• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моральное регулирование этнокультурного разнообразия в российском образованииMoral regulation of ethno-cultural diversity in Russian education

Члены комитета:
Омельченко Елена Леонидовна (Центр Молодежных исследований, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, доктор социологических наук, председатель комитета), Мукомель Владимир Изявич (Институт социологии ФНИСЦ РАН , доктор социологических наук, член комитета), Рыкун Артем Юрьевич (Томский государственный университет, доктор социологических наук, член комитета), Фрелих Кристиан (факультет социальных наук НИУ ВШЭ, PhD, член комитета), Чернова Жанна Владимировна (СИ РАН - филиал ФНИСЦ РАН, доктор социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
10/28/2022
Диссертация принята к защите:
11/11/2022
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
9/20/2023
Исследование нацелено на анализ моральных ориентиров регулирования этнокультурного разнообразия в пространстве российской школы. В качестве теоретической рамки используется типология моральных мотивов социальной интеграции, основанная на разделении группоориентированных моральных мотивов на мотивацию социального порядка и социальной справедливости и сфокусированная на отношении к разнообразию.  Демонстрируется, что выбор стратегии регулирования разнообразия являет собой практику, укорененную в системе ценностных ориентаций и моральных норм. Доказывается, что оценка контекста сообществом, являющимся субъектом конструирования и трансляции новым поколениям стратегических ориентиров и повседневных практик, выступает в качестве основы морального регулирования разнообразия. Моральные мотивации регулирования разнообразия рассматриваются в качестве «переходного звена» между государственной национальной политикой и образовательными практиками. На основе анализа контента учебников, изданных в разных исторических контекстах, утверждается, что характерный для российской педагогики э ссенциалистский подход к культуре и этничности, инспирированный ценностью безопасности, заложенной в документы государственной национальной политики, становится воплощением репрессивной морали социального порядка, ориентированной на гомогенизацию общества и ассимиляцию представителей этнокультурных меньшинств.
Диссертация [*.pdf, 20.97 Мб] (дата размещения 7/6/2023)
Резюме [*.pdf, 989.95 Кб] (дата размещения 7/6/2023)
Summary [*.pdf, 718.16 Кб] (дата размещения 7/6/2023)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Kozlova, M., Ryabichenko, T. (2022) Multicultural ideology in the hidden curriculum of schoolbooks for migrant children, Europe-Asia Studies. (смотреть на сайте журнала)
Kozlova M.A. Integration Patterns in Host Societies Analysed on the Basis of Alphabet Book Content for Russian Schools in Limitrophe States in the First Third of the Twentieth Century // History of Education. 2020. Vol. 49. No. 5. P. 707-724 (смотреть на сайте журнала)


Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень доктора социологических наук (протокол № 3 от 20.09.2023). Решением диссертационного совета (протокол № 7 от 27.09.2023) присуждена ученая степень доктора социологических наук.