Декан факультета математики Сергей Ландо:

Декан факультета математики Сергей Ландо
Декан факультета математики Сергей Ландо
— Что такое «хороший преподаватель»?

— Необходимые хорошему преподавателю качества давно известны, и в нижеследующем их — неполном — перечне не будет ничего нового. Хотя преподавание далеко не сводится к лекциям, ниже для простоты мне будет удобно говорить именно о лекторах.

Прежде всего, излагаемый материал должен быть интересен преподавателю. Аудитория чувствует отношение лектора к предмету и способна зажечься лишь в ответ на исходящий от него импульс.

Второе, что необходимо, — лектор должен чувствовать аудиторию и ее реакцию. Даже выдающимся лекторам регулярно приходится сталкиваться с полнейшим равнодушием зала. Далеко не всегда получается ухватить ниточку, потянув за которую аудиторию удается раскрутить. И в этом случае остается только держать удар — тоже небесполезное умение.

В-третьих, знания преподавателя должны простираться далеко за пределы излагаемого материала. Выплескивание на головы студентов всего известного преподавателю плохо вне зависимости от того, насколько велик этот багаж — если он мал, то неизбежна потеря важных смыслов, о которых преподаватель попросту ничего не знает, если же обширен, то студенты окажутся погребены под ним уже через 10 минут после начала.

Далее. Курс, читаемый одним и тем же лектором в течение многих лет, подвержен неизбежному окостенению. Даже классический материал требует регулярного переосмысления, перепродумывания внутренних и внешних связей. Именно поэтому у себя на факультете мы стремимся к тому, чтобы профессор не читал один и тот же курс более трех раз подряд.

Кроме того, следует учитывать, что основное обучение происходит не тогда, когда студент, раскрыв рот, слушает вещающего с кафедры преподавателя, а в процессе его самостоятельной работы. Обеспечение поля для этой работы — доступного и, в то же время, содержательного, есть одна из главных забот хорошего преподавателя.

И, разумеется, в работе преподавателя есть чисто технологические моменты — писать на доске надо крупно, разборчивым почерком, говорить громко и повернувшись к аудитории. Кстати, математики предпочитают доску слайдам — при ее использовании новая информация развертывается с той скоростью, с которой аудитория готова ее воспринять.

— Талант преподавателя – врожденный или приобретаемый? Это вообще талант или ремесло?

— Все известные мне хорошие преподаватели тратят много времени на подготовку к занятиям. Готовность к этой работе — основная черта, отличающая хорошего преподавателя от посредственности. Мне не встречались люди, умеющие учить уже с первых своих шагов на этом поприще. Существенны чуткость и умение учиться, стремление понять, чем берут аудиторию блестящие лекторы, и способность творчески осмыслить и применить эти приемы. Не менее важна способность поставить себя на место студента. Именно неготовность думать об этом — камень преткновения для многих. Очень помогает при подготовке память о тех сложностях, которые возникали при вашем собственном обучении, но она, к сожалению, легко стирается.

— Нужен ли преподавателю артистизм? Если метафорически-функционально: преподаватель — в большей степени поводырь, энциклопедия или артист?

Задача обучения — научение, и это банально. Лучший преподаватель — это тот, который большему научает, а не тот, поведение которого у доски доставляет больше удовольствия аудитории. Другое дело, что острое эмоциональное переживание помогает ярко высветить идею, зафиксировать ее в сознании, и здесь артистизм лектора бывает крайне полезен. Но при бедности мыслей артистизм быстро теряет даже внешнюю привлекательность. Творческие способности преподавателя важнее обширности его познаний — пережитый опыт собственных открытий гораздо более эффективный инструмент обучения, чем даже самые яркие рассказы о чужих открытиях.

—  Был ли у вас любимый преподаватель? Если да, то когда (в какой момент, отчего) вы осознали, что, вот, он –  лучший? Имеет ли для вас как декана значение, кого выберут лучшим преподавателем?  Объективной ли будет оценка студентов? Как к ней относиться, если она совсем не совпадет с вашей?

— Я попробую ответить на все эти вопросы сразу. Критерии, по которым студенты — в том числе и я в свои студенческие годы — сравнивают преподавателей, остаются для меня полнейшей загадкой (точно так же, как загадкой для меня является выбор вуза и факультета абитуриентами). Потом, по прошествии нескольких лет, мне не раз приходилось удивляться тому, насколько резко менялись за это время мои оценки. К Владимиру Игоревичу Арнольду я пришел уже спустя несколько лет после окончания университета, и для меня его преподавательские качества остаются непревзойденными. Верхом изящества служат лекции Юрия Ивановича Манина, блестящие образцы лекторского искусства продемонстрировали выступавшие у нас перед студентами в этом году Сергей Фомин и Станислав Смирнов.

Одна из основных бед нашего факультета — избыток хороших преподавателей. Среди критериев отбора новых сотрудников умение преподавать имеет тот же вес, что и исследовательская деятельность. Как следствие, оценки, выставляемые студентами преподавателям при ежесеместровых опросах, колеблются от 4,5 до 5 по 5-балльной шкале. В результате студентам очень трудно решить, за кем идти. Так что любой их выбор мне покажется оправданным.