• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Approaches for Counselling Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1, 2 module

Instructors


Varga, Anna


Kiselnikova, Natalia


Москвина Алёна Витальевна


Shumskiy, Vladimir

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Общая психология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:  знать основы общей психологии;  иметь навыки обращения с научной литературой, в том числе - электронными ресурсами НИУ ВШЭ;  обладать навыками написания эссе, домашних заданий; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:  всех дисциплин специализации «Психологическое консультирование и исследование личности и семьи».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирования представления о специфике основных направления психологического консультирования и психотерапии
  • Целями освоения дисциплины «Основные подходы в психологическом консультировании» является ознакомление студентов с ключевыми направлениями психологического консультирования и освоение базовых знаний в данной области.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет основными категориями и понятиями психоанализа, знает основные этапы генеза эго и психических структур, знает специфику методов психоанализа, способен применять знания на практике анализа кейсов.
  • Знать базовые представления о человеке, лежащие в основе различных подходов к психологическому консультированию; цели, ожидаемые результаты работы, техники, применяемые в различных школах; специфику построения контакта с клиентами в психоанализе, транзактном анализе, когнитивно-бихевиоральном подходе, экзистенциальном анализе, семейном системном и клиент-центрированном подходах.
  • Уметь анализировать различные направления психологического консультирования, моделировать возможные подходы к психологической поддержке лиц.
  • Иметь представления о преимуществах и ограничениях различных подходов к психологическому консультированию.
  • Иметь представления о преимуществах и ограничениях различных подходов к психологическому консультированию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
    Цели и содержание психологического консультирования, профессиональная позиция психолога-консультанта. Соотношение психологического консультирования и психотерапии в различных подходах. Специфика подходов к психологическому консультированию: философия подхода, модели личности и межличностных взаимодействий в консультативном процессе. Цели и ожидаемые результаты психологического консультирования, критерии эффективности, особенности сеттинга, техники психологического консультирования.
  • Тема 2. Транзактный анализ
    Краткая история и основные направления современного транзактного анализа. Транзактноаналитическое понимание целей и этапов процесса психологического консультирования. Ключевые философские и практические принципы транзактного анализа. Представление об эгосостояниях и способах их распознавания; применение анализа эго-состояний в практике психологического консультирования. Виды транзакций и способы построения эффективной коммуникации. Краткий обзор этапов консультирования и релевантных им техник: анализ эгосостояний, анализ транзакций, анализ игр.
  • Тема 3. Психоанализ
    Психоанализ как первая "разговорная психотерапия". Основные категории психоанализа: сознание, бессознательное, либидо, инфантильная сексуальность, эго. Топографическая и структурная модели личности. Онтогенез развития эго: формирование психических структур, стадии психосексуального развития, первичные и вторичные защитные процессы. Методы психоанализа. Анализ и поддерживающая психотерапия. Специфика работы с невротической, психотической и пограничной личностью. Анализ случая человека-крысы.
  • Тема 4. Когнитивно-бихевиоральный подход
    Краткая история развития подхода. Основные направления КБТ. Цели, ключевые идеи и понятия КБТ. Исследования эффективности КБТ в работе с различными видами проблем. Виды когнитивных искажений и техник работы с ними. Современные направления развития КБТ.
  • Тема 5. Экзистенциальный анализ
    Категориальная система экзистенциальной психологии. Интерпретативная, системная, естественнонаучная и феноменологическая герменевтика. Место экзистенциальной психотерапии среди других психотерапевтических направлений. Экзистенциальный анализ как интегральная модель психотерапии. Фундаментальные экзистенциальные мотивации (ФМ) как предпосылки для осуществления экзистенции: 1-я ФМ – мотивация к тому, чтобы выдержать и принять условия бытия в мире; 2-я ФМ – мотивация к восприятию ценностей и переживанию радости жизни; 3-я ФМ – мотивация к справедливости и аутентичности; 4-я ФМ – мотивация к поиску смысла. Распознавание содержаний фундаментальных экзистенциальных мотиваций в практике самопознания, консультирования и психотерапии. Содержательный и процессуальный аспекты экзистенциально-аналитической терапии. Феноменологическая диагностика психических нарушений. Персональный экзистенциальный анализ. Действенные факторы экзистенциально-аналитической психотерапии. Основы экзистенциально-аналитической терапии тревожных, депрессивных и истерических расстройств.
  • Тема 6. Семейный системный подход
    Предпосылки системного подхода к психотерапии семьи. Семья как открытая социальная система. Основные параметры семейной системы. Семейная коммуникация. Структура семьи: состав, иерархия, коалиции, роли, сплоченность, гибкость, границы. Функциональные и дисфункциональные семейные структуры. Стереотипы взаимодействия. Правила семейного взаимодействия. Циркулярность семейных взаимодействий. Линейный и циркулярный подходы к описанию семейных процессов. Жизненный цикл семьи, нормативные и ненормативные семейные кризисы. История семьи. Методологические принципы системной семейной психотерапии. Основные принципы, подходы и техники системной семейной психотерапии. Общая схема психотерапевтической работы с семьей. Построение и проверка системных гипотез. Анализ цикла взаимодействия. Циркулярное интервью. Обратная связь в семейной психотерапии. Психотерапевтический контракт с семьей. Прямые и парадоксальные предписания. Работа с семейной историей. Критерии эффективности психотерапии, завершение семейной психотерапии. Краткий обзор основных классических и постмодернистских подходов к системной психотерапии, демонстрация основных техник.
  • Тема 7. Клиент-центрированная терапия
    Необходимые и достаточные условия психологического консультирования: эмпатия, безоценочное принятие, конгруэнтность. Процесс и виды слушания. Основные принципы активного слушания. Недирективность и возвращение ответственности клиенту. Взаимодействие со “сложными” клиентами. Отслеживание консультантом своих чувств и их привнесение в процесс консультирования (“прозрачность консультанта”). От клиент-центрированной терапии - к человекоцентрированному подходу (социальная работа, образование, медицина, дизайн и т.п.). Современные направления и области практики человекоцентрированного подхода (навыки и умения).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Dryden, W. (1996). Developments in Psychotherapy : Historical Perspectives. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=292320
  • Stewart, I. (1996). Developing Transactional Analysis Counselling. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=309843
  • Радюк, О. М. (2014). Когнитивно-бихевиоральная терапия УД-2014-1725р. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6929BAFA
  • Фрейд З. ; Пер. Голлербах Л. - "Я" И "ОНО". ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 165с. - ISBN: 978-5-534-06132-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ya-i-ono-izbrannye-raboty-441861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jarvis, M. A., Padmanabhanunni, A., & Chipps, J. (2019). An Evaluation of a Low-Intensity Cognitive Behavioral Therapy mHealth-Supported Intervention to Reduce Loneliness in Older People. International Journal Of Environmental Research And Public Health, 16(7). https://doi.org/10.3390/ijerph16071305
  • Lister-Ford, C. (2002). Skills in Transactional Analysis Counselling & Psychotherapy. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258426
  • Stankovskaya, E. (2014). Emotional experience: applying person-centered approach to the practice of existential analysis / Experiência emocional: aplicando a abordagem centrada na pessoa para a prática da análise existencial / Experiencia emocional: aplicando el enfoque centrado en la persona a la práctica del análisis existencia. Revista Da Abordagem Gestáltica, 20(1), 77–85. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssci&AN=edssci.S1809.68672014000100011
  • Sugarman, L. (2004). Counselling and the Life Course. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251790
  • Фрейд, 3. Психология бессознательного : пособие / З. Фрейд. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 400 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-49807-498-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054593
  • Фрейд, А. Детский психоанализ : хрестоматия / А. Фрейд. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 477 с. — (Хрестоматия по психологии). - ISBN 5-94723-048-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/[### НЕ ИЗМЕНЯТЬ !!! ###] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054562