Главный корпус Высшей школы экономики занимает обширную территорию между Мясницкой улицей и Кривоколенным переулком. Внутри сохранились палаты начала XVIII века, которые когда-то принадлежали потомку Рюрика князю Кольцову-Масальскому. Позже домом долгое время владела семья богатого армянского купца Ананьяна. В 80-х года XIX века часть уже перестроенного здания на Мясницкой занимала контора Бари, в которой работал над  чертежами  знаменитый  инженер Владимир Шухов.

Кольцово-Масальские

Четырехэтажный объем, главным фасадом выходящий во внутренний двор, украшен пилястрами и треугольным фронтоном. Это и есть перестроенный дом, с 1710 года принадлежавший стольнику и воеводе, представителю древней фамилии, ведущей свой род от Рюрика, князю Якову Ивановичу Кольцово-Масальскому.

К этому периоду истории дома относится свидетельство, зафиксированное в письме секретаря английского посольства в Москве Людвига Христофора Вейсборда от 10 августа 1710 года: «Шесть дней тому назад здесь во время пира у одного князя Масальского обрушился дом, при чем убило десять или двенадцать слуг и пять знатных лиц; между ними второй сын старого князя Бориса Алексеевича Голицына с женою и некто Бутурлин, заведовавший Земским приказом».

Дом Кольцово-Масальских на Мясницкой улице
Чертеж 1834 г. «Памятники архитектуры Москвы. Белый город». М., 1989

 

Усадебный дом находился в глубине большого двора и с 1710 года перестраивался неоднократно. Само владение расширялось за счет приобретения соседних небольших участков. После смерти бездетного князя Якова Ивановича в 1728 году дом еще более ста лет принадлежал его роду, перейдя по наследству сначала брату Ивану Михайловичу Кольцово-Масальскому, а затем его прямым потомкам. Последней его владелицей была княгиня Любовь Дмитриевна Кольцово-Масальская. В 1834 году умер ее муж — князь Александр Андреевич. Очевидно, вдове понадобилась оценка наследуемого имущества, так как именно этим годом датирован сохранившийся чертеж дома на Мясницкой. В первой половине XIX века это был двухэтажный барочный дом с четырехколонным портиком и высоким антаблементом, украшенный объемным родовым гербом. Фасад имел следы и более раннего оформления. Основной горизонтальный объем портика, как и три его окна с полуциркульным завершением, можно проследить и в современном здании.

В 1845 году наследники Кольцово-Масальского продали дом с большим садом армянскому купцу Ивану Степановичу Ананову.

Армяне Анановы

Ованес Ананьян (Иван Степанович Ананов) — один из представителей многочисленной армянской общины Москвы. Издавна проживая в столице, армянские купцы оставили заметный след в ее жизни, занимаясь благотворительностью, открывая учебные заведения, возводя храмы. Ананов не исключение: он вкладывал свои средства и был членом советов Лазаревского института восточных языков, нескольких приютов, армянских церквей, Екатерининской больницы, Московского художественного общества и даже Зоологического сада. Кроме того, Ананов стоял у истоков частного банковского дела в России. В 1866 году он стал одним из учредителей Купеческого банка — первого частного банка Москвы. С 1871 года он член совета Промышленного банка, затем ревизор Московского торгово-промышленного товарищества и выборный Московского биржевого общества. Одно из самых почетных назначений он получил в 1881 году, став казначеем Комитета для сооружения памятника императору Александру II в Кремле. За свои труды Ананов был награжден несколькими орденами и чином действительного тайного советника.

И.С. Ананов
Фото конца XIX в. grafika.ru

В Москве Иван Степанович владел несколькими особняками и доходными домами. Здесь, на Мясницкой, он прожил до самой своей смерти в 1888 году. Огромные капиталы и многочисленные владения остались его десятерым детям, половина из которых родилась в этом доме, и другим родственникам.

К этому времени владение включало в себя главный дом, по-прежнему стоящий в глубине двора, и несколько отдельных строений по красной линии улицы, сдававшихся различным магазинам и лавкам. Наследники решили построить на улице доходный дом с конторскими и складскими помещениями. В 1890-1900-х годах по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова было возведено новое трехэтажное здание.

В его современном виде четко просматривается постройка Иванова. Мощная ступенчатая горизонтальная тяга над третьим этажом некогда была венчающим здание карнизом. Центр здания выделен рустованным ризалитом, нижний этаж также рустован. Большие горизонтальные витринные окна, разделенные пилястрами коринфского ордера, определяют торговое назначение дома.

От первоначального интерьера мало что сохранилось. В доме имеется разветвленная система подвалов разных уровней, они в большей степени остались нетронутыми, и по ним можно составить впечатление о первоначальном декоре. В подвальных помещениях, где теперь располагаются столовая и буфет, высокие потолки с крестовыми сводами. По углам они опираются на прямоугольные столбы.

В другой части дома потолки подвалов имеют совершенно иное оформление: в прямоугольных кессонах разного размера расположены выпуклые лепные головки цветов. Потолок обрамляет карниз с орнаментальным фризом и декоративными кронштейнами. Очевидно, что эти помещения предназначались для дорогих магазинов или контор престижных фирм, а не для складских нужд.

Отопление в доме было печное. Топки располагались в подвалах нижнего уровня, и оттуда тепло расходилось по сложной системе воздуховодов по всему дому. В одном из подвалов сохранился элемент топки, а на некоторых стенах дома можно найти заслонки воздуховодов начала XX века.

В центральный холл из подвалов ведет лестница. Первоначально их было две, симметрично расходящихся в разные стороны. Полтора марша второй лестницы и сейчас сокрыты в доме, этот фрагмент находится за дверью на первом уровне подвалов. Все пространство этого помещения занимает лестница, которая никуда не ведет, став необычным памятником, единственной лестницей такого рода.

Мозаика

В центральном холле первого этажа на полу неизменно привлекает внимание мозаика из плитки простых геометрических форм, в центральной части которой расположен квадрат с логотипом «Мюръ и Мерилизъ». Появление здесь этой мозаики не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Адрес «Мясницкая ул., д. 20» никогда не был торговой точкой фирмы «Мюр и Мерилиз», даже складские помещения в этом доме они не снимали. Связь фирмы с этим домом совершенно иная.

Деятельность «Мюр и Мерилиз» не ограничивалась торговлей всем известного магазина. Фирма имела и собственное производство. Под этой маркой в начале XX века существовали чугуноделательный завод, мебельный цех, фабрика художественной бронзы и производство облицовочного кирпича и плитки. В Центральном историческом архиве Москвы хранятся Главные книги технического отдела «Мюр и Мерилиз», где представлена отчетность по производственной деятельности. Значимое место в них занимает плиточный отдел.

В настоящее время плитку, изготовленную на заводе «Мюр и Мерилиз», можно увидеть, например, в Нижегородском отделении Государственного банка, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве и на Мясницкой улице в доме № 20. Это не только мозаика в холле, в доме есть еще два образца плитки «Мюр и Мерилиз»: вокруг лифта на первом этаже центрального холла и на площадке перед лифтом третьего этажа в правом крыле. Это метлахская плитка, технология изготовления которой такова: по сырой глине красят глиной другого цвета, потом все это обжигается, и происходит впекание одного цвета в другой.

Образцы плитки «Мюр и Мерилиз»

Великолепно сохранившаяся мозаика в доме № 20 является уникальным и редким образцом широчайшей деятельности фирмы «Мюр и Мерилиз», дошедшим до нашего времени.

Кадуцей на лепном декоре розетки в холле первого этажа
Фото 2014 г.

Потолок холла первого этажа, как и в одном из подвалов, оформлен прямоугольными кессонами. Практически над мозаикой находится круглая лепная розетка, обрамляющая люстру. Ее лепной декор состоит из цветов и перевитых стеблей, рогов изобилия и еще одного элемента — двух змей, которые вьются вокруг посоха с двумя крыльями на конце. Этот символ, называющийся «кадуцей», ведет свое происхождение из древнего мира. Мифологическая история такова: один из богов Олимпа (здесь источники разнятся, называя Аполлона или Зевса) подарил Гермесу, покровителю путешествующих и торгующих, посох с крыльями, как и его сандалии. Гермесу встретились две дерущиеся змеи, которых он успокоил своим посохом, и они навечно переплелись вокруг него. В таком виде посох со змеями стал символом единства противоположностей. Его охотно использовали алхимики, коммерсанты и медики. В доме № 20 на Мясницкой этот символ появился как эмблема коммерции.

Варваринское акционерное общество

Построив новый дом на Мясницкой, наследники Ананова передали его в аренду Варваринскому акционерному обществу домовладельцев. Оно было основано в 1897 году тремя московскими миллионерами А.И. Шамшиным, А.Д. Шлезингером и С.В. Лепешкиным. Общество имело огромный капитал, который оно вкладывало в строительство роскошных доходных домов, оснащенных всеми современными техническими новшествами. Для них работали такие архитекторы, как Д.В. Стерлигов, Р.И. Клейн и в том числе А.В. Иванов, построивший этот дом на Мясницкой. Варваринское акционерное общество не только строило, но и содержано доходные дома. Одним из них стал дом № 20. Вполне вероятно, что мозаика первого этажа была заказана фирме «Мюр и Мерилиз» уже Варваринским обществом.

Бывший дом Кольцово-Масальских
Фото 1905 г. oldmos.ru

Множество помещений в доме сдавалось редакциям и типографии журналов «Семья», «Рампа», «Новости иностранной литературы» и газет «Раннее утро», «Русский листок», «Новости дня». Последняя была политической газетой, поддерживающей кадетов. В 1905 году в типографии газеты, которая находилась во дворе бывшего дома Кольцово-Масальских, произошел обыск. А 6 декабря того же года в доме состоялось заседание Московского совета, призвавшее к всеобщей политической забастовке.

Старый особняк к этому времени утратил барочные черты и массивный герб, но все еще представлял собой отдельное здание с классицистическим фасадом.

Контора Бари и инженер Шухов

В новый дом переехала «Строительная контора инженера А.В. Бари». Александр Вениаминович Бари, получивший инженерное образование, стремился заниматься предпринимательством. В 1880 году он открыл фирму, ставшую известной в России и за границей. Спектр работ, заказы на которые брал Бари, был невероятно широк: от изготовления металлоконструкций для печей до строительства мостов и зданий.

А.В. Бари и В.Г. Шухов
Фото 1880-х гг. mmsk.ru

Успех Бари приносила не только его коммерческая жилка, но и грамотный подбор персонала. Он приглашал самых лучших инженеров, в том числе Владимира Григорьевича Шухова. Познакомились они еще в Америке, где Бари строил павильоны для Всемирной выставки 1876 года, а Шухов находился в командировке. Открыв свою инженерную контору, Бари вспомнил о талантливом молодом человеке и предложил Шухову место главного инженера. Они проработали вместе около тридцати лет.

Одной из первых работ Шухова в конторе Бари был образец нового парового котла. Повышенный спрос на это изделие заставил Александра Бари открыть специализированное производство — «Котельный завод А.В. Бари».

Строительство российских железных дорог, реконструкция Мытищинского водопровода, зерновые элеваторы, первые гиперболоидные сетчатые конструкции, из которых в 1922 году была сооружена башня на Шаболовке — одна из самых известных построек Шухова, — вот лишь некоторые работы «Строительной конторы инженера А.В. Бари».

В 1913 году Александр Вениаминович скоропостижно скончался. Строительную контору на Мясницкой, 20, возглавил его сын Владимир Александрович Бари. А в 1918 году и завод, и фирму национализировали. Семью вынудили уехать за границу. Но Владимир Шухов продолжал работать в доме на Мясницкой — в тресте «Стальмост», который разместился здесь после 1917 года.

Жизнь дома в советское время

К этому времени здесь находились редакция газеты «Экономическая жизнь», торговые синдикаты и магазины, а также правления, товарищества и отделения ВСНХ — Высшего совета народного хозяйства.

В середине 1920-х годов дом был передан Нефтяному синдикату СССР. При нем были сделаны существенные преобразования. Архитектор Иван Иванович Рерберг надстроил трехэтажный дом двумя этажами, придав ему тот облик, который существует и сейчас. Бережное отношение архитектора к уже существующей постройке позволило ему оптимально соединить новые этажи с архитектурой 1900 года, не нарушив целостности композиции.

Тогда же были надстроены и дома во дворе. Здание стало единым комплексом, включающим постройку начала XVIII века. Бывший дом Кольцово-Масальских был совершенно изменен. Его надстроили и уничтожили колонный портик, заменив его пилястрами. На доме появился треугольный фронтон, украшенный гербом СССР.

Герб на фронтоне состоит из серпа и молота на фоне земного шара в лучах солнца. Их обрамляют колосья, перевитые лентой, на которой на шести языках — русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском — сделана надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Венчает герб пятиконечная звезда. Шесть языков обусловлены шестью республиками, входившими в то время в состав новообразованного СССР. Герб был создан художником И.И. Дубасовым и утвержден Конституцией СССР в 1924 году.

Во время Великой Отечественной войны напротив дома на пустырь, где некогда стояла церковь Св. Евпла, упала бомба, но сам дом не пострадал.

После войны здание отдали Министерству химической промышленности СССР, созданному в 1946 году. Министерскому периоду истории дома принадлежат двери на площадке второго этажа перед лифтами, деревянные панели стен кабинета заседаний и бывший кабинет министра (сейчас не используется), где частично сохранились интерьер и предметы обстановки.

Тогда же в здании было оборудовано бомбоубежище. Его вход с мощной дверью находится под библиотекой.В настоящее время здание, с 1997 года занимаемое Высшей школой экономики, является памятником архитектуры, включающим палаты начала XVIII века, доходный дом конца XIX — начала XX века и перестройки 1920-х годов.

 

Здание находится в оперативном управлении НИУ ВШЭ с 1995 года.

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».