• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Inductive and Probabilistic Logic

2023/2024
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс по индуктивной и вероятностной логике является одной из частей в цикле логических дисциплин, читаемых студентам-философам. Курс предполагает знание таких разделов дедуктивной логики, как логика высказываний и логика предикатов, а также знание основ математической теории вероятности. В задачи курса входит ознакомление студентов с современным уровнем логического изучения индуктивных и правдоподобных рассуждений и с применением концептуального аппарата современной теории вероятностей для анализа такого рода рассуждений. Актуальность курса для студентов-философов обусловлена тем, что в нем затрагиваются такие философские темы, как проблема оправдания индукции, скептицизм и индукция, границы логики, природа вероятности, причинность и детерминизм, роль индукции в научном познании и т.п. Поэтому данный курс станет студентам-философам хорошим подспорьем при дальнейшем изучении ими теории познания, философии науки, философской логики. Особое внимание в курсе уделяется изучению миллевских методов установления причинно-следственных связей в их теоретической реконструкции, осуществленной Г.Х. фон Вригтом и основанной на понятиях необходимых и достаточных условий, а также стратегиям построения вероятностной логики, разрабатываемым в рамках различных интерпретаций вероятности (логической, частотной и персоналистской). В ходе изучения индуктивной и вероятностной логики студенты будут не только упражняться в логическом анализе индуктивных и правдоподобных умозаключений и изучать логические свойства такого рода умозаключений, но и погружаться в обсуждение философских следствий того или иного решения, принимаемого при построении рассматриваемой логики
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов-философов навыков критического мышления и обоснованного рассуждения;
  • расширение спектра логических знаний у студентов-философов посредством включения в него исследований по индуктивной и вероятностной логике;
  • демонстрация тесной связи исследований по индуктивной и вероятностной логике с проблемами в философии науки, эпистемологии, философской логике;
  • развитие практических навыков решения логических задач и выполнения упражнений по индуктивной и вероятностной логике;
  • обучение студентов четкому распознанию логических ошибок и просчетов в индуктивных рассуждениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • вычисляет эпистемическую и индуктивную вероятность с помощью аксиом и теорем исчисления вероятности, решает задачи на применение теоремы Байеса
  • излагает суть проблемы индукции, анализирует и оценивает основные подходы к ее решению, анализирует и оценивает основные парадоксы подтверждения
  • определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • отличает индуктивные умозаключения от дедуктивных, определяет вид индуктивного умозаключения, анализирует логическую структуру индуктивного умозаключения
  • различает случаи употребления понятия вероятности в его эпистемологической или эмпирической трактовке
  • различает, какой из миллевских методов установления причинно-следственных связей был применен в той или иной исследовательской ситуации, определяет необходимые и достаточные условия некоторого явления с помощью миллевских методов в экспликации Г.Х. фон Вригта
  • сравнивает различные (классическую, логическую, персоналистскую и частотную) интерпретации вероятности по их перспективам в построении вероятностной логики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет индуктивной логики
  • Тема 2. Виды индуктивных (правдоподобных) рассуждений
  • Тема 3. Проблема индукции
  • Тема 4. Миллевские методы установления причинных связей
  • Тема 5. Основные концепции вероятности
  • Тема 6. Исчисление вероятности
  • Тема 7. Основные интерпретации вероятности и их применение при построении индуктивной логики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: учитывается активность студента при обсуждении учебных вопросов и при решении задач, грамотность и точность изложения обсуждаемых идей и теорий, умение критически анализировать и оценивать эти идеи, правильность решения задач.
  • неблокирующий Письменные домашние задания
    Преподаватель также оценивает самостоятельную работу студентов по регулярности и правильности выполнения ими письменных домашних заданий, которые имеют формат теста, выполняемого онлайн.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится на последнем семинарском занятии по дисциплине «Индуктивная и вероятностная логика» и длится 90 минут.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен предполагает ответ на два теоретических вопроса из билета.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа + 0.2 * Письменные домашние задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в логику : унив. курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Childers, T. (2013). Philosophy and Probability. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=656579
  • Howson, C. (2000). Hume’s Problem : Induction and the Justification of Belief. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=273490
  • Huber, F. (2019). A Logical Introduction to Probability and Induction. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1944071