• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research Seminar Workshop on reading classical/modern texts of Southeast Asia

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
4 year, 1-4 module

Instructor


Saengnateswang, Vera

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Практикум по чтению классических/современных текстов Юго-Восточной Азии» предназначен для студентов 4 курса направления 58.03.01 «Востоковедение и африканистика» (программа «Языки и литература Юго-Восточной Азии»). В рамках дисциплины рассматриваются ключевые этапы развития литературы ЮВА до XXI века и методы анализа классических и современных значимых произведений региона, преимущественно на изучаемых студентами языках. Особое внимание уделяется текстам на традиционных письменностях, современным произведениям на литературных языках и интернет-коммуникациям с учётом культурных и социолингвистических особенностей разных эпох. В зависимости от специализации может предусматриваться изучение дополнительного древнего языка региона, используемого в классических текстах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины — развитие у студентов устойчивых навыков чтения, анализа и интерпретации аутентичных текстов стран Юго-Восточной Азии. Курс охватывает как классические тексты, написанные на традиционных системах письма (например, аксон тхам исан), так и современные — на литературных языках региона (в частности, на тайском) и в интернет-коммуникации. Особое внимание уделяется работе с оригинальными источниками, повышению языковой компетенции, а также знакомству с культурными и социолингвистическими особенностями текстов разных исторических эпох.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Систематизирует сведения о языках и письменностях Юго-Восточной Азии.
  • Сравнивает графические и структурные особенности письменностей региона (таиландской, лаосской, бирманской, кхмерской, яванской и др.).
  • Может выявлять интертекстуальные связи и анализировать влияние индийского эпоса в литературе ЮВА.
  • Студент демонстрирует умение читать и интерпретировать тексты современной литературы на литературном варианте одного или нескольких языков региона Юго-Восточной Азии, выполнять перевод с учетом лексико-стилистических особенностей, а также проводить анализ содержания в контексте культурных, общественных и политических изменений.
  • Студент способен: 1) распознавать элементы интернет-языка (сленг, цифровые сокращения, эмодзи, заимствования) в текстах, созданных носителями изучаемого языка; 2) объяснять их значение в контексте; 3) соотносить использование этих элементов с социолингвистическими и культурными особенностями интернет-общения в странах ЮВА.
  • Студент читает и интерпретирует тексты современной литературы стран Юго-Восточной Азии (включая произведения на изучаемом языке), объясняет, как литературный язык отражает общественные и культурные процессы XX–XXI вв., и выполняет перевод с учетом жанровых, стилистических и прагматических особенностей.
  • Студент выполняет перевод аутентичного текста (художественного, публицистического или интернет-дискурса) с одного из языков ЮВА, демонстрируя владение лексико-грамматическими и стилистическими нормами, а также сопровождает перевод обоснованным лингвистическим и культурным комментарием.
  • Студент самостоятельно подбирает и обосновывает тему исследования в рамках изученного материала, формулирует тезисы, структурирует доклад/презентацию и аргументированно представляет результаты анализа литературного, публицистического или лингвистического текста с учетом социокультурного контекста.
  • Студент осмысленно оценивает собственный прогресс в области языковой подготовки, перевода и анализа текстов, формулирует сильные и слабые стороны своей работы, а также определяет направления для дальнейшего профессионального развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в курс "Практикум по чтению классических/современных текстов Юго-Восточной Азии"
  • Тема 2. Классические тексты стран Юго-Восточной Азии (ч.1)
  • Тема 3. Классические тексты стран Юго-Восточной Азии (ч.2)
  • Тема 4. Классические тексты стран Юго-Восточной Азии (ч.3)
  • Тема 5. Современные тексты стран Юго-Восточной Азии (ч.1)
  • Тема 6. Современные тексты стран Юго-Восточной Азии (ч.2.)
  • Тема 7. Итоговая работа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накоп
    Активность на занятии, домашние задания, текущая работа, контрольные работы.
  • неблокирующий Экзамен
    Устные и письменные экзаменационные задания.
  • неблокирующий Накоп
    Активность: работа на занятии, домашние задания, контрольные/самостоятельные работы, посещение.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 учебный год 2 модуль
    0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен
  • 2025/2026 учебный год 4 модуль
    0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A companion to cognitive anthropology, , 2011
  • Alain Thote. (1990). C. Higham, The Archaeology of Mainland Southeast Asia from 10 000 BC to the Fall of Angkor. L’Homme, (114), 190. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.hom.0439.4216.1990.num.30.114.369275
  • Applying anthropology : an introductory reader, , 2009
  • Bilimoria, P. (2018). History of Indian Philosophy (Vol. 1 [edition]). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1672369
  • Cotterell, A. (2014). A History of Southeast Asia. Singapore: Marshall Cavendish International [Asia] Pte Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=846075
  • Cybertext poetics : the critical landscape of new media literary theory, Eskelinen, M., 2012
  • History, culture, and region in Southeast Asian perspectives, Wolters, O. W., 1999
  • John Norman Miksic, & Goh Geok Yian. (2017). Ancient Southeast Asia. Routledge.
  • Key terms in literary theory, Klages, M., 2012
  • Literary theory : a practical introduction, Ryan, M., 2017
  • Ramayana in focus : visual and performing arts of Asia, , 2010
  • Rivkin, J., & Ryan, M. (2016). Literary Theory : An Anthology (Vol. Third edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1457299
  • South Asian languages: a syntactic typology, Subbarao, K. V., 2012
  • The Ramayana of Hamida Banu Begum, queen mother of Mughal India, Seyller, J., 2020
  • The semiotics of emoji, Danesi, M., 2017
  • The world's major languages, , 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Assoc. Prof. Anatoliy V. Kharkhurin. (2012). Multilingualism and Creativity. Multilingual Matters.
  • Chapman, W. (2013). A Heritage of Ruins : The Ancient Sites of Southeast Asia and Their Conservation. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750796
  • Curaming, R. A. (2006). Towards a Poststructuralist Southeast Asian Studies? SOJOURN: Journal of Social Issues in Southeast Asia, 21(1), 90–112. https://doi.org/10.1355/SJ21-1E
  • Dasgupta, S. (2016). A History of Indian Philosophy. Dinslaken: anboco. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1351290
  • Discourse of Twitter and social media, Zappavigna, M., 2012
  • Henri Parmentier. (1919). E.B. Havell : Indian Sculpture and Painting. The Ideals of Indian Art. Indian Architecture, its psychology, structure, and history from the first Muhammadan invasion to the present day.The Ancient and Medieval Architecture of India : a study of Indo-Aryan Civilisation. Eleven plates representing works of Indian Sculpture. Bulletin de l’Ecole Française d’Extrême-Orient, (1), 38. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.befeo.0336.1519.1919.num.19.1.5674
  • King, R. (1999). Indian Philosophy : An Introduction to Hindu and Buddhist Thought. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=9578
  • The social media reader, , 2012

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Саенгнатесванг Вера Александровна