• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychology of Activity and Skills

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Программа дисциплины охватывает наиболее известные и влиятельные отечественные и зарубежные модели психологической структуры деятельности, традиционные тестологические, экспериментально-психологические и когнитивные теории общих и специальных способностей, а также современный инструментарий психологического анализа деятельности и психодиагностики способностей. Для освоения дисциплины студент должен знать основы психологии в объеме, предусмотренном содержанием учебных дисциплин "Введение в психологию" и "Психология личности и индивидуальных различий". Содержание форм учебной активности настоящей программы ориентировано на формирование у студента готовности решать практические задачи в профессиональной деятельности, а именно: осуществлять анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп, применять стандартные методы диагностики и воздействия для оптимизации психических состояний и организации форм взаимодействий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о психологической организации деятельности человека и механизмах ее реализации (способностях).
  • Изучение теоретико-экспериментальных основ психологии общих способностей.
  • Развитие умения в соответствие с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития способностей, а также грамотно осуществлять интерпретацию результатов тестирования способностей.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • ориентируется в научной проблематике психологии деятельности
  • способен понимать сущность деятельности с позиции психологических механизмов и факторов, направляющих и реализующих ее
  • имеет представление об основных подходах к разработке деятельности как психологической категории и моделях ее структурной организации
  • владеет принципами психологического изучения деятельности
  • способен соотносить характеристики субъекта деятельности с характеристиками индивида, личности и индивидуальности
  • способен дать психологическую характеристику основным видам деятельности
  • имеет представление о закономерностях становления функциональной системы деятельности
  • понимает специфику блоков функциональной системы деятельности и принципов их формирования
  • способен приложить теоретическую модель психологической функциональной системы деятельности к описанию различных видов деятельности (игровой, учебной или профессиональной)
  • способен осуществлять развернутый психологический анализ различных видов профессиональной деятельности и определить качества субъекта, необходимые для успешной ее реализации
  • способен организовать измерение и оценку развития отдельных функциональных блоков в деятельности субъекта
  • владеет методикой психологического анализа деятельности как системы
  • имеет представление о функциональной системе деятельности на уровне способностей
  • знает основные методологические и методические проблемы психологии способностей как научной отрасли
  • имеет представление о теоретических допущениях, на основе которых строится понимание способностей
  • имеет представление о факторных и когнитивных моделях общих интеллектуальных способностей
  • способен в соответствии с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития способностей, а также грамотно осуществлять интерпретацию результатов тестирования способностей
  • готов проводить анализ способностей с позиции конкретной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психологическая теория деятельности
    Предпосылки классической теории деятельности. Деятельность и поведение человека. Проблема преодоления ограничений поведенческой психологии в изучении психического. Деятельностный подход и разнообразие моделей исследования деятельности. Принципы психологического изучения деятельности.
  • Субъектность деятельности
    Классификация видов деятельности: типы, виды и формы. Психологическая природа субъектной активности. Методологический принцип субъекта и субъектный подход. Переменные субъекта в анализе деятельности.
  • Психологическая организация и системогенез деятельности
    Деятельность как многоуровневое полиструктурное образование. Функциональная система деятельности. Модель психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова. Закономерности системогенеза деятельности: неаддитивность структурных компонентов системы деятельности, оперативность, неравномерность, гетерохронность и достаточность их развития.
  • Схема анализа деятельности
    Аспекты, принципы и уровни психологического анализа деятельности. Характеристика уровней анализа деятельности. Индикаторы (показатели) сформированности компонентов деятельности на каждом уровне психологического анализа. Методы, методики и процедуры оценки сформированности компонентов деятельности. Представление результатов анализа профессиональной деятельности: психограмма и профессиограмма.
  • Деятельность и способности
    Место способностей в структуре деятельности. Функциональная система деятельности на уровне способностей. Способности субъекта деятельности.
  • Способности в структуре психологического знания
    Дискуссия о психической сущности способностей человека и их определения. Методологические проблемы исследования способностей. Психогенетика интеллекта. Эффект Флинна.
  • Общие способности человека
    Интеллект, обучаемость и креативность. Функциональная структура интеллекта и его разновидности. Факторные и когнитивные теории интеллекта. Теория интеллекта Кеттелла–Хорна–Кэрролла (Cattell-Horn-Carroll). Концепция редукции креативности к интеллекту. Инвестиционная теория креативности. Современные направления в исследовании интеллекта и креативности.
  • Диагностика способностей
    Тестологическая парадигма и методические проблемы измерения способностей. Современные психометрические модели интеллекта и креативности. Характеристика тестовых заданий. Тестирование способностей и интерпретация результатов тестов. Диагностика когнитивной сферы личности (когнитивная флексибильность, когнитивный контроль, когнитивные стили). Психологическая шкала и психологический профиль.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    Общее время обсуждения проекта составляет не более 25 минут. Из них 15 минут уделяется его презентации, 10 минут вопросам и комментариям.
  • неблокирующий Контрольная работа (модуль 2)
    Время выполнения задания составляет 45 минут.
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка по аудиторной работе студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% семинарских занятий, на которых предусмотрена оценка аудиторной работы, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 11 семинарских занятий, аудиторная работа отмечена на всех 11-и, то итоговая оценка равна 10 баллам, если аудиторная работа отмечена только на 10-и семинарских занятиях, то оценка равна 9.1 балла и т.д. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
  • неблокирующий Контрольная работа (модуль 1)
    Время выполнения задания составляет 45 минут.
  • неблокирующий Практическое задание
    Оценка практического задания осуществляется по его письменным материалам и их устному обсуждению на семинаре. Данный вид работы оценивается преподавателем с учетом всех критериев. Ее результатом является отметка в рабочей ведомости преподавателя в 1 балл. Итоговая оценка за практические занятия студента рассчитывается исходя из пропорции: 100% практических занятий, на которых предусмотрена оценка практической работы студента, равно максимальному количеству баллов по шкале от 0 до 10. Так, например, если у студента из 3 занятий, практическая работа отмечена на всех 3-х, то итоговая оценка равна 10 баллам, если практическая работа отмечена только на 2-х занятиях, то оценка равна 6.7 балла и, наконец, если практическая работа отмечена только на 1-м занятии, то оценка равна 3.3 балла. Итоговый балл за аудиторную работу в формуле расчета оценки за дисциплину включается без округления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.25 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа (модуль 1) + 0.2 * Контрольная работа (модуль 2) + 0.2 * Практическое задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека : монография / В. Д. Шадриков. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с. - (Достижения в психологии). - ISBN 978-5-9270-0261-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060433

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ментальное развитие человека, Шадриков, В. Д., 2007
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, Шадриков, В. Д., 2007