• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Workshop: Resolving conflicts in work with personnel

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины студент знакомится с практическими основами разрешения конфликтов, изучает конкретные техники, приемы эффективного поведения в конфликтных ситуациях, осваивает переговорные тактики, а также методики диагностики различных аспектов конфликтного взаимодействия. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины студент: 1. Различает основные стратегии поведения в конфликтном взаимодействии, имеет навыки их использования на практике. 2. Определяет особенности поведения конфликтных личностей, владеет навыками и приемами успешного взаимодействия с «трудными» людьми. 3. Описывает особенности возникновения и развития стресса в конфликте, виды психологических защит, владеет методами диагностики и снижения уровня стресса, способами самопомощи 4. Выделяет подходы различных авторов к определению толерантности и ее основные характеристики, оценивает значение толерантности для ситуации развития конфликта, владеет навыками толерантного поведения 5. Объясняет психологические основы переговорного процесса как главного способа разрешения конфликтов, осуществляет успешное ведение переговоров, распознает манипуляции, успешно применяет контрманипуляции. 6. Прогнозирует психологические защиты в конфликте, распознает их виды, перечисляет плюсы и минусы. 7. Объясняет агрессивное поведение в конфликте, оценивает уровень выраженности агрессивности личности. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Социальная психология; Управление конфликтами. Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими компетенциями: 1. Воспроизводить базовые психологические теории и направления. 2. Реализовывать социально-психологические методы исследования. 3. Распознавать стороны, виды, особенности общения. 4. Объяснять специфику группового взаимодействия и функции лидера. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Кросскультурная и этническая психология. 2. Обучение и развитие персонала. 3. Психология агрессии. 4. Выпускная квалификационная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными стратегиями поведения в конфликте, овладение навыками выбора стратегии в зависимости от особенностей ситуации конфликта и реализации ее на практике
  • Ознакомление студентов с личностными причинами возникновения конфликтов, овладение навыками успешного взаимодействия с «трудными» другими
  • Ознакомление студентов с проявлениями и динамикой стресса в конфликте, методиками диагностики стрессоустойчивости, овладение методами оптимизации состояния стресса, способами самопомощи
  • Ознакомление студентов с понятием толерантности с позиции предупреждения и разрешения конфликтов, овладение навыками толерантного поведения в конфликтных отношениях
  • Ознакомление студентов с психологическими основами переговорного процесса как главного способа разрешения конфликтов, овладение технологией контрманипуляции
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент различает основные стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии, способен использовать на практике стратегии соперничества, сотрудничества, ухода, компромисса и уступки
  • Студент называет основные классификации акцентуации характера, особенности поведения личности с различными акцентуациями характера в конфликте, владеет навыками и приемами успешного взаимодействия с «трудными» людьми
  • Студент описывает формы проявления стресса, причины его возникновения и механизмы развития, способен анализировать динамику стрессовых состояний, владеет методиками диагностики и методами снижения уровня стресса, способами самопомощи
  • Студент прогнозирует психологические защиты в конфликте, распознает их виды, перечисляет плюсы и минусы
  • Студент объясняет агрессивное поведение в конфликте, оценивает уровень выраженности агрессивности личности
  • Студент выделяет подходы различных авторов к пониманию толерантности и ее основные характеристики, способен оценить значение толерантности для развития ситуации конфликта, владеет навыками толерантного поведения, методиками диагностики толерантности личности
  • Студент объясняет психологические основы переговорного процесса как главного способа разрешения конфликтов, осуществляет успешное ведение переговоров, распознает манипуляции, успешно применяет контрманипуляции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегии поведения в конфликте
  • Конфликтные личности
  • Развитие стресса в процессе и результате конфликта. Психологические защиты
  • Агрессивное поведение. Толерантность в конфликтном взаимодействии
  • Разрешение конфликта: переговоры. Манипуляции
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические занятия
    В итоговой оценке учитывается активность студента на практических занятиях. На каждом практическом занятии студент может получить максимально 1 балл (выступал или участвовал содержательно не менее двух раз). Активность на практических занятиях включает в себя подготовку и показ выполненной домашней работы, участие в тренинге, деловых играх, прохождение диагностических методик. Ответы студентов основываются на научных источниках. Накопленные на всех практических занятиях баллы переводятся в итоговые следующим образом: 17 = 10 б; 16 = 9 б; 15-14 = 8 б; 13-12 = 7 б; 11-10 = 6 б; 9-8 = 5 б; 7-6 = 4 б; 5-4 = 3 б, 3-2 = 2 б; 1 = 1 б. Итоговые баллы умножаются в соответствии с формулой оценки.
  • неблокирующий 1. Описание конфликтных ситуаций и стратегий поведения
    Задание для самостоятельной работы назначается студентам после прохождения практического занятия соответствующей темы. Для выполнения задания устанавливается срок.
  • неблокирующий 2. Анализ психологических защит в конфликте
  • неблокирующий 3. Методика преодоления негативного состояния, возникшего в конфликте
  • неблокирующий 1
    Проводится на одном из занятий после прохождения соответствующих тем. Включает в себя письменные ответы на вопросы от 10 до 20 (открытого типа или закрытого).
  • неблокирующий 2
    Проводится на одном из занятий после прохождения соответствующих тем. Включает в себя письменные ответы на вопросы от 10 до 20 (открытого типа или закрытого).
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме теста., офлайн (или онлайн – на усмотрение преподавателя). Тест включает в себя от 10 до 40 вопросов (могут быть как открытыми, так и закрытыми). Оценка за тест выставляется по 10-ти балльной шкале. Тест состоит из вопросов, сформулированных на основе материала, который рассматривается в ходе курса. Итоговый балл по тесту определяется количеством вопросов, на которые был дан правильный ответ от 0 до 10. Накопленные баллы по тесту умножаются на 0,4 в соответствии с формулой оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Практические занятия + 0.05 * 2. Анализ психологических защит в конфликте + 0.4 * Экзамен + 0.1 * 1 + 0.05 * 3. Методика преодоления негативного состояния, возникшего в конфликте + 0.05 * 1. Описание конфликтных ситуаций и стратегий поведения + 0.1 * 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анцупов А.Я., Баклановский С.В. - Конфликтология в схемах и комментариях. 4-е издание. Учебное пособие - Проспект - 2016 - ISBN: 978-5-392-19675-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/30776
  • Психология конфликта, Гришина, Н. В., 2006
  • Социальная психология толерантности, Бардиер, Г. Л., 2005
  • Цветков, В. Л., Конфликтология : учебное пособие / В. Л. Цветков. — Москва : Юстиция, 2019. — 183 с. — ISBN 978-5-4365-3117-5. — URL: https://book.ru/book/931787 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 289 - Е.Стацевич; К.Гуленков; М.Сорокина - Манипуляции в деловых переговорах: Практика противодействия - 9785961424270 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/289
  • Бакулина, С. Д. Толерантность : от истории понятия к современным социокультурным смыслам [Электронный ресурс] : учебное пособие/ С. Д. Бакулина. - 4-е изд.. стер. - Москва : ФЛИНТА, 2017.-112 с. – ISBN 978-5-9765-1157-6. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1047454 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047454
  • Водопьянова, Н. Е.  Стресс-менеджмент : учебник для вузов / Н. Е. Водопьянова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 283 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06475-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453399 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Гоулстон М., Уллмен Д. - Искусство влияния. Убеждение без манипуляций - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 288с. - ISBN: 978-5-91657-753-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62223
  • Защита от стресса : физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ), Сандомирский, М. Е., 2001
  • Переговоры без поражения. Гарвардский метод, Фишер, Р., 2007
  • Практическая психология конфликта : учеб. пособие, Ложкин, Г. В., 2002
  • Психология личности в конфликте : учеб. пособие, Богданов, Е. Н., 2004
  • Психология стресса и методы коррекции : учеб. пособие для вузов, Щербатых, Ю. В., 2006
  • Сплоченность и толерантность в группе : психологические игры и упражнения, Фопель, К., 2005
  • Стрессоустойчивость : как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях, Мельник, Ш., 2015
  • Толерантность (введение в проблему) : учеб. - метод. пособие, Бондырева, С. К., 2011