• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

45.04.03 Fundamental and Applied Linguistics

Approved by
Протокол Ученого совета НИУ ВШЭ от 28.09.2018 № 10
HSE University Educational Standard
Last Update
22.07.2025, протокол № 11 заседания академического совета
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 года

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2025/2026 Academic year

Digital Humanities Studies

Type: Research
Track Supervisor: Orekhov, Boris
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1

 

 

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

 

 

 

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

 

 

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

 

 

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

 

 

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Description of the professional field:

Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:

  • научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;

  • реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;

  • выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)

  • педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.

Профессиональные компетенции выпускника:

  • программирование

  • анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка

  • работа с текстовыми корпусами 

  • базовые навыки визуализации данных

  • базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций

  • навыки формального представления сложных гуманитарных объектов


ПК-1

 

Способен планировать научно-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области профессиональной деятельности

ПК-10

 

Способен осуществлять письменный перевод различных типов текстов (в том числе художественных произведений) и сопровождать их необходимым редакторским комментарием

ПК-11

 

Способен проводить квалифицированное переводческое сопровождение международных мероприятий разного типа (в том числе научных) с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения

ПК-12

 

Способен осуществлять редактирование научной и научно-популярной литературы по лингвистике и смежным областям, в том числе переводы с русского языка на иностранный и с иностранного на русский

ПК-13

 

Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях

ПК-14

 

Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения

ПК-15

 

Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях

ПК-16

 

Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов

ПК-17

Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научного мероприятия, в том числе международного характера

ПК-18

 

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

ПК-19

 

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-2

 

Способен проводить теоретические и практические занятия по дисциплинам предметного поля, создавать методические пособия и подготавливать учебно- методические и научно-методические материалы, в т.ч. междисциплинарного характера

ПК-20

 

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности

ПК-3

 

Способен произвести углубленный анализ проблем,постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах

ПК-4

 

Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики

ПК-5

 

Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски

ПК-6

Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры

ПК-7

Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка

ПК-8

Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия

ПК-9

Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные программы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования

Description of educational modules:

Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:

1.    Инженерно-математический блок

Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных. 

2.    Гуманитарный  блок

Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.

3.    Проектный блок

Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).

2024/2025 Academic year

Digital Humanities Studies

Type: Research
Track Supervisor: Orekhov, Boris
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1

 

 

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

 

 

 

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

 

 

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

 

 

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

 

 

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Description of the professional field:

Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:

  • научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;

  • реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;

  • выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)

  • педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.

Профессиональные компетенции выпускника:

  • программирование

  • анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка

  • работа с текстовыми корпусами 

  • базовые навыки визуализации данных

  • базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций

  • навыки формального представления сложных гуманитарных объектов


 

ПК-1

 

Способен планировать научно-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области профессиональной деятельности

ПК-10

 

Способен осуществлять письменный перевод различных типов текстов (в том числе художественных произведений) и сопровождать их необходимым редакторским комментарием

ПК-11

 

Способен проводить квалифицированное переводческое сопровождение международных мероприятий разного типа (в том числе научных) с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения

ПК-12

 

Способен осуществлять редактирование научной и научно-популярной литературы по лингвистике и смежным областям, в том числе переводы с русского языка на иностранный и с иностранного на русский

ПК-13

 

Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях

ПК-14

 

Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения

ПК-15

 

Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях

ПК-16

 

Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов

ПК-17

Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научного мероприятия, в том числе международного характера

ПК-18

 

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

ПК-19

 

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-2

 

Способен проводить теоретические и практические занятия по дисциплинам предметного поля, создавать методические пособия и подготавливать учебно- методические и научно-методические материалы, в т.ч. междисциплинарного характера

ПК-20

 

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности

ПК-3

 

Способен произвести углубленный анализ проблем,постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах

ПК-4

 

Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики

ПК-5

 

Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски

ПК-6

Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры

ПК-7

Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка

ПК-8

Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия

ПК-9

Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные программы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования

Description of educational modules:

Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:

1.    Инженерно-математический блок

Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных. 

2.    Гуманитарный  блок

Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.

3.     Проектный блок

Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).

Competitive Advantages

Образовательная программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» готовит специалистов, которые владеют современными технологиями (программирование, анализ и визуализация данных, автоматическая обработка естественного языка, веб-девелопмент), понимают специфику гуманитарного знания и гуманитарных объектов исследования, знакомы с  лингвистической теорией и современными подходами к формальному описанию естественного языка. Это редкое сочетание делает выпускников программы востребованными в таких быстро растущих областях современной экономики знаний, как цифровые культурно-просветительские проекты, онлайн-образование и EdTech, электронные музеи и цифровое сохранение культурного наследия. Наряду с традиционным лекционно-семинарским форматом обучения на программе широко применяется проектный подход. В течение всего цикла студенты работают над групповыми проектами, одновременно приобретая как технические навыки, так и soft skills в области командной работы, проектного менеджмента, презентации и защиты результатов проекта.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:

  • научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;

  • реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;

  • выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)

  • педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.

Профессиональные компетенции выпускника:

  • программирование

  • анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка

  • работа с текстовыми корпусами 

  • базовые навыки визуализации данных

  • базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций

  • навыки формального представления сложных гуманитарных объектов

Programme Modules

 

Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:

1.    Инженерно-математический блок

Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных. 

2.    Гуманитарный  блок

Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.

3.    Проектный блок

Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Digital Humanities'

Go to Programme Contents and Structure