• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловые коммуникации в международном бизнесе

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина знакомит студентов с теорией и практикой деловых коммуникаций в современных условиях международного бизнеса. Целью освоения дисциплины является развитие у студентов понимания правил построения эффективных коммуникаций, освоение приемов и форм успешного взаимодействия с иностранными партнерами с учетом особенностей межкультурной деловой среды. В рамках курса студенты изучают структуру и виды деловых коммуникаций, формы вербального и невербального общения; осваивают навыки публичных выступлений, эффективной презентации, служебно-деловой переписки; знакомятся с правилами организации и проведения мероприятий протокольного характера в компаниях, работающих на международном рынке; осваивают приемы современного имиджмейкинга и основы техник нейро-лингвистического программирования; анализируют и учатся применять на практике новые принципы и правила делового этикета в цифровой среде. Особое внимание уделено изучению личности как субъекта деловых коммуникаций, правилам и приемам повышения личной эффективности и развития эмоционального интеллекта. Студенты анализируют влияние корпоративной и национальной культуры на практику деловых коммуникаций между представителями отдельных компаний и стран. Освоение перечисленных знаний и навыков позволит студентам существенно повысить уровень своей коммуникативной компетентности, что, безусловно, является залогом успеха в будущей профессиональной деятельности и личностной реализованности в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучить и освоить применение принципов и инструментов эффективных деловых коммуникаций в современной международной бизнес среде.
  • Ознакомиться с нормами международного делового этикета и протокола, правилами организации и проведения протокольных мероприятий в компаниях, работающих на международном рынке.
  • Изучить особенности культуры делового общения в разных странах. Сформировать базовые навыки межкультурной деловой коммуникации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет базовыми знаниями в области теории деловых коммуникаций. Понимает структуру, формы, виды и особенности деловых коммуникаций в современном международном бизнесе. Выявляет и понимает принципы преодоления коммуникативных барьеров.
  • Понимает основные принципы современной международного делового этикета. Владеет навыками первичных деловых коммуникаций с соблюдением этикетных норм.
  • Знает правила и приемы планирования и организации международных переговоров.
  • Знает категории и особенности деловых мероприятий. Владеет эффективными способами подготовки мероприятий протокольного характера. Умеет планировать бюджет мероприятия. Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
  • Знает нормативно-правовую базу и практику применения государственных геральдических символов в своей стране и на международном уровне.
  • Различает виды деловых приемов, знает этикетные и протокольные правила организации и участия.
  • Осознает важность соблюдения дресс-кода в международной деловой среде и во время участия в различных деловых и светских мероприятиях, различает виды дресс-кода, понимает содержание и принципы соблюдения. понимает и умеет применить правила этикета внешнего вида в современной деловой и дипломатической среде. Знает инструменты управления имиджем.
  • Осознает важность и роль личности в построении эффективных коммуникаций. Понимает принципы типирования личности. Владеет базовыми навыками построение деловых коммуникаций с разными типами личности.
  • Знает базовые принципы и приемы эффективных коммуникаций, в том числе с использованием техник НЛП.
  • Понимает различие корпоративных культур, видов лидерства в компаниях, принципы партнерства и сотрудничества. Осознает важность соблюдения правил делового этикета в современной бизнес среде, понимает и умеет применять нормы и принципы горизонтальной и вертикальной субординации.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Владеет навыком составления служебно-деловой корреспонденции.
  • Понимает принципы эффективной устной и письменной вербальной коммуникации. Умеет подготовить и провести деловую беседу, презентацию.
  • Понимает и умеет применить принципы и правила подбора и вручения деловых подарков и цветов в современной деловой и дипломатической среде.
  • Знает правила поведения в ресторане. Владеет застольным этикетом.
  • Выявляет межкультурные особенности делового общения. Знает классификации деловых культур. Понимает различия менталитета, национально-культурных особенностей мышления и поведения представителей разных стран и их влияние на деловые коммуникации.
  • Понимает принципы разработки бизнес стратегии в современных информационно-коммуникативных площадках: мессенджерах, социальных сетях и прочее. Умеет эффективно участвовать в онлайн мероприятиях. Учитывает особенности цифрового этикета в деловых коммуникациях онлайн.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Деловые коммуникации. Понятие, структура, особенности, виды и формы.
    Понятие деловой коммуникации. Наука «теория коммуникации». Структура деловой коммуникации. Виды, формы и особенности деловых коммуникаций. Коммуникативный шум или барьеры коммуникации. Целеполагание и влияние целевой ситуации на эффективность деловой коммуникации. Коммуникативная компетентность.
  • Общие этикетные нормы и протокол современного делового общения.
    Международный деловой этикет и протокол. Принципы современного делового этикета. Понятие межкультурных коммуникаций. Правила международной вежливости. Этикет первичных деловых коммуникаций: приветствие, представление, знакомство, комплимент, просьба. Правила поведения в различных общественных местах. Этикет телефонных переговоров. Small talk – искусство поддержания беседы. Визитная карточка: история, виды, правила оформления, надписи.
  • Роль Личности в системе деловых коммуникаций.
    Понятие, типы и структура личности. Личностная эффективность. Психологическое типирование участников процесса коммуникации. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на коммуникативный процесс. Управление энергией и уровнем оптимизма для повышения личной эффективности. Позитивная психология. Эмоциональный интеллект.
  • Принципы и техники эффективных коммуникаций.
    Принципы эффективной коммуникации. Развитие коммуникативных навыков. Типичные ошибки коммуникации. Невербальные коммуникации. Язык тела, язык жестов. Конфликты в деловых коммуникациях. Стратегии поведения и выхода из конфликта. Персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Применение техник нейролингвистического программирования в деловых коммуникациях.
  • Организация и проведение официальных и деловых мероприятий. Протокольно-организационное обеспечение.
    Категории деловых мероприятий. Мероприятия, направленные на обсуждение различных вопросов. Правила организации и проведения. Мероприятия, связанные с решением вопросов с деловыми партнерами. Обучающие мероприятия. Торжественные церемонии. Участие прессы в официальных протокольных мероприятиях. Работа с представителями СМИ. Выездные мероприятия. Протокольный кейтеринг. Современные протокольные стандарты проведения приемов, встреч, бесед, переговоров. Эффективные способы подготовки мероприятий протокольного характера. Организация официальных мероприятий на международном уровне Бюджетирование.
  • Международные переговоры. Организационно-протокольные требования.
    Планирование и организация переговоров. Встреча, проводы гостей. Программа переговоров. Правила рассадки, состав делегаций, начало, ведение, завершение переговоров. Культура общения и культура перевода. Полномочия переговорной команды. Роль переводчика, протокольные нормы работы. Церемония подписания соглашений.
  • Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни.
    Геральдика. Использование символов государственной власти в деловой жизни. Международная практика. Нормативно-правовой аспект и практика применения геральдических символов. Правила использования государственного флага. История, правила изображения, подъем, размещение. Церемониальное обеспечение протокольной практики. Правила использования государственного герба. Описание, официальное, допустимое и недопустимое использование. Гербовые печати. Государственный гимн.
  • Приемы в международной деловой практике и их протокольные особенности.
    Прием как особый вид делового мероприятия. Виды приемов. Понятие международной вежливости, история правил гостеприимства. Требования к приему иностранных гостей. Особенности организации и проведения. Приемы дневные и вечерние, с рассадкой и без рассадки гостей. Коктейль, фуршет, деловой завтрак, обед, банкет, буфет-банкет, ужин. Приглашение на прием и порядок ответа на приглашение. Подготовка и проведение приемов - повод и время. Составление списка гостей. Порядок проведения деловых и дипломатических приемов. Встреча и проводы гостей. Приход и уход с приема. Основные правила этикета. Сервировка стола. Порядок обслуживания. Меню. Учет национальных особенностей и традиций. Протокольное старшинство и рассадка. Протокольная техника и ее использование (план рассадки, кувертные карточки, рассадочные карточки). Национальные особенности и традиции.
  • Дресс-код деловых и светских мероприятий. Этикет внешнего вида в современной международной деловой среде. Имидж делового мужчины, деловой женщины.
    Дресс-код деловых и светских мероприятий. Требования к внешнему виду в деловой сфере. Деловая костюм: стиль, мода, статус, протокол. Аксессуары. Мужской и женский бизнес-стиль. Внешний вид современного делового мужчины. Одежда, обувь, аксессуары. Офисные запреты. Виды делового стиля современного мужчины. Внешний вид современной деловой женщины. Одежда, обувь, аксессуары. Офисные запреты. Виды делового стиля современной женщины. Дресс-код. Виды, особенности применения отметки дресс-код для деловых и торжественно- праздничных ситуаций. Национальные особенности делового внешнего вида в международной среде.
  • Корпоративная культура. Служебный этикет
    Корпоративная культура. Субординация, лидерство, партнерство, сотрудничество. Этикет руководителя и подчиненного, работа в команде. Стили управления. Делегирование полномочий, мотивация. Особенности работы в интернациональном коллективе, глобальных транснациональных компаниях. Клиентоориентированность. Фирменный стиль. Организация приема посетителей в офисе.
  • Деловая переписка.
    Служебно-деловая переписка. Виды деловых писем. Структура письма, правила оформления и требования этикета. Электронное письмо.
  • Публичные выступления. Эффективная презентация.
    Понятие презентации. Цель презентации. Виды презентации. Управление вниманием аудитории. Внешний вид оратора. Визуализация. Обратная связь.
  • Подарки и цветы в деловой среде.
    Подарок как форма деловой коммуникации. Виды деловых подарков. Стоимость подарка в деловой сфере в разных странах. Подарки личные и корпоративные. Ограничения и запреты. Упаковка и вручение. Цветы в светской и деловой жизни. Международная практика протокольного использования цветов. Бизнес букет. Правила оформления. Декорирование площадки делового мероприятия. Цветы в церемониях.
  • Деловое общение в ресторане.
    Деловое встреча в ресторане. Выбор ресторана, приглашение гостей. Общие правила поведения в ресторане. Застольный этикет. Сервировка стола. Правила пользования приборами. Напитки в деловой сфере. Чай. Кофе. Выбор алкогольных напитков, правила подачи. Бокалы для напитков. Особенности национальной кухни различных культур.
  • Межкультурные особенности деловых коммуникаций.
    Типы и классификация национальных деловых культур. Типология Г. Хофстеде. Треугольник Льюиса. Моноактивные, полиактивные, реактивные культуры. Типология культур Ф. Тромпернааса и Ч. Хэмпден-Тернера. Единая типология деловых культур В. В. Зябрикова. Национально-культурные стереотипы мышления и поведения. Правила вежливости и эффективной коммуникации. Стили управления и коммуникационные стратегии представителей разных культур. Коммуникационные барьеры в общении с представителями других стран. Анализ особенностей ведения бизнеса в отдельных странах. Межкультурная коммуникация в многонациональных организациях.
  • Деловые коммуникации онлайн. Эффективность и этикет цифрового общения.
    Онлайн встречи, переговоры, обучение. Особенности организации и проведения. Мессенджеры и социальные сети как канал деловых коммуникаций. Бизнес стратегии в социальных сетях. Этикетные нормы «цифрового общения».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинаре
    В "активность на семинаре" входит: присутствие на занятии, участие в дискуссии по теме занятия, участие в деловой игре, вопросы и комментарии к выступлениям студентов
  • неблокирующий домашнее задание
    оценивается грамотность и полнота изложение материала, качество оформления, презентация задания в аудитории
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Работа по подбору, анализу материала по заданной теме, подготовка устного сообщения, возможно использования слайдов для визуализации представляемой информации.
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * активность на семинаре + 0.3 * домашнее задание + 0.25 * самостоятельная работа + 0.2 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * активность на семинаре + 0.3 * домашнее задание + 0.25 * самостоятельная работа + 0.2 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Деловые и межкультурные коммуникации : учебник для вузов, Таратухина, Ю. В., Авдеева, З. К., 2014
  • Деловые коммуникации: теория и практика : учебник для бакалавров, Жернакова, М. Б., Румянцева, И. А., 2014
  • Дипломатический протокол в России, Борунков, А. Ф., 2001
  • Современный этикет : деловой протокол, Соловьев, Э. Я., 1998

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Искусство проведения переговоров, Соловьев, Э. Я., 2006