развитие образовательного маркетплейса ДПО;
- организация исследований и экспертной деятельности в области цифровизации ДПО, онлайн-обучения, цифровых образовательных технологий;
- координации деятельности структурных подразделений НИУ ВШЭ, включая региональные кампусы, в рамках координируемых направлений и видов деятельности.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2000Ученое звание: Доцент
- 1992Кандидат исторических наук
- 1988
Специалитет: Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, специальность «История», квалификация «историк, преподаватель истории и обществоведения»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
-
Инновационные образовательные технологии. Корпоративный университет Сбербанка, 2019.
-
Школа ректоров 12: Ректорский кадровый резерв. Профессиональная переподготовка, МШУ «Сколково», 2017.
-
Новая модель университета: двигатели развития и управление изменениями. МШУ «Сколково», 2017.
-
Комплексный подход к развитию электронного обучения в вузе. Профессиональная переподготовка, ТГУ, 2016.
-
Auditor Quality Management Systems, Quality Systems Manager. Quality Austria guidelines, 2015.
-
EOQ Quality Manager. EOQ Quality Auditor. European Organization for Quality, 2015.
-
Изучение организационно-управленческих условий реализации технологий. Стажировка, Университет Маастрихта, Нидерланды, 2015.
-
Цифровые технологии в современных гуманитарных науках и образовании. Стажировка, Федеральный университет Рио де Жанейро, Бразилия, 2014.
-
Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании. Стажировка, Римский университет Ла Сапиенца, Италия, 2014.
-
Развитие менеджмента качества ДПО. Стажировка, Фолькуниверситет, Швеция, 2013.
-
Расширение качества ДПО. Стажировка, Quality Austria, Австрия, 2012.
-
Методы и технологии управления вузом в современных условиях. ВШЭ, 2012.
-
Система высшего образования в Швейцарии. Стажировка, Швейцарский федеральный технологический университет, Швейцария, 2011.
-
Роль американских университетов в создании инновационного региона с большой концентрацией предприятий высоких технологий. Стажировка, Университет Стэнфорда, США, 2011.
Достижения и поощрения
- Научная премия Томского государственного университета "Человек года" (декабрь 2016)
- Лауреат Премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области образования (ноябрь 2013)
- Благодарность Министерства Образования и науки Российской Федерации (декабрь 2012)
- Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" (февраль 2008)
- Медаль "За заслуги перед Томским государственным университетом" (август 2004)
- Лауреат Премии Президента Российской федерации в области образования (октябрь 2002)
Публикации5
- Книга Можаева Г. В., Эскиндаров М. А., Ручкина Г. Ф., Беседкина Н. И., Гагарина М. А., Киракосян С. А., Овчинникова Ю. Е., Попова А. В., Шайдуллина В. К. Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений. М. : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2021.
- Книга Можаева Г. В., Краснова Г. А. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019.
- Книга Можаева Г. В., Краснова Г. А., Полушкина Е. А. Развитие непрерывного технического профессионального образования за рубежом. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017.
- Книга Можаева Г.В., Захарова У.С., Можаева П., Рожнева Ж., Сербин В., Хаминова А. Digital humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет , 2016.
- Книга Можаева Г. В., Беляев М., Вымятнин В., Демкин В., Григорьев С., Гриншкун В., Краснова Г., Нежурина М., Позднеев Б., Коршунов С., Роберт И., Соловов А., Теслинов А., Щенников С. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2002.
Конференции
- 2022III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В контексте государственной образовательной политики» (Улан-Удэ). Доклад: Университетский преподаватель в цифровой образовательной среде
- 2021XI Международная научно-практическая конференция «Время вызовов и возможностей: проблемы, решения, перспективы» (Рига). Доклад: Онлайн-бакалавриат и онлайн-магистратура: актуальный ответ на новые вызовы
- V Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы профессионального образования» (Минск). Доклад: Онлайн-обучение в профессиональном образовании: актуальный ответ на новые вызовы
- Международная научно-практическая конференция «Современные психотехнологии в управлении, политике, бизнесе, образовании» (Москва). Доклад: Открытая образовательная среда как условие повышения мотивации студентов в онлайн-обучении
- Международная научно-практическая конференция «Методика преподавания иностранных языков 2.0: виртуальное и реальное» (Москва). Доклад: Современный преподаватель в цифровой экосистеме университета
- VI Международная научно-практическая конференция «Дистанционные образовательные технологии» (Ялта). Доклад: Открытая образовательная среда как условие развития современного онлайн-обучения
- III Международный научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в ХХI веке» (Ростов-на-Дону). Доклад: Современная образовательная среда в подготовке педагогов
- 2020Международная научная конференция по проблемам цифровизации EdCrunch Ural (Екатеринбург). Доклад: Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации: какие компетенции нам нужны и как их сформировать
- X Международная научно-практическая интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования», VRME (Москва). Доклад: Цифровые технологии в системе профессионального роста педагогов
- 14th international technology, education and development conference (INTED 2020) (Валенсия). Доклад: 5 Reasons, which Push Russian Universities to Produce Massive Open Online Courses
- 14th international technology, education and development conference (INTED 2020) (Валенсия). Доклад: The Dependence of Massive Open Online Courses' Engagement Rate on Learners Support Models
- 2019New Silk Road: Business Cooperation and Prospective of Economic Development – 2019 (Санкт-Петербург - Прага). Доклад: Correlation of MOOC Students’ Behavior Patterns and Their Satisfaction with the Quality of the Course
Патенты (свидетельства) на программу для электронных вычислительных машин, базы данных, зарегистрированные в установленном порядке
-
Платформа профессиональных проб. Свидетельство № 20216655693 от 30.09.2021. Правообладатель: Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (в соавт.: Александрова Л.Д., Белоусова Т.А., Булава И.В., Гвоздев В.В., Гришанова Е.А. и др., всего 21 чел.)
-
Адаптивный курс математики. Свидетельство № 2020621386 10.08.2020. Правообладатель: ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (в соавт.: Завгородняя М.Е., Соколов Б.В., Даммер Д.Д., Емельянова Т.В., Беккерман Е.Н. и др., всего 10 чел.)
-
Отечественная история: электронный учебный курс. Свидетельство № 40390 от 02.07.2015. Номер государственной регистрации – 0321501754. Производитель: ГОУ ВПО Томский государственный университет.
-
Организация программ дополнительного профессионального образования в вузе: учебно-методический комплекс. Свидетельство № 22431 от 26.05.2011. Номер государственной регистрации – 0321101359. Производитель: ГОУ ВПО Томский государственный университет.
-
Дистанционные технологии в вузе: учебно-методический комплекс. Свидетельство № 22431 от 26.05.2011. Номер государственной регистрации – 0321101359. Производитель: ГОУ ВПО Томский государственный университет (в соавт.: Демкин В.П.)
-
Автоматизированная система дистанционного обучения «Электронный университет». Свидетельство №11586 23.10.2008. Организация-разработчик: ГОУ ВПО «Томский государственный университет» (в соавт.: Демкин В.П., Степаненко А.А., Трухин А.В., Скрипка В.И.)
-
Технологии дистанционного обучения. Свидетельство №2002611995 от 25.11.2002. Правообладатель: ГОУ ВПО Томский государственный университет (в соавт.: Руденко Т.В., Демкин В.П.)
-
История русской культуры (IX-XVII века). Свидетельство №2002611501 от 28.08.2002. Правообладатель: ГОУ ВПО Томский государственный университет(в соавт.: Тюнин С.Н.)
-
История России (с древнейших времен до начала XX в.). Свидетельство №2002611500 от 28.08.2002. Правообладатель: ГОУ ВПО Томский государственный университет (в соавт.: Руденко Т.В.)
Член редколлегий научных журналов:
- "Открытое и дистанционное образование"; eLIBRARY ID: 25802 ; http://journals.tsu.ru/ou
- Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер"; eLIBRARY ID: 36923511
Опыт работы
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (2019-2022):
- Директор Института онлайн-образования (2020 - 2022)
- Заведующий кафедрой «Цифровизация образования» (2021 - по настоящее время, по совместительству)
- Директор Центра перспективных исследований и разработок в сфере образования (2019 - 2020)
Создание Института онлайн-образования Финуниверситета (2020-2022); формирование команды (более 60 человек), создание системы онлайн-обучения в Финуниверситете, разработка пакета онлайн-программ (22 программы бакалавриата и магистратуры по 9 направлениям подготовки); налажено производство онлайн-курсов, образовательных симуляторов и тренажеров, видео-контента; организованы исследования в области анализа учебных данных, нейропедагогики и др.
Создание Центра перспективных исследований и разработок Финуниверситета (2019, 5 месяцев); разработка концепции и стратегии центра, формирование команды, поиск партнерства, аналитическая работа, проекты «Цифровая мастерская преподавателя», «Хочу учиться так!», «Цифровые практики преподавателей Финуниверситета» и др.
Томский государственный университет (1992-2019):
- Директор по развитию института дистанционного образования ТГУ (2019 – 2021, по совместительству)
- Директор института дистанционного образования ТГУ (2003 – 2019)
- Исполнительный директор САЕ «Институт человека цифровой эпохи» (2016 – 2019)
- Заведующий кафедрой гуманитарных проблем информатики (2002 – 2019)
- Декан факультета повышения квалификации преподавателей ТГУ (2005-2018)
- Заместитель директора Института дистанционного образования ТГУ (1998-2003)
- Доцент, старший преподаватель, ассистент кафедры отечественной истории исторического факультета (1992-2002)
Построение стратегической академической единицы «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ (2017-2019); проектирование и создание инновационной структуры, формирование команды, консолидация междисциплинарных магистерских программ в САЕ, разработка модели автономной магистратуры, организация проектного обучения студентов во взаимодействии с бизнесом; создание междисциплинарной магистратуры Digital Humanities и др.
Инициирование разработки онлайн-курсов в ТГУ (с 2013 года); организована работа по созданию онлайн-курсов, сформирована команда, налажено производство, экспертиза. Выведение университета на международную онлайн-платформу Coursera (2015). ТГУ – один из лидеров в разработке онлайн-курсов в России.
Внедрение в ТГУ внутрикампусного электронного обучения (с 2010); внедрение LMS Moodle, организация каскадной подготовки преподавателей, формирование совета по ЭО, создание цифрового контента и др.
Координация и организационное обеспечение работы структур ДПО в ТГУ (2005-2019); разработка каскадной модели подготовки педагогов; с 2006 года – руководство факультетом повышения квалификации преподавателей; активная грантовая работа в сфере ДПО.
Создание дистанционных школ для одаренных детей и Интернет-лицея ТГУ (1998-2013).
Разработка концепции гуманитарной информатики и создание кафедры гуманитарных проблем информатики в ТГУ (с 2002 года); обоснование необходимости исследования и подготовки кадров в области философии информационных технологий, организация исследований в области гуманитарной информатики, разработка и реализация образовательных программ.
Разработка концепции электронных обучающих средств, дидактических моделей и педагогических технологий дистанционного обучения (один из разработчиков, с 1998 года).
Международный опыт
- Старший эксперт проекта ЕС в Беларуси «Занятость, профессиональное образование и обучение в Беларуси», 2020-2021.
- Организация совместных российско-шведских дистанционных образовательных программ «Электронная коммерция» и «Управление проектами в инновационной сфере», 2010-2014.
- Участие в международных проектах в рамках программ Erasmus (1998-2002), Tempus (2013-2018) и др., в т.ч. руководитель со стороны ТГУ проектов в области качества образования в составе международных команд (Швеция, Италия, Нидерданды, Турция, Греция, Кипр, Беларусь): «Развитие подходов Европейского Союза (ЕС) к улучшению системы обеспечения качества высшего образования стран-партнеров», 2015-2018 гг.; «Путь от европейской модели качества непрерывного профессионального образования к национальным моделям», 2013-2016 гг.; и др.
- Более 10 стажировок в ведущих университетах Швеции, Швейцарии, Чехии, Италии, Португалии, США, Бразилии и др.стран. Изучение образовательных систем Евросоюза и США.
- Организация крупных международных конференций, в том числе EdCrunch Томск (2019, более 1100 участников из 9 стран мира, 64 мероприятия по 12-ти трекам), «Цифровой след в образовании» (2021, Финуниверситет, более 5000 участников).
- Прием иностранных партнеров, участие в международных конференциях с докладами
Участие в научных ассоциациях и общественных организациях
- Член Совета международной ассоциации «История и компьютер»
- Член Союза ДПО России
- Участник различных федеральных и региональных экспертных советов, в том числе в рамках Национального проекта «Образование»
Профессиональные навыки
- Стратегическое и оперативное планирование, разработка «дорожных карт»
- Создание эффективных команд
- Управление университетскими подразделениями
- Управление проектами, в том числе международными
- Координация работы подразделений университета в области ЭО и ДПО
- Экспертная работа в области цифровизации образования, онлайн-обучения
- Образовательный консалтинг в области цифровизации образования, электронного и дистанционного обучения, цифровой трансформации преподавателя
- Организация исследований и разработок в области передовых технологий обучения
- Организация разработки онлайн-курсов и руководство онлайн-проектами
- Организация внутривузовского повышения квалификации сотрудников
- Организация конференций различного уровня (программный директор)
«Гибридное образование и обучение — будущее, к которому надо прийти»
Гибридную реальность современного образования обсудили в конце марта представители российских вузов, корпоративных университетов и цифровых платформ. Встреча прошла в рамках заседания отраслевой комиссии по образованию Ассоциации менеджеров.