Гошин Михаил Евгеньевич
- Научный сотрудник:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Доцент:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2013 году.
- Научно-педагогический стаж: 1 год.
Полномочия / обязанности
Осуществление исследований в сфере социально-экономического развития системы образования
Образование, учёные степени
- 2014
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2006Кандидат химических наук
- 2002
Специалитет: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, специальность «Биология», квалификация «биолог»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2014 год - повышение квалификации по программе «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтёрской деятельности» в НИУ «Высшая школа экономики»
Достижения и поощрения
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (сентябрь 2020)
Надбавка за публикации, вносящие особый вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ (2022-2025)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
Публикации29
- Статья Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Сорокин П. С. Родительские стратегии и агентность детей, занимающихся дополнительным образованием в условиях пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 4 (в печати)
- Статья Гошин М. Е., Сорокин П. С., Косарецкий С. Г. Агентность школьников в условиях изменений образовательного контекста в период пандемии COVID-19: источники, проявления и эффекты // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 394-417. doi
- Статья Анчиков К. М., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Дополнительное образование сельских детей: доступность, содержание и формы // Педагогика сельской школы. 2022. № 2(12). С. 46-58. doi
- Книга Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Иванов И. Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень "Мониторинг экономики образования" Вып. 13 (30). М. : НИУ ВШЭ, 2022.
- Статья Гошин М. Е., Dubrov D., Kosaretsky S., Grigoryev D. The strategies of parental involvement in adolescents’ education and extracurricular activities // Journal of Youth and Adolescence. 2021. Vol. 50. No. 5. P. 906-920. doi
- Книга Павлов А. В., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г., Иванов И. Ю., Ершова В. С. Дополнительное и неформальное образование школьников в условиях пандемии COVID-19 / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. Вып. 50. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021.
- Статья Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 70-83. doi
- Статья Гошин М. Е., Тимощук Д. А. Время фанатиков. Частный сектор дополнительного образования в условиях кризиса: результаты исследования // EDexpert. 2020. № 13. С. 54-57.
- Статья Павлов А. В., Гошин М. Е., Ершова В. С. Организации дополнительного образования в условиях карантина: аналитический обзор по результатам опроса // ПРО-ДОД. 2020. № 3. С. 13-27.
- Книга Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Беликов А. А., Кудрявцева М. А., Максимова А. С., Поплавская А. А., Янкевич С. В., Петлин А. В., Жулябина Н. М. Дополнительное образование детей: Единое многообразие / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
- Книга Гагарина Д. А., Косарецкий С. Г., Гагарин А. С., Гошин М. Е. Робототехника в России: образовательный ландшафт / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий, Д. А. Гагарина; науч. ред.: С. Г. Косарецкий, Д. А. Гагарина. Ч. 2. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019.
- Книга Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Гошин М. Е., Иванов И. Ю., Федосеев А. И., Андрюшков А. А., Кускова О. Е., Коноваленко А. В. Технологическое образование школьников. Актуальная ситуация и пути развития. М. : Кружковое движение НТИ, Институт образования НИУ ВШЭ, 2019.
- Статья Гошин М. Е., Мерцалова Т. А., Груздев И. А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 282-303. doi
- Статья Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Типы родительской вовлеченности в образование и успеваемость школьников // Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45.
- Книга Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» / Отв. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. Вып. 3 (123): Педагоги организаций дополнительного образования: изменения в условиях труда, профессиональном развитии и мотивациях. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
- Книга Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 4 (124), 2018 г. Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии поведения, информированность / Отв. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родители и школа: чужаки или партнеры // Директор школы. 2018. Т. 227. № 4. С. 95-105.
- Статья Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 68-90. doi
- Книга Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 16 (115), 2017 г. Директора организаций дополнительного образования детей: профессиональные позиции и стратегии / Отв. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
- Книга Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 18 (117), 2017 г. Актуальные стратегии поведения родителей на рынке услуг дополнительного образования / Отв. ред.: Л. М. Гохберг, Л. Д. Гудков, Н. В. Ковалева, Я. И. Кузьминов. М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2017.
- Статья Kosaretsky S., Grunicheva I., Гошин М. Е. Russian Education Policy From the Late 1980s Through the Early 2000s: Declarations and the Practical Impact on Inequality in K–12 Education // Russian Education and Society. 2016. Vol. 58. No. 11. P. 732-756. doi
- Статья Гошин М. Е., Косарецкий С. Г., Шимутина Е. Н. Взгляд директоров: как работают управляющие советы в Москве // Управление школой. 2016. № 3. С. 24-32.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Как привлечь родительский ресурс // Воспитательная работа в школе. 2016. № 2
- Статья Косарецкий С. Г., Груничева И. Г., Гошин М. Е. Образовательная политика России конца 1980-х — начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании // Мир России: Социология, этнология. 2016. № 4. С. 115-135.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительская вовлеченность // Директор школы. 2016. Т. 212. № 9. С. 95-103.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительская вовлеченность. Новый взгляд на старые практики // Директор школы. 2016. Т. 211. № 8. С. 94-104.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Как оценить эффективность сайта органа управления образованием? // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 1 (44). С. 68-76.
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Новые механизмы партнёрства семьи и школы // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 5
- Статья Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительское участие в управлении… и не только // Народное образование. 2015. № 8. С. 78-83.
Конференции
- 2023IFTE - 2023 IX Международный форум по педагогическому образованию (Казань). Доклад: Проактивное поведение (агентность) школьников и их участие в дополнительном образовании
- 2022ECER 2022 “Education in a Changing World" (Ереван). Доклад: Agency of children engaged in extracurricular activities in the context of the covid-19 pandemic: sources, manifestations, and effects
- XXIX Всероссийская конференция "Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании" (Красноярск). Доклад: Перспективы и возможности использования категории «агентность» в исследовании и проектировании профессиональной педагогической деятельности и развития
- Симпозиум «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски» (Томск). Доклад: Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании
- 2021WERA-IRN Extended Education Conference (Рейкьявик). Доклад: Children’s agency in extracurricular activities: response to challenges of the fourth industrial revolution
- 2019ECER 2019 “Education in an Era of Risk – the Role of Educational Research for the Future?” (Гамбург). Доклад: The Role of Different Strategies of Parental Involvement in Challenging Educational Environments
- WERA-IRN, Extended Education Conference (Стокгольм). Доклад: Parental involvement in education extends the spectrum of children's extracurricular activity
- 2018XV международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Качество образовательных результатов и образовательные реформы, способствующие его росту. Доклад: Типология участия родителей в жизни школы и государственно-общественном управлении в семьях с различными социально- экономическими характеристиками
- ECER 2018 "Inclusion and Exclusion, Ressources for Educational Research?" (Больцано). Доклад: The improvement of students’ academic results, choice of future educational trajectory and the importance of low-income family involvement
- 2017Международный семинар "Школьные Управляющие советы: вызовы и решения" (School Governance: Challenges and Solutions) (Москва). Доклад: Участие родителей в управлении школой
- 2016Международный форум «Евразийский образовательный диалог» (Ярославль). Доклад: Родительские представления о качественном образовании (результаты социологического опроса)
- XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Дифференциация родительского запроса к качеству образования
- XVII Апрельская международная научная конференция "Модернизация экономики и общества" (Москва). Доклад: Образовательное неравенство и политика неолиберализма в России конца 1990-х – начала 2000-х годов
- XIII ежегодная конференция "Тенденции развития образования: кто и чему учит учителя?" (Москва). Доклад: Педагог глазами родителей: каких педагогов хотели бы иметь для своих детей российские родители
- XVI World Congress of Comparative Education Societies (Пекин). Доклад: The educational inequality in post-Soviet Russia: the impact of the policy and social context
Информация*
- Общий стаж: 6 лет
- Научно-педагогический стаж: 1 год
- Преподавательский стаж: 1 год
Школа учит подчиняться: проактивность у детей легче развивать в секциях и кружках, чем на уроках
Все хотят, чтобы их дети выросли уверенными в себе, креативными, независимыми, настойчивыми, в общем, не плыли по течению. Вроде бы это заявлено и в задачах школы в качестве «гибких навыков», а одним словом всё это можно описать как проактивность. Вот только в школе этому не учат, и даже немного наоборот: исследование Инобра показало, что среди проактивных детей больше двоечников, чем отличников. А вот секции и кружки — верный путь к тому, чтобы развить активную жизненную позицию.
«Рецепты» воспитания: пандемия подсказала путь к развитию активной самостоятельности детей
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
Доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» (ECER-2022)
Авторский коллектив из Института образования ВШЭ (М.Е. Гошин, П.С. Сорокин, С.Г. Косарецкий) представил доклад «Агентность детей вовлеченных в дополнительное образование в контексте пандемии Ковид-19: источники, проявления и эффекты» на ECER-2022
Кружки становятся дорогим удовольствием
Пандемия ударила по дополнительному образованию детей особенно сильно. Если академические предметные курсы относительно безболезненно перешли в цифру, то практики, связанные с работой руками или физической активностью, попали в самое трудное положение. Сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени Пинского изучили, как выживал этот сектор на дистанте. Исследователей интересовало, какие перспективы есть у онлайна и смешанных форматов.
«Навязчивые» родители начинают и проигрывают
Кашу маслом не испортишь, а вот с кружками и секциями такая логика, похоже, не работает. Ребенка вполне можно «испортить» слишком высокой внеклассной активностью, и в принципе чрезмерным участием в его учебе. Такой вывод можно сделать из исследования, которое провели сотрудники Центра общего и дополнительного образования имени А. Пинского и Центра социокультурных исследований. Они впервые изучили, как разные стратегии поведения родителей влияют на интересы детей на протяжении всей школы.
От тотального к рациональному: как родительский контроль влияет на успехи старшеклассников
Дети из семей с высокими доходами и высшим образованием родителей имеют предпочтительные шансы на поступление в вузы. А вовлеченность родителей в учебный процесс не влияет на снижение неравенства в доступе к высшему образованию. К такому выводу пришли эксперты Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.
How Parental Attitudes to General Education Influence Children’s Extracurricular Outcomes
Earlier this fall, Stockholm, Sweden welcomed educational researchers, strategists and institutional leaders from across the globe for the Second WERA-IRN Conference on ‘Extended Education,’ a dimension of learning & development that embraces a vast array of practices and activities beyond the general curriculum that unfold both within and outside the regular school perimeter. IOE experts Sergey Kosaretsky and Mikhail Goshin took part in the forum to present about how different strategies of parental involvement in formal schooling impact the odds of children’s success in extracurriculars.
«Либералы» лучше «менторов»
Дети, учебу которых активно контролируют родители, посещают больше кружков и секций, чем их ровесники, но по мере взросления чаще других бросают эти дополнительные занятия. Тактика жесткого контроля, таким образом, оказывается неэффективной для того, чтобы ребенок получил качественные «дополнительные» знания и навыки – несмотря на то, что он потратит на это максимум времени.
Children Perform Better When Parents Are Involved in School Life
A family’s involvement in a child’s education acts as a source of social mobility, according to a study by Mikhail Goshin and Tatyana Mertsalova, experts at the IOE Centre for Socio-economic Aspects of Schooling. Lower income parents who actively participate in their children’s school life open up more opportunities for their children.
IOE Experts Discuss Resilient Schools at ECER 2018
Topics of resilient schools and how such L&D settings can be best created to empower less privileged student cohorts have recently piqued more interest among educational scholars and within broader public realms. Marina Pinskaya, Sergey Kosaretsky, Roman Zvyagintsev and Mikhail Goshin, experts at the IOE Center for Socioeconomic Aspects of Schooling, traveled to Italy’s Bolzano this September to take part in the 2018 ECER International Conference, where they presented about IOE’s research on resilient K-11 settings.
О феномене резильентных школ на конференции ECER-2018
Ученые продолжают «расшифровывать» феномен работы резильентных школ – тех, которые, не имея специальных ресурсов и зачастую находясь в неблагополучных районах, добиваются от учеников высоких результатов. Своими выводами на международной конференции ECER-2018, прошедшей в итальянском городе Больцано, поделились исследователи Института образования НИУ ВШЭ – сотрудники Центра социально-экономического развития школы Марина Пинская, Сергей Косарецкий и Роман Звягинцев.
Новая публикация сотрудников Инобра
В научном журнале "Мир России" опубликована коллективная статья сотрудников Центра социально-экономического развития школы С.Г. Косарецкого, И.Г. Груничевой и М.Е. Гошина. Приводятся результаты исследования образовательной политики России конца 1980-х — начала 2000-х годов в связи с появившимися тенденциями образовательного неравенства в области общего образования.
В Пекине прошел XVI Всемирный конгресс сообществ, занимающихся сравнительными исследованиями в образовании
Тема конгресса – «Диалектика образования: сравнительные перспективы». Участие в работе форума с докладом принял стажёр-исследователь Центра социально-экономического развития школы Инобра Михаил Гошин.