• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения

Оппоненты:
Асеев Владимир Георгиевич; Обухов Алексей Сергеевич
Специальность:
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/27/2011
Здоровье человека является одним из главных условий благосостояния страны и полноценной жизни каждого гражданина, поэтому проблема защиты и улучшения здоровья находится в центре внимания как каждой личности, так и государства, заинтересованного в сохранении здоровья своих граждан. Одним из самых важных психологических факторов в сфере здравоохранения является отношение человека к своему здоровью, мотивация его сохранения и укрепления. В нашей работе нам представляется важным изучить, как мотивация личности и социокультурные факторы среды обусловливают отношение к здоровью российской и канадской молодежи, которое, по нашему предположению, лежит в основе различий в состоянии здоровья и продолжительности жизни людей в этих двух странах. Предметом выступают социокультурные различия мотивации здоровье-сберегающего поведения студентов России и Канады.Целью исследования является выявление социокультурных различий мотивации поведения личности по отношению к своему здоровью. Новизна исследованиязаключается в том, что это первое в отечественной психологии кросс-культурное исследование взаимосвязи мотивации личности и социокультурных факторов («горизонтальность-вертикальность» культуры, социальный капитал) с установками и поведением российской и канадской молодежи по отношению к здоровью с применением количественных и качественных методов исследования. В исследовании выявлено, что у канадцев выше показатели осознания зависимости состояния здоровья от поведения личности, выше оценка типичности здорового образа жизни, регулярность здоровье-сберегающего поведения и удовлетворенность жизнью. Также показано, что у канадских студентов более выражены внешняя и автономная мотивация здоровье-сберегающего поведения, у российских студентов преобладают: внутренняя мотивация здоровье-сберегающего поведения, внешняя и автономная мотивация здоровье-разрушающего поведения. Выявлена универсальная роль автономной мотивации в поддержании здоровья студентов в обеих культурах, но механизм ее влияния различен. Показано, что мотивация личности взаимосвязана с установками и поведением студентов по отношению к своему здоровью, и что эти связи являются как универсальными для обеих выборок, так и имеют культурную специфику: у студентов России – внутренняя, у студентов Канады – автономная и внутренняя мотивации сохранения здоровья способствуют регулярности здоровье-сберегающих практик и психологическому благополучию.
Автореферат [*.pdf, 371.81 Кб]