• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History of Psychology

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructors


Маркашова Елизавета Игоревна

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе охвачены основные психологические учения от античности до наших дней, что позволяет студенту получить базовые знания об истории развития психологической науки. Рассматриваются основные теоретические проблемы психологии в своем возникновении и развитии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение дисциплины является представление студента о психологии как о развивающемся целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усваивает следующие знания: В.Вундт как основатель психологии как самостоятельной науки. Исследовательская программа В. Вундта, учение о сознании
  • Усваивает следующие знания: гуманистическая (К. Роджерс) и экзистенциальная (В. Франкл) традиции в психологии. Соотношения понятий сущности и существования. Когнитивная психология и когнитивная наука как направление междициплинарных исследований.
  • Усваивает следующие знания: деятельностный подход как преодоление постулата непосредственности. Важнейшие деятельностные психологические теории: а) основные идеи психологической теории С.Л. Рубинштейна; б) общепсихологичес кая концепция А.Н. Леонтьева
  • Усваивает следующие знания: культурноисторическая теория: а) инструментальный период творчества Л.С. Выготского, основные закономерности развития и характеристики ВПФ; б) учение о системном и смысловом строении сознания; в) значение и переживание, как единицы сознания
  • Усваивает следующие знания: особенности средневековой психологии, ее связь с философскими проблемами античности. Сознание как предмет психологического знания в контексте философских проблем XVII в. Учение о душе Р. Декарта. Развитие понятия сознания в работах Дж.Локка. Психологические учения Б.Спинозы, Т.Гоббса, В.Лейбница . Становление ассоциативной психологии сознания в XVIII в. Английский ассоцианизм: Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли.
  • Усваивает следующие знания: предмет цели, задачи, методы истории психологии. Принципы историко-психологических исследований: историзм, презентизм, антикваризм. Периодизация истории психологии. Функции истории психологии в современной психологической науке
  • Усваивает следующие знания: содержание и движущие силы кризиса в психологии. психология периода открытого кризиса: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная психология. Окончание открытого кризиса и возникновение новых направлений психологии. Необихевиоризм.
  • Усваивает следующие знания: структурализм Э. Титчинера, европейский функционализм Ф. Брентано. Вюрцбургская школа в психологии. Функционализм В. Джеймса. Виды метода интроспекции и его критика
  • Усваивает следующие знания: учения о душе в досократический период философии и в философии Сократа. Учения о душе в философии Платона , Аристотеля
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История психологии как наука
  • Тема 2. Развитие психологических знаний в античной философии
  • Тема 3. Развитие психологических знаний в рамках философствования Средних веков, философии эпох Возрождения, Нового времени и Просвещения
  • Тема 4. Выделение психологии в самостоятельную науку. Классическая психология сознания
  • Тема 5. Альтернативные школы психологии сознания
  • Тема 6. Психология открытого кризиса.
  • Тема 7. Культурноисторическая психология Л.С. Выготского
  • Тема 8. Деятельностный подход в психологии и психология установки
  • Тема 9. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX– начале ХХI веков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Студенту предлагается письменно изложить содержание одной теории психологии. Время работы 40 минут Согласно распоряжению ректората, оценки 8-10 выставляются следующим образом. Полное отличное освоение студентом ПУД (все, что хотел преподаватель от студента в полном объеме, все, что зафиксировано в ПУД) оценивается оценкой Отлично – 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые полностью самостоятельно, без указаний со стороны преподавателя, инициативно выходят за рамки программы дисциплины. Например, изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины и т.п. Использование текстовых заимствований, в том числе цитат, в работе запрещено. Аргумент о том, что студент, якобы заучил лекции или другие источники заведомо не принимается, студент должен излагать мысли своими словами. Работа будет аннулирована, если в ней будут обнаружены куски текста идентичные с другими источниками или с другими студенческими работами, конспектами и т.д. вне зависимости от процента заимствования. Суждение о факте заимствования выносит преподаватель. Использование терминологии заимствованием не считается. Сдача осуществляются очно. Работа может приниматься письменно, но дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя) при соответствующем распоряжении администрации университета. В этом случае студенту необходимо подключиться к работе согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в сдаче. Учение о душе в философии Платона. Психологическая теория В. Вундта.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Студенту предлагается устно ответить на вопросы по монографии Л.С. Выготский Исторический смысл психологического кризиса. Согласно распоряжению ректората, оценки 8-10 выставляются следующим образом. Полное отличное освоение студентом ПУД (все, что хотел преподаватель от студента в полном объеме, все, что зафиксировано в ПУД) оценивается оценкой Отлично – 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые полностью самостоятельно, без указаний со стороны преподавателя, инициативно выходят за рамки программы дисциплины. Например, изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины и т.п. Сдача осуществляются в устной форме очно. Работа может приниматься устно, но дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя) при соответствующем распоряжении администрации университета. В этом случае студенту необходимо подключиться к работе согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время работы студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в сдаче.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Студент активно участвует в обсуждении прочитанного к семинарскому занятию материала. За каждый семинар, на котором студент был активен, он получает один балл. Итоговая оценка аудиторной работе определяется как процент семинаров, на которых студент был активен. Например: 70% - оценка 7. Способ округления оценки арифметический. Например: 74% - оценка 7; 75% - оценка 8.
  • неблокирующий Экзамен
    По выбору преподавателя студенту даются для сопоставления две рассмотренные в рамках курса теорий или терминов. Задачей студента является их сопоставление. Согласно распоряжению ректората, оценки 8-10 выставляются следующим образом. Полное отличное освоение студентом ПУД (все, что хотел преподаватель от студента в полном объеме, все, что зафиксировано в ПУД) оценивается оценкой Отлично – 8 (восемь) баллов. Оценки 9 или 10 ставятся студентам, которые полностью самостоятельно, без указаний со стороны преподавателя, инициативно выходят за рамки программы дисциплины. Например, изучают дополнительные материалы и создают на их основе тот или иной продукт, который полезен преподавателю, другим студентам и оценивается преподавателем как значимый; проявляют выходящее за рамки отличного критическое или творческое мышление; выполняют задачи повышенной сложности; предлагают неожиданное инновационное решение, демонстрирующее более высокий уровень освоения заявленных образовательных результатов по элементу контроля или более чем отличное освоение всей дисциплины и т.п. Экзамен проводится в письменной форме очно. Экзамен может проводиться дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя). при соответствующем распоряжении администрации университета. В этом случае к экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Время экзамена 60 минут. Если экзамен проводится дистанционно, в течение этого времени студент должен прислать свой ответ со своей корпоративной почты на корпоративную почту преподавателя. Использование текстовых заимствований, в том числе цитат, в экзаменационной работе запрещено. Аргумент о том, что студент, якобы заучил лекции или другие источники заведомо не принимается, студент должен излагать мысли своими словами. Работа будет аннулирована, если в ней будут обнаружены куски текста идентичные с другими источниками или с другими студенческими работами, конспектами и т.д. вне зависимости от процента заимствования. Суждение о факте заимствования выносит преподаватель. Использование терминологии заимствованием не считается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • . 2: Сочинения : В 2 т., Спиноза, Б., 1999
  • O’Boyle, C. G. (2006). History of Psychology : A Cultural Perspective. Mahwah, N.J.: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790485
  • Введение в психологию, Вундт, В., 2002
  • Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие, Леонтьев А.Н., 2005
  • Дюркгейм, Э., & Юдин, Г. (2013). The dualism of human nature and its social conditions ; Дуализм человеческой природы и его социальные условия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C7CD953A
  • Избранные философские произведения. Т.1: Опыт о человеческом разуме, Локк, Д., 1960
  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
  • Когнитивная наука. Т.1: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Когнитивная наука. Т.2: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Кольцова, В.А. История психологии: проблемы методологии : монография / В.А. Кольцова. - Москва : Институт психологии РАН, 2008. - 511 с. - (Методология, теория и история психологии)ISBN 978-5-9270-0130-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1058928
  • Константинов, В.В. История психологии : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / В.В. Константинов. — Санкт-Петербург : Питер, 2019. — 432 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0793-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055263 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055263
  • Основы общей психологии, Рубинштейн С.Л., 2001
  • Психология бессознательного, Фрейд, З., 2010
  • Психология, Джемс У., 1991
  • Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 1, под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского, 487 с., Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 2, под ред. В. В. Давыдова, 504 с., Выготский, Л. С., 1982
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 3, под ред. А. М. Матюшкина, 368 с., Выготский, Л. С., 1983
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 4, под ред. Д. Б. Эльконина, 443 с., Выготский, Л. С., 1984
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 5, под ред. Т. А. Власовой, 368 [1] с., Выготский, Л. С., 1983
  • Собрание сочинений : в шести томах, Т. 6, под ред. М. Г. Ярошевского, 397 с., Выготский, Л. С., 1984
  • Собрание сочинений. Т.2: ., Платон, ., 1993
  • Сочинения. Т.1: ., Аристотель, ., 1975
  • Сочинения. Т.1: ., Декарт, Р., 1989
  • Сочинения. Т.1: ., Лейбниц, Г. В., 1982
  • Сочинения. Т.2: ., Декарт, Р., 1994
  • Темнов, Е. И., Государство : монография / Е. И. Темнов. — Москва : Русайнс, 2015. — 324 с. — ISBN 978-5-4365-0254-0. — URL: https://book.ru/book/917137 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Федон, Пир, Федр, Парменид, Платон, ., 1999
  • Хрестоматия по истории психологии, период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов XX в.), под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, 301 с., , 1980

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ильин, Г. Л.  История психологии : учебник для академического бакалавриата / Г. Л. Ильин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 389 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3958-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444152 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Продуктивное мышление, Вертгеймер, М., 1987
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002
  • Сочинения. Т.1: ., Николай Кузанский, 1979
  • Сумма теологии. 1: Часть первая. Вопросы 1 - 64, Фома Аквинский, ., 2006
  • Учение о душе, Фома Аквинский, ., 2004