• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политические ценности и социально-профессиональная стратификация

В исследовании International Social Survey Programme (ISSP) (Международная Программа Социальных Исследований) волна 2006 года содержался ряд вопросов о роли государства в экономике и социальной жизни общества. Ответы фиксируются по четырехбалльной и пятибалльной шкалам.

 

1. Власти могут пытаться предпринимать разные действия для улучшения экономического положения  страны. Ниже представлены некоторые из них. Пожалуйста, скажите, в какой мере Вы «за» или «против» таких действий?

  1. Сокращение государственных расходов
  2. Государственное финансирование проектов по созданию новых рабочих мест
  3. Сокращение государственного регулирования экономики
  4. Поддержка убыточных предприятий в целях сохранения рабочих мест
  5. Уменьшение продолжительности рабочей недели для создания большего количества рабочих мест
  6. Контроль над уровнем зарплат

2. Я назову Вам некоторые виды государственных расходов. По Вашему мнению, на эти цели правительству следует тратить больше или меньше средств, чем сейчас? Когда Вы говорите "намного больше", помните, что для увеличения таких расходов может потребоваться увеличение налогов, в том числе и с населения.

  1. Здравоохранение
  2. Милиция и другие правоохранительные органы
  3. Армия и оборона
  4. Пенсии по возрасту
  5. Пособия по безработице
  6. Культура и искусство

3. Как Вы думаете, в какой мере Вы согласны с тем, что правительство должно брать на себя решение следующих проблем:

  1. Обеспечивать работой каждого, кто хочет работать
  2. Сдерживать рост цен
  3. Обеспечивать всех больных бесплатными медицинскими услугами
  4. Обеспечивать старикам достойный уровень жизни
  5. Предоставлять предприятиям помощь для развития производства
  6. Обеспечивать безработным достойный уровень жизни
  7. Сокращать разницу в доходах между бедными и богатыми
  8. Оказывать финансовую помощь студентам вузов из семей с низкими доходами
  9. Обеспечивать необходимым жильем тех, кто сам не в состоянии сделать этого

 

В социальных науках при изучении вопросов, связанных с социальной стратификацией, различием в политических и других ценностях принято основываться на классовой схеме EGP[1]. Однако в исследовании ISSP профессиональная принадлежность измеряется по международному классификатору профессий (The International Standard Classification of Occupations). В волне 2006 года использовалась версия ISCO-88.

В литературе описаны правила перевода одной шкалы в другую, а также разработаны специальные приложения к наиболее популярным программам статистической обработки данных – SPSS, Stata, SAS.

Схема EGP также имеет несколько модификаций, но в данном случае применялась версия с 11 градациями:

(1) I: Топ-менеджмент/высший класс управленцев

(2) II: Менеджмент среднего звена/низкий класс управленцев

(3) IIIa: Работники рутинного нефизического труда - высший слой

(4) IIIb: Работники рутинного нефизического труда - низший слой (Работники сферы услуг и продаж)

(5) IVa: Самозанятые с подчиненными

(7) V: Мастера и бригадиры физического труда

(8) VI: Квалифицированные рабочие

(9) VIIa: Полу- и неквалифицированные рабочие (не в сельском хозяйстве)

(10) VIIb: Полу- и неквалифицированные рабочие (в сельском хозяйстве)

(11) IVc: Самозанятые в сельском хозяйстве (фермеры)

 

Основываясь на вопросах о политических ценностях, была построена шкала Ликерта. Шкала применялась для изучения различий политических ценностей различных социальных классов в Германии, России и США.

Ниже приведены некоторые результаты.

 

В таблице даны некоторые характеристики шкалы политических ценностей:

Страна

Количество человек

Среднее

Станд.откл.

Минимум

Максимум

 

Вся выборка

5004

46,61

11,087

3

89

 

Германия

1109

51,52

10,165

8

82

 

Россия

2377

41,16

9,712

3

79

 

США

1518

51,55

9,672

4

89

 

 

Задание 1

 
  


Сравнение средних баллов по шкале политических ценностей в разных странах и по всей выборке в целом.

 

 

 

 

Сравнение средних баллов по шкале политических ценностей для разных страт по схеме EGP.

 

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 
  


И одновременное сравнение средних баллов по шкале политических ценностей для разных страт по схеме EGP в трех рассматриваемых странах.

 

 

  1. Проинтерпретируйте полученные результаты. Что можно сказать о различиях в ценностях между странами?
  2. Проинтерпретируйте полученные результаты. Что можно сказать о различиях в ценностях между внутри каждой из стран?
  3. Проверьте статистическую гипотезу о равенстве средних для каждого из представленных случаев.
  4. Также возможно повторение полной схемы исследования по другим странам или другим волнам исследования. Волны, посвященные роли правительства были также в 1985, 1990 и 1996 годах.

 

 

Задание 2

 

Далее представлены результаты логистической регрессии, где в качестве зависимой переменной выступал один из вопросов про ценности, перекодированный в дихотомическую шкалу (1/0). А независимыми переменными, как и выше, были страна проживания и классовая схема EGP.

В названии рисунка отражен вопрос, который фигурирует в левой части регрессионного уравнения.

 

Рисунок 1. G5 [2]. Власти могут пытаться предпринимать разные действия для улучшения положения экономики. Пожалуйста, скажите, в какой мере вы «за» или «против» таких действий?  

Поддержка убыточных предприятий в целях сохранения рабочих мест

1,2 Полностью за, Скорее за – перекодированы в 1.

4,5 Полностью против, Скорее против – перекодированы в 0.

 

 

 

Рисунок 2. Как Вы думаете, в какой мере Вы согласны с тем, что правительство должно брать на себя решение следующих проблем:

Обеспечивать необходимым жильем тех, кто сам не в состоянии сделать этого

1,2 Безусловно должно, Вероятно должно – перекодированы в 1.

3,4 Безусловно не должно, Вероятно не должно – перекодированы в 0

 

 

 

Рисунок 3. G6. Я назову Вам некоторые виды государственных расходов. По Вашему мнению, на эти цели правительству следует тратить больше или меньше средств, чем сейчас? Когда Вы говорите "намного больше", помните, что для увеличения таких расходов может потребоваться увеличение налогов, в том числе и с населения.

Здравоохранение

1,2 Намного больше, Несколько больше – перекодированы в 1.

4,5 Намного меньше, Несколько меньше – перекодированы в 0.

 

 

 

 

Рисунок 4. G7. Как Вы думаете, в какой мере правительство должно брать на себя решение следующих проблем:

Сокращать разницу в доходах между бедными и богатыми

1,2 Безусловно должно, Вероятно должно – перекодированы в 1.

3,4 Безусловно не должно, Вероятно не должно – перекодированы в 0.

 

 

 

Рисунок 5. G7. Как Вы думаете, в какой мере Вы согласны с тем, что правительство должно брать на себя решение следующих проблем:

Обеспечивать безработным достойный уровень жизни

1,2 Безусловно должно, Вероятно должно – перекодированы в 1.

3,4 Безусловно не должно, Вероятно не должно – перекодированы в 0.

 

Рисунок 6. G7. Как Вы думаете, в какой мере Вы согласны с тем, что правительство должно брать на себя решение следующих проблем:

Обеспечивать всех больных бесплатными медицинскими услугами

1,2 Безусловно должно, Вероятно должно – перекодированы в 1.

3,4 Безусловно не должно, Вероятно не должно – перекодированы в 0.

 

 

 

Рисунок 7. G7. Как Вы думаете, в какой мере правительство должно брать на себя решение следующих проблем:

Сдерживать рост цен

1,2 Безусловно должно, Вероятно должно – перекодированы в 1.

3,4 Безусловно не должно, Вероятно не должно – перекодированы в 0.

 

 

 

Рисунок 8. G6. Я назову Вам некоторые виды государственных расходов. По Вашему мнению, на эти цели правительству следует тратить больше или меньше средств, чем сейчас? Когда Вы говорите "намного больше", помните, что для увеличения таких расходов может потребоваться увеличение налогов, в том числе и с населения.

Армия и оборона

 

 

 

Вопросы:

  1. Что Вы можете сказать о связи зависимой переменной с переменной, отражающей классовую схему EGP?
  2. В каких вопросах эта связь проявляется сильнее/слабее?
  3. В каких вопросах страны проявляют большее или меньшее сходство в политических ценностях?
  4. Как Вы можете охарактеризовать результаты для отдельно взятой страны? (Например, России)
  5. Проведите аналогичный анализ с помощью бинарной логистической регрессии для остальных вопросов.
  6. Проведите аналогичный анализ, но используя мультиномиальную логистическую регрессию. Сравните полученные результаты. Сильно ли на выводы повлиял факт дихотомизации вопросов?
  7. Также возможно повторение полной схемы исследования по другим странам или другим волнам исследования. Волны, посвященные роли правительства были также в 1985, 1990 и 1996 годах.

 

 

Литература:

Bian Y., Gerber T.P. Class Structure and Class Inequality in Urban China and Russia: Effects of Institutional Change or Economic Performance? // In: Urban China in Transition. Ed. Logan J., Wiley-Blackwell, 2007

Ganzeboom H.B., Treiman D. Internationally comparable measures of occupational status for the 1988 International Standard Classification of Occupations // Social Science Research. 1996, 25. Pp. 201-239

Gerber T. P., and Hout Michael More Shock than Therapy: Employment and Income in Russia, 1991-1995. // American Journal of Sociology. 1998, 104(1), Pp.1-50.

Evans G. Testing the Validity of the Goldthorpe Class Schema. European Sociological Review. 1992, 8: 211-232.

Evans G. Mills C. Identifying Class Structure: A Latent Class Analysis of the Criterion-related and Construct Validity of the Goldthorpe Class Schema // European Sociological Review. 1998, 14(1), Pp.87-106.

Are There Classes in Post-Communist Societies? A New Approach to Identifying Class Structure. // Sociology, 1999, 33(1), Pp. 23-46.

Inglehart R. Changing values among Western Publics from 1970 to 2006., West European Politics, 31: 1-2, 130-146, 2008

Weakliem D. Does social mobility affect political behavior? European Sociological Review,  8: 1..5-3 4, 1992

William M., Miller A.H., Hesli V.L., Hill Maher K. Political Values in Russia, Ukraine and Lithuania: Sources and Implications for Democracy, British Journal of Political Science, 24: 2, 1994

 

Материалы по переводу различных схем социально-профессиональных классификаций:

HARRY GANZEBOOM'S Tools for deriving status measures from ISKO-88 and ISCO-68. http://home.fsw.vu.nl/hbg.ganzeboom/isko88/index.htm

Conversion from ISCO 68 to the high- low-grade technocrats and the high- and low-grade social and cultural specialists of the adjusted EGP class schema. http://www.ayseguveli.nl/research.aspx

Conversion from ISCO 88 to the high- low-grade technocrats and the high- and low-grade social and cultural specialists of the adjusted EGP class schema. http://www.ayseguveli.nl/research.aspx

Симончук Е. Классификатор профессий ISCO-88: история разработки, концептуальные основания, модель операционализации, применение в социологических исследованиях // Социология: теория, методы, маркетинг. 2008. № 3. С. 24-41. http://www.simonchuk.kiev.ua/klassifikator_ISCO88.pdf

Официальный сайт ISCO The International Standard Classification of Occupations http://www.ilo.org/public/english/bureau/stat/isco/index.htm



[1] Схема разработана в работах Голдторпа и соавторов и названа по первым буквам их фамилий EGP-class scheme (Erikson-Goldthorpe-Portocarero). Возможность применения схемы к изучению социальных страт разных стран протестирована многими учеными, в том числе обоснована и ее валидность для России.

[2] Номер вопроса совпадает с номером вопроса в русскоязычной версии анкеты ISSP волны 2006г.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.