• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Bachelor 2020/2021

History of Mathematics

Category 'Best Course for Broadening Horizons and Diversity of Knowledge and Skills'
Category 'Best Course for New Knowledge and Skills'
Type: Compulsory course (Mathematics)
Area of studies: Mathematics
When: 4 year, 1, 2 module
Mode of studies: offline
Instructors: Grigory Polotovskiy
Language: English
ECTS credits: 8
Contact hours: 60

Course Syllabus

Abstract

This discipline belongs to the professional cycle of disciplines and a block of disciplines that provide bachelor's training in the direction of 01.03.01 "Mathematics". It is studied in the 3rd year in 2-3 modules. The study of this discipline is based on the knowledge acquired by students in the study of special mathematical disciplines, primarily geometry, algebra and mathematical analysis. The course provides initial theoretical training in the history of mathematics, which occupies a special place in mathematics and General education, characterized by a close connection with the General history of science, the philosophy of mathematics and the history of human society. Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению 01.03.01 «Математика». Изучается на 3-м курсе в 2-3 модулях. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, приобретенных студентами при изучении специальных математических дисциплин, в первую очередь – геометрии, алгебры и математического анализа. Курс обеспечивает начальную теоретическую подготовку в области истории математики, которая занимает особое место в математическом и общем образовании, характеризующееся тесной связью с общей историей науки, философией математики и историей человеческого общества.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Целями освоения дисциплины «История математики» являются повышение математического и общекультурного уровня студентов-математиков
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Знать основные исторические периоды развития математики, имена авторов наиболее значительных математических идей и результатов, вклад отечественных учёных в развитие математики.
  • Уметь видеть источники современных математических исследований в трудах учёных предыдущих поколений.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) чтения историко-математической литературы и поиска источников по истории математики.
Course Contents

Course Contents

  • Цель изучения дисциплины и её особенности с точки зрения преподавания и усвоения.
    Краткое изложение истории предмета. Выдающиеся исследователи истории математики (от Геродота до П. Рамуса, от Ж. Монтюкла до М. Бартельса, от В.В. Бобынин до А.П. Юшкевича и его школы). Подходы к ответу на вопрос «что такое математи-ка». Различные подходы к периодизации истории математики.
  • Праматематика первобытного общества.
  • Математика древних цивилизаций
    Развитие математики в Древнем Египте. Развитие математики в Древнем Вавилоне. Математика древнего и средневекового Китая. Математика древней и средневековой Индии.
  • Математика Древней Греции.
    Период праматематики. Ионийская школа. Пифагорейская школа. Элеаты. Век Перикла. Век Платона. «Начала» Евклида. Архимед. Аполлоний. Эпигоны. Закат древнегреческой математики. Диофант.
  • Математика арабского Востока (От Аль-Хорезми (9в.) до Ал-Каласади (15 в.)).
  • Математика в Западной Европе.
    Математика в Западной Европе до эпохи Возрождения. Леонардо Фибоначчи. Математика в Западной Европе в 14 – 16 вв. Николь Оресм, Региомонтан, Лука Пачоли, Альбрехт Дюрер. Решение уравнений степени 3 и 4 (Дель-ФерроТарталья-Кардано-Феррари-Бомбелли)
  • Развитие математики в 17 веке
    Открытие логарифмов, И.Кеплер, М. Мерсенн, Р. Декарт, П.Ферма, Б.Паскаль, Исаак Ньютон, Вильгельм Лейбниц.
  • Очерк истории математики Древней Руси.
  • Очерк истории математики 18 века.
    Леонард Эйлер. Математики Бернулли.
  • Очерк истории математики 19 века
    История исследования V постулата. Н.И. Лобачевский.
  • Очерк истории математики 20 века.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Устный экзамен
  • non-blocking Домашние задания
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (2 module)
    0.3 * Домашние задания + 0.7 * Устный экзамен
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Колмогоров, А. Н. Математика в ее историческом развитии / А. Н. Колмогоров; Под ред. Б. А. Успенского. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. – 223 с.

Recommended Additional Bibliography

  • История математики с древнейших времен до начала XIX столетия: в 3 т. / Под ред. А. П. Юшкевича. – М.: Наука, 1970.