• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неоавангард в русскоязычной поэзии 2-й половины ХХ – начала ХХI векаNeo-Avant-Garde in the Russian-Language Poetry of the Second Half of the ХХ – the Beginning ХХI Century

Члены комитета:
Ичин Корнелия (Белградский университет (Сербия), д-р филол. наук, председатель комитета), Барковская Нина Владимировна (Уральский государственный педагогический университет, д-р филол. наук, член комитета), Житенев Александр Анатольевич (Воронежский государственный университет, д-р филол. наук, член комитета), Маурицио Массимо (Туринский университет (Италия), PhD, член комитета), Морс Энсли (Дартмутский колледж (США), PhD, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
3/6/2023
Диссертация принята к защите:
3/20/2023
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
6/15/2023
Диссертационное исследование посвящено изучению истории генезиса и развития во 2-й половине ХХ – начала XXI века, главным образом – в контексте литературы андеграунда и русского зарубежья, художественной системы позднего, послевоенного авангарда – неоавангарда. Эта система рассматривается в ее преемственной связи по отношению к «историческому авангарду» второй половины 1900-х – второй половины 1930-х годов, в сложных отношениях отталкивания и притяжения как с типологически родственными ей художественными явлениями мирового искусства (прежде всего словесного – с различными течениями и группами западного неоавангарда), так и с синхронными им явлениями отечественного искусства, главным образом неподцензурного. В частности, предметом подробного рассмотрения в диссертации становится творчество Александра Кондратова, поэтов-«трансфуристов» Ры Никоновой и Сергея Сигея, Константина Кузьминского; важный неоавангардный субстрат обнаруживается в творчестве поэтов «Лианозовской школы» Генриха Сапгира и Всеволода Некрасова; объясняются причины существования современного неоавангарда и характеризуются некоторые его черты на примере творчества Сергея Бирюкова и Германа Лукомникова. Исследование программных работ авторов – как манифестарно-теоретических и поэтологических, так и собственно поэтических – позволяет определить ключевые особенности русскоязычного поэтического неоавангарда в его историко-культурной специфике. Особое внимание уделяется «проективным» аспектам творчества неоавангардистов, их стремлению к взаимодействию поэзии не только со смежными видами искусств (живописью, музыкой, перформансом), но и современной наукой, использованию современных технических изобретений (например, возможностей кибернетики). Исследование существенно меняет прежние представления об устройстве послевоенного литературного поля – прежде всего в неподцензурной среде, о связях неподцензурной поэзии и ряда современных ее течений, о значимости той или иной фигуры в ряду поэтов 2-й половины ХХ-го – начала XXI века.
Диссертация [*.pdf, 3.44 Мб] (дата размещения 3/7/2023)
Резюме [*.pdf, 462.83 Кб] (дата размещения 3/7/2023)
Summary [*.pdf, 477.79 Кб] (дата размещения 3/7/2023)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

«Том V. Программы» Александра Кондратова: на пути к кибернетической поэзии (в печати) (смотреть на сайте журнала)
Русскоязычный поэтический неоавангард 2-й половины ХХ века: к вопросу о границах применимости понятия (в печати) (смотреть на сайте журнала)


Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень доктора филологических наук с отличием (протокол № 2 от 15.06.2023). Решением диссертационного совета (протокол №13 от 27.06.2023) присуждена ученая степень доктора филологических наук с отличием.