• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Aesthetics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
3 year, 2, 3 module

Instructor


Vostrova, Galina A.

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой изложение основных периодов, направлений и концепций в истории эстетической мысли от античности до эстетических теорий ХХ-ХХI веков. В курсе раскрывается специфика эстетики как науки философского цикла, демонстрируется синхроническое и диахроническое многообразие эстетических исследовательских стратегий, разбираются различные типы интерпретации художественных произведений, рассматриваются актуальные теоретические проблемы современных эстетических учений. В изучении дисциплины используется курс MOOC "Современное искусство", созданный НИУ ВШЭ на платформе Openedu (https://openedu.ru/course/hse/CONTART/).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Эстетика» являются: • ознакомление студентов с основными периодами, направлениями и концепциями в истории эстетической мысли от античности до эстетических теорий ХХ-ХХI веков; • раскрытие специфики эстетики как науки философского цикла; • рассмотрение актуальных теоретических проблем современных эстетических учений; • ознакомление с различными типами интерпретаций рассматриваемых художественных произведений; • углубление профессиональной подготовки студентов на основе знакомства с синхроническим и диахроническим многообразием эстетических исследовательских стратегий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину. Эстетика как философская наука
    Формирование предмета эстетики в границах философского знания. Эстетика как форма теоретической рефлексии об искусстве. Эстетика и философия искусства. Эстетика и искусствознание. Проблема периодизации истории эстетики.
  • Античная эстетика
    Специфика и проблема периодизации античной эстетики. Философия искусства Платона. Теория искусства Аристотеля. Античная трагедия и трагедия античности. Значение работы Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» для современного искусства. Реконструкция античной эстетики в трудах А.Ф. Лосева.
  • Эстетика средневековья и эстетические воззрения эпохи Возрождения
    Искусство в системе средневековой культуры. Проблема прекрасного в наследии Аврелия Августина. Северин Боэций о природе красоты и гармонии, музыкальная теория. Проблемы красоты в наследии Пьера Абеляра. Эстетические суждения Фомы Аквинского. Общее понятие, исторические границы, периодизация художественной культуры Возрождения. Гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. Парадоксы культуры Ренессанса. Особенности ренессансного творческого мышления.
  • Эстетика Нового времени и Просвещения
    Полярные моменты эстетического сознания ХVII века: барокко и классицизм. Специфика классицизма как художественного направления. Рационалистический подход к искусству в «Компендиуме о музыке» и «Трактате о страстях» Р. Декарта. Рационализм и эстетика классицизма. Специфика барочного мировосприятия, особенности стиля. Основные черты эстетики немецкого Просвещения. Определение философского статуса эстетики в теории А. Баумгартена. Принципы анализа всемирного искусства и мировой истории в наследии И.И. Винкельмана. Проблема классификации видов искусства, практическая направленность художественной критики Г.Э. Лессинга. Задачи театра в примирении этического и эстетического (Лессинг, Ф. Шиллер). Художественно-эстетический путь от Просвещения к романтизму: культурологическая теория Шиллера, влияние «Фауста» И.В. Гете на творчество романтиков. Состав эстетических воззрений французских просветителей: отношение к наукам и искусствам Ж.-Ж. Руссо, проблемы художественной культуры в произведениях Ф.-М. Вольтера, парадоксальность эстетических воззрений Д. Дидро. Отличительные черты английской просветительской эстетики (У. Хогарт, Э. Берк, Ф. Хатчесон, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Г. Хоум). Проблема взаимосвязи искусства и морали, критика вкуса, сенсуалистический принцип в анализе эстетического сознания.
  • Немецкая классическая эстетика
    Эволюция интереса к теории искусства и эстетической проблематике в философии И. Канта. «Критика способности суждения» как философский тип эстетики, от эстетики к телеологии. Определение эстетического измерения в философской системе Г.В.Ф. Гегеля. Методологические основы «Лекций по эстетике». О применимости категорий классической эстетики к современному искусству. Эстетический диапазон поисков немецких романтиков.
  • Истоки неклассической эстетики
    Эстетизм как тип миросозерцания в философии С. Кьеркегора. Метафизические основания эстетики А. Шопенгауэра. Музыкальность ранних произведений Ф. Ницше. Ницше и Р. Вагнер. Дуализм эстетических взглядов Ницше – от классики к «нонклассике». Элитарная тенденция эстетической установки. Проблема синтеза искусств в эстетическом наследии Вагнера. Философия искусства А. Бергсона.
  • Эстетика Серебряного века
    Философия искусства В.С. Соловьева. Эстетико-искусствоведческое наследие П.А. Флоренского: проблема художественного синтеза, учение о символе в философии и эстетике иконы. С.Н. Булгаков: софиология как эстетика, философия имени или «грамматика бытия», софийный смысл красоты. Н.А. Бердяев: эстетические смыслы жизни в культуре, творчество как антроподицея, эсхатологический смысл кризиса искусства, анализ футуризма и модернизма. Философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Л. Шестова. Эстетическая программа русского символизма (Вяч.И. Иванов, А. Белый). Художественные и эстетические позиции «Мира искусства». Новые координаты оценки художественных произведений в эстетике Н.Н. Евреинова. Ф.А. Степун: феноменологический анализ творчества, типология актерского искусства. Специфика анализа художественного произведения в эстетическом проекте Г.Г. Шпета.
  • Эстетические теории ХХ-ХХI вв.
    Принципы классификации эстетических теорий ХХ-ХХI вв. Психоаналитическая концепция художественного творчества. Феноменологический анализ искусства. Философские основы и принципы анализа художественного творчества в эстетике экзистенциализма: философия искусства М. Хайдеггера; концепция возвышенного искусства К. Ясперса; Ж.-П. Сартр о типологии художественного творчества; теория романа А. Камю; М. Мерло-Понти о взаимоотношении философии, литературы и искусства кино; философия искусства А. Мальро; теория метафоры Х. Ортеги-и-Гассета. Эстетические вопросы герменевтики: герменевтика и искусство в наследии Х.-Г. Гадамера, теория метафоры П. Рикёра. Метафизика творчества Г. Башляра. Эстетические воззрения представителей Франкфуртской школы. Стратегии исследования искусства в структурализме: К. Леви-Строс о мифологическом измерении искусства, М. Фуко о познавательных возможностях эпистемы для исследования искусства, концепция языка Р. Барта, ризоматика искусства Ж. Делёза, теория «деконструкции» Ж. Деррида и ее влияние на исследования современной художественной культуры. Анализ постмодернистской ситуации в работах Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, Ю. Хабермаса. Эстетические парадигмы модернизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе или проект - на выбор
    Творческий коллективный (исследовательские группы состоят из 4-5 студентов) проект предполагает выбор конкретного кейса (спектакля, фильма, инсталляции, выставки, перформанса, перевода статьи…). Выполнение задания подразумевает демонстрацию в презентации (10-12 минут) и в финальном тексте (10 тыс. зн.) превалирование аналитической составляющей в исследовании выбранного объекта (необходимо зафиксировать и грамотно развернуть 3-4 тезиса). Защита и итоги творческого проекта должны быть представлены на завершающих семинарских занятиях второго модуля. Пример выбора объекта для проекта: комментированный перевод малоизвестной статьи по истории эстетики или теории искусства.
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Активность на семинарах за оба модуля.
  • неблокирующий Экзамен по онлайн курсу «Современное искусство»
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Активность на семинарах за оба модуля. + 0.125 * Реферат + 0.125 * Тест + 0.125 * Экзамен по онлайн курсу «Современное искусство» + 0.125 * Эссе или проект - на выбор
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Никоновой С.Б., Радеева А.Е. - ЭСТЕТИКА. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 368с. - ISBN: 978-5-534-07134-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/estetika-istoriya-ucheniy-v-2-ch-chast-1-437056
  • Под общ. ред. Никоновой С.Б., Радеева А.Е. - ЭСТЕТИКА. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 363с. - ISBN: 978-5-534-07136-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/estetika-istoriya-ucheniy-v-2-ch-chast-2-442155

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каган М. С. - ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-06172-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/estetika-kak-filosofskaya-nauka-v-2-ch-chast-2-441908
  • Каган М. С. - ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В 2 Ч. ЧАСТЬ.1. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 295с. - ISBN: 978-5-534-06171-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/estetika-kak-filosofskaya-nauka-v-2-ch-chast-1-437808