• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

International business communication

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered at:
Department of Trade Policy (Institute of Trade Policy)
Course type:
Elective course
When:
4 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с теорией и практикой деловых коммуникаций в современных условиях международного бизнеса. Целью освоения дисциплины является развитие у студентов понимания правил построения эффективных коммуникаций, освоение приемов и форм успешного взаимодействия с иностранными партнерами с учетом особенностей межкультурной деловой среды. В рамках курса студенты изучают структуру и виды деловых коммуникаций, формы вербального и невербального общения; осваивают навыки публичных выступлений, эффективной презентации, служебно-деловой переписки; знакомятся с правилами организации и проведения мероприятий протокольного характера в компаниях, работающих на международном рынке; осваивают приемы современного имиджмейкинга и основы техник нейро-лингвистического программирования; анализируют и учатся применять на практике новые принципы и правила делового этикета в цифровой среде. Особое внимание уделено изучению личности как субъекта деловых коммуникаций, правилам и приемам повышения личной эффективности и развития эмоционального интеллекта. Студенты анализируют влияние корпоративной и национальной культуры на практику деловых коммуникаций между представителями отдельных компаний и стран. Освоение перечисленных знаний и навыков позволит студентам существенно повысить уровень своей коммуникативной компетентности, что, безусловно, является залогом успеха в будущей профессиональной деятельности и личностной реализованности в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить и освоить применение принципов и инструментов эффективных деловых коммуникаций в современной международной бизнес среде.
  • Ознакомиться с нормами международного делового этикета и протокола, правилами организации и проведения протокольных мероприятий в компаниях, работающих на международном рынке.
  • Изучить особенности культуры делового общения в разных странах. Сформировать базовые навыки межкультурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями в области теории деловых коммуникаций. Понимает структуру, формы, виды и особенности деловых коммуникаций в современном международном бизнесе. Выявляет и понимает принципы преодоления коммуникативных барьеров.
  • Понимает основные принципы современной международного делового этикета. Владеет навыками первичных деловых коммуникаций с соблюдением этикетных норм.
  • Знает правила и приемы планирования и организации международных переговоров.
  • Знает категории и особенности деловых мероприятий. Владеет эффективными способами подготовки мероприятий протокольного характера. Умеет планировать бюджет мероприятия. Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
  • Знает нормативно-правовую базу и практику применения государственных геральдических символов в своей стране и на международном уровне.
  • Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
  • Осознает важность и роль личности в построении эффективных коммуникаций. Понимает принципы типирования личности. Владеет базовыми навыками построение деловых коммуникаций с разными типами личности.
  • Знает базовые принципы и приемы эффективных коммуникаций, в том числе с использованием техник НЛП.
  • Понимает различие корпоративных культур, видов лидерства в компаниях, принципы партнерства и сотрудничества. Осознает важность соблюдения правил делового этикета в современной бизнес среде, понимает и умеет применять нормы и принципы горизонтальной и вертикальной субординации.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Владеет навыком составления служебно-деловой корреспонденции.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Умеет подготовить и провести деловую беседу, презентацию.
  • Понимает и умеет применить принципы и правила подбора и вручения деловых подарков и цветов в современной деловой и дипломатической среде.
  • Знает правила поведения в ресторане. Владеет застольным этикетом.
  • Выявляет межкультурные особенности делового общения. Знает классификации деловых культур. Понимает различия менталитета, национально-культурных особенностей мышления и поведения представителей разных стран и их влияние на деловые коммуникации.
  • Понимает принципы разработки бизнес стратегии в современных информационно-коммуникативных площадках: мессенджерах, социальных сетях и прочее. Умеет эффективно участвовать в онлайн мероприятиях. Учитывает особенности цифрового этикета в деловых коммуникациях онлайн.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деловые коммуникации. Понятие, структура, особенности, виды и формы.
    Понятие деловой коммуникации. Наука «теория коммуникации». Структура деловой коммуникации. Виды, формы и особенности деловых коммуникаций. Коммуникативный шум или барьеры коммуникации. Целеполагание и влияние целевой ситуации на эффективность деловой коммуникации. Коммуникативная компетентность.
  • Общие этикетные нормы и протокол современного делового общения.
    Международный деловой этикет и протокол. Принципы современного делового этикета. Понятие межкультурных коммуникаций. Правила международной вежливости. Этикет первичных деловых коммуникаций: приветствие, представление, знакомство, комплимент, просьба. Правила поведения в различных общественных местах. Этикет телефонных переговоров. Small talk – искусство поддержания беседы. Визитная карточка: история, виды, правила оформления, надписи.
  • Роль Личности в системе деловых коммуникаций.
    Понятие, типы и структура личности. Личностная эффективность. Психологическое типирование участников процесса коммуникации. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на коммуникативный процесс. Управление энергией и уровнем оптимизма для повышения личной эффективности. Позитивная психология. Эмоциональный интеллект.
  • Принципы и техники эффективных коммуникаций.
    Принципы эффективной коммуникации. Развитие коммуникативных навыков. Типичные ошибки коммуникации. Невербальные коммуникации. Язык тела, язык жестов. Конфликты в деловых коммуникациях. Стратегии поведения и выхода из конфликта. Персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Применение техник нейролингвистического программирования в деловых коммуникациях.
  • Организация и проведение официальных и деловых мероприятий. Протокольно-организационное обеспечение.
    Категории деловых мероприятий. Мероприятия, направленные на обсуждение различных вопросов. Правила организации и проведения. Мероприятия, связанные с решением вопросов с деловыми партнерами. Обучающие мероприятия. Торжественные церемонии. Участие прессы в официальных протокольных мероприятиях. Работа с представителями СМИ. Выездные мероприятия. Протокольный кейтеринг. Современные протокольные стандарты проведения приемов, встреч, бесед, переговоров. Эффективные способы подготовки мероприятий протокольного характера. Организация официальных мероприятий на международном уровне Бюджетирование.
  • Международные переговоры. Организационно-протокольные требования.
    Планирование и организация переговоров. Встреча, проводы гостей. Программа переговоров. Правила рассадки, состав делегаций, начало, ведение, завершение переговоров. Культура общения и культура перевода. Полномочия переговорной команды. Роль переводчика, протокольные нормы работы. Церемония подписания соглашений.
  • Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни.
    Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни. Международная практика. Нормативно-правовой аспект и практика применения геральдических символов. Правила использования государственного флага. История, правила изображения, подъем, размещение. Церемониальное обеспечение протокольной практики. Правила использования государственного герба. Описание, официальное, допустимое и недопустимое использование. Гербовые печати. Государственный гимн.
  • Приемы в международной деловой практике и их протокольные особенности.
    Прием как особый вид делового мероприятия. Виды приемов. Понятие международной вежливости, история правил гостеприимства. Требования к приему иностранных гостей. Особенности организации и проведения. Приемы дневные и вечерние, с рассадкой и без рассадки гостей. Коктейль, фуршет, деловой завтрак, обед, банкет, буфет-банкет, ужин. Приглашение на прием и порядок ответа на приглашение. Подготовка и проведение приемов - повод и время. Составление списка гостей. Порядок проведения деловых и дипломатических приемов. Встреча и проводы гостей. Приход и уход с приема. Основные правила этикета. Сервировка стола. Порядок обслуживания. Меню. Учет национальных особенностей и традиций. Протокольное старшинство и рассадка. Протокольная техника и ее использование (план рассадки, кувертные карточки, рассадочные карточки). Национальные особенности и традиции.
  • Корпоративная культура. Служебный этикет
    Корпоративная культура. Субординация, лидерство, партнерство, сотрудничество. Этикет руководителя и подчиненного, работа в команде. Стили управления. Делегирование полномочий, мотивация. Особенности работы в интернациональном коллективе, глобальных транснациональных компаниях. Клиентоориентированность. Фирменный стиль. Организация приема посетителей в офисе.
  • Деловая переписка.
    Служебно-деловая переписка. Виды деловых писем. Структура письма, правила оформления и требования этикета. Электронное письмо.
  • Публичные выступления. Эффективная презентация.
    Понятие презентации. Цель презентации. Виды презентации. Управление вниманием аудитории. Внешний вид оратора. Визуализация. Обратная связь.
  • Подарки и цветы в деловой среде.
    Подарок как форма деловой коммуникации. Виды деловых подарков. Стоимость подарка в деловой сфере в разных странах. Подарки личные и корпоративные. Ограничения и запреты. Упаковка и вручение. Цветы в светской и деловой жизни. Международная практика протокольного использования цветов. Бизнес букет. Правила оформления. Декорирование площадки делового мероприятия. Цветы в церемониях.
  • Деловое общение в ресторане.
    Деловое встреча в ресторане. Выбор ресторана, приглашение гостей. Общие правила поведения в ресторане. Застольный этикет. Сервировка стола. Правила пользования приборами. Напитки в деловой сфере. Чай. Кофе. Выбор алкогольных напитков, правила подачи. Бокалы для напитков. Особенности национальной кухни различных культур.
  • Межкультурные особенности деловых коммуникаций.
    Типы и классификация национальных деловых культур. Типология Г. Хофстеде. Треугольник Льюиса. Моноактивные, полиактивные, реактивные культуры. Типология культур Ф. Тромпернааса и Ч. Хэмпден-Тернера. Единая типология деловых культур В. В. Зябрикова. Национально-культурные стереотипы мышления и поведения. Правила вежливости и эффективной коммуникации. Стили управления и коммуникационные стратегии представителей разных культур. Коммуникационные барьеры в общении с представителями других стран. Анализ особенностей ведения бизнеса в отдельных странах. Межкультурная коммуникация в многонациональных организациях.
  • Деловые коммуникации онлайн. Эффективность и этикет цифрового общения.
    Онлайн встречи, переговоры, обучение. Особенности организации и проведения. Мессенджеры и социальные сети как канал деловых коммуникаций. Бизнес стратегии в социальных сетях. Этикетные нормы «цифрового общения».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинаре
    В "активность на семинаре" входит: участие в дискуссии по теме занятия
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Работа по подбору, анализу материала по заданной теме, подготовка устного сообщения, возможно использования слайдов для визуализации представляемой информации.
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * активность на семинаре + 0.3 * домашнее задание + 0.25 * самостоятельная работа + 0.2 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * активность на семинаре + 0.3 * домашнее задание + 0.25 * самостоятельная работа + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., 2014
  • Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров, Жернакова, М. Б., 2014
  • Дипломатический протокол в России, Борунков, А. Ф., 2001
  • Современный этикет : деловой протокол, Соловьев, Э. Я., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство проведения переговоров, Соловьев, Э. Я., 2006