• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Если хочешь упражняться в широте мышления, то должен идти на данную программу"

Интервью Дмитрия Вяткина – выпускника магистерской программы «История, теория и философия права» 2014-2015 учеб. года (ныне Дмитрий работает юристом АКГ «Уральский союз»).

- Дмитрий, если перенестись на два года назад, можете вспомнить, чем руководствовались при выборе магистерской программы? Почему решили поступить именно на «Историю, теорию, философию пава?»

- В первую очередь надо отметить, что по окончании бакалавриата в ПГНИУ (Пермский государственный национальный исследовательский университет) я был абсолютно уверен, что мне под силу поступить в любой ВУЗ страны и на любую магистерскую программу. Прекрасно осознавая, что за плечами уже есть солидная база знаний в поле легистики, пригодная для стартового рывка в любом практическом направлении юриспруденции, и находя все более устойчивую изжогу к казенному языку и преходящей сущности нормативно-правовых актов, я видел своим мысом Доброй Надежды – магистратуру, концентрирующую исследовательское внимание на более вечных вопросах, чем регулирование процедуры банкротства.

- Вы отрицаете важность института банкротства?

- Поясню свою мысль. С первых шагов обучения на юридическом факультете меня не покидало ощущение мелкости проблематики, когда речь заходила о прикладных науках и изучении текстов законотворцев. Мне без особого нажима давались все так называемые отраслевые юридические курсы, но я никак не мог убедить себя в том, что зазубривание, разучивание позитивного права отечественной сборки является чем-то стоящим и значащим для мысли и для жизни в целом. К тому же я, как начинающий исследователь, не мог не видеть определенных рисков в построении работы на прикладном фронте. Сегодня этот акт есть, а завтра от него и след простыл. Сегодня высшие судебные инстанции трактуют эту норму так, а завтра изобретают прямо противоположное прочтение. Релятивизм и краткосрочность позитивного права могут обнулить саму магистерскую диссертацию, так как проблема, над которой работал автор, уйдет вместе с утратившим силу законом. Согласитесь, данное обстоятельство вкупе с выпуклым временным характером норм права не может не расшатывать подлинно научный энтузиазм, коему присуще базироваться на долгосрочной актуальности задач изыскания и веры в то, что оно не померкнет со временем.

- Дмитрий, вы немного отдалились от темы. Все-таки можете вкратце сказать, что вас привело в Вышку на ИТФ? А также поделитесь тем, чем запомнилось вам двухгодичное пребывание в ее стенах?

- Полагаю, что предельно подробно объяснил свое тяготение к теоретическому вектору права выше. Теперь поясню, почему из всех предлагаемых престижными ВУЗами страны соответствующих вариантов я выбрал именно московскую ВШЭ. Правда здесь и пояснять особо ничего не нужно. Даже в бытность мою абитуриентом, то есть в 2013 г. Высшая школа экономики прочно застолбила за собой статус флагмана в сфере высшего образования, выстраивающего всю свою деятельность по самым передовым стандартам и живо откликающегося на возможность экспериментов и инноваций. Главным фактором, пожалуй, выступил ореол свободомыслия, который ее окружал. Я абсолютно уверен, что невозможно заниматься историей, теорией, философией права в доктринальных рамках, в идеологических координатах, в каких-либо стесненных условиях для мысли. Поэтому мой выбор был абсолютно логичным: если хочешь упражняться в широте мышления, то должен идти туда, где для твоих рассуждений и размышлений будет больше всего пространства. Если говорить о моих впечатлениях от программы, то отвечу штампом, но зато неумолимо честно – они превзошли все мои ожидания. Под крылом программы «История, теория, философия права» собрана, мощнейшая профессура, ведущие специалисты в области обогащения мышления, придания ему разнообразия фокусов и красок. То о чем я грезил – погружение в глубинные основы, в сущностные характеристики права, поиски вневременных пружин и приводных ремней общественно-политических процессов, подробнейший разбор памятников правовой и политической мысли величайших деятелей в истории человечества – здесь исполнилось в необъятном размере.

- Какие курсы и каких преподавателей вы бы отметили в первую очередь?

- Конечно, не хотелось бы переходить на конкретные персоналии, ведь выдвижение на первый план одних всегда косвенно умаляет других, тогда как мне бы хотелось еще раз подчеркнуть мысль о сверхпрофессиональном и во многом звездном преподавательском коллективе, где каждый обладает эксклюзивным пластом познаний и собственным стилем подачи этого материала. Но раз уж от этой неблагодарной миссии не увернуться, остановлюсь на ряде преподавателей, которых не выделить просто нельзя. В.А. Четвернин – бушующая стихия бескомпромиссного интеллекта, способного перестраивать самое закостенелое нормативистское мышление на рельсы либертарианской парадигмы. Сочетание запредельной харизмы с почти фанатичной увлеченностью собственноручной теорией превращает его лекции в захватывающий спектакль, где есть место и безудержному веселью и блеску студенческих глаз и череде потрясающих открытий и перестановок в голове. К.А. Соловьев – виртуозный портретист исторических эпох, из его уст непостижимым образом вырывается целая панорама быта и порядков былых времен и разворачивается перед завоженными взорами во всем своем размахе с феноменальной детализацией. Курс Р.Ю. Бельковича считаю уникальной школой самостоятельности и оригинальности мышления. Он искусно прививает способность отбрасывать привычные, устоявшиеся взгляды на знаменитейшие работы в области правовых и политических учений и находить в них новые, потаенные смыслы. Его семинарские занятия – солидная тренировка и закалка ума, приобретающего иммунитет от поверхностных суждений и поспешных выводов. В.Б. Исаков, А.А. Сафонов, Л.Р. Сюкияйнен – прекрасные специалисты, великолепно знающие свой предмет, и так жаль, что у меня нет времени сказать о каждом из них. Вынужден перейти к главному звену академического ожерелья ИТФ – А.С.Тумановой, которая в силу роли руководителя данной программы, одновременно выполняет преподавательские, администраторские и даже педагогические функции, что особенно важно и тяжело в работе с магистрантами. Это просто надо оценить, так как нагрузка, ложащаяся на ее плечи, просто колоссальная, но А.С. Туманова блестяще с ней справляется и успевает на всех фронтах. Я бы сказал больше, но буду сразу же обвинен в лести.

- Дмитрий, что вы посоветуете нынешним магистрантам?

- Любите историю, теорию и философию права и они ответят вам взаимностью. Все великие воспитывались на трудах античных авторов, деятелях эпохи Возрождения и Нового времени. Знание позитивного права лишь на первый взгляд лучше конвертируется в профит. Теория дает гораздо больше, просто это нужно уметь увидеть и использовать. Люди, которые меняли и меняют этот мир, выходят из любомудров.

- Спасибо за интервью, Дмитрий

- И Вам спасибо.