• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

Утверждение программы
Протокол Ученого совета НИУ ВШЭ от 28.09.2018 № 10
Дата обновления паспорта
22.07.2025, протокол № 11 заседания академического совета
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2025/2026 учебный год

Цифровые гуманитарные исследования

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1

 

 

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

 

 

 

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

 

 

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

 

 

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

 

 

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Характеристика профессиональной деятельности:

Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:

  • научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;

  • реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;

  • выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)

  • педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.

Профессиональные компетенции выпускника:

  • программирование

  • анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка

  • работа с текстовыми корпусами 

  • базовые навыки визуализации данных

  • базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций

  • навыки формального представления сложных гуманитарных объектов


ПК-1

 

Способен планировать научно-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области профессиональной деятельности

ПК-10

 

Способен осуществлять письменный перевод различных типов текстов (в том числе художественных произведений) и сопровождать их необходимым редакторским комментарием

ПК-11

 

Способен проводить квалифицированное переводческое сопровождение международных мероприятий разного типа (в том числе научных) с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения

ПК-12

 

Способен осуществлять редактирование научной и научно-популярной литературы по лингвистике и смежным областям, в том числе переводы с русского языка на иностранный и с иностранного на русский

ПК-13

 

Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях

ПК-14

 

Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения

ПК-15

 

Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях

ПК-16

 

Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов

ПК-17

Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научного мероприятия, в том числе международного характера

ПК-18

 

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

ПК-19

 

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-2

 

Способен проводить теоретические и практические занятия по дисциплинам предметного поля, создавать методические пособия и подготавливать учебно- методические и научно-методические материалы, в т.ч. междисциплинарного характера

ПК-20

 

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности

ПК-3

 

Способен произвести углубленный анализ проблем,постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах

ПК-4

 

Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики

ПК-5

 

Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски

ПК-6

Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры

ПК-7

Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка

ПК-8

Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия

ПК-9

Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные программы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования

Характеристика образовательных модулей:

Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:

1.    Инженерно-математический блок

Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных. 

2.    Гуманитарный  блок

Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.

3.    Проектный блок

Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).

2024/2025 учебный год

Цифровые гуманитарные исследования

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:

КОР-1

 

 

Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных

КОР-2

 

 

 

Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук

КОР-3

 

 

Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения

КОР-4

 

 

Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу

КОР-5

 

 

Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач

Характеристика профессиональной деятельности:

Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:

  • научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;

  • реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;

  • выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)

  • педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.

Профессиональные компетенции выпускника:

  • программирование

  • анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка

  • работа с текстовыми корпусами 

  • базовые навыки визуализации данных

  • базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций

  • навыки формального представления сложных гуманитарных объектов


 

ПК-1

 

Способен планировать научно-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области профессиональной деятельности

ПК-10

 

Способен осуществлять письменный перевод различных типов текстов (в том числе художественных произведений) и сопровождать их необходимым редакторским комментарием

ПК-11

 

Способен проводить квалифицированное переводческое сопровождение международных мероприятий разного типа (в том числе научных) с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения

ПК-12

 

Способен осуществлять редактирование научной и научно-популярной литературы по лингвистике и смежным областям, в том числе переводы с русского языка на иностранный и с иностранного на русский

ПК-13

 

Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях

ПК-14

 

Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения

ПК-15

 

Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях

ПК-16

 

Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов

ПК-17

Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научного мероприятия, в том числе международного характера

ПК-18

 

Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности

ПК-19

 

Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью

ПК-2

 

Способен проводить теоретические и практические занятия по дисциплинам предметного поля, создавать методические пособия и подготавливать учебно- методические и научно-методические материалы, в т.ч. междисциплинарного характера

ПК-20

 

Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности

ПК-3

 

Способен произвести углубленный анализ проблем,постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах

ПК-4

 

Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики

ПК-5

 

Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски

ПК-6

Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры

ПК-7

Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка

ПК-8

Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия

ПК-9

Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные программы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования

Характеристика образовательных модулей:

Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:

1.    Инженерно-математический блок

Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных. 

2.    Гуманитарный  блок

Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.

3.     Проектный блок

Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).

Конкурентные преимущества программы

Образовательная программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» готовит специалистов, которые владеют современными технологиями (программирование, анализ и визуализация данных, автоматическая обработка естественного языка, веб-девелопмент), понимают специфику гуманитарного знания и гуманитарных объектов исследования, знакомы с  лингвистической теорией и современными подходами к формальному описанию естественного языка. Это редкое сочетание делает выпускников программы востребованными в таких быстро растущих областях современной экономики знаний, как цифровые культурно-просветительские проекты, онлайн-образование и EdTech, электронные музеи и цифровое сохранение культурного наследия. Наряду с традиционным лекционно-семинарским форматом обучения на программе широко применяется проектный подход. В течение всего цикла студенты работают над групповыми проектами, одновременно приобретая как технические навыки, так и soft skills в области командной работы, проектного менеджмента, презентации и защиты результатов проекта.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:

  • научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;

  • реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;

  • выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)

  • педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.

Профессиональные компетенции выпускника:

  • программирование

  • анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка

  • работа с текстовыми корпусами 

  • базовые навыки визуализации данных

  • базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций

  • навыки формального представления сложных гуманитарных объектов

Характеристики образовательных модулей программы

 

Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:

1.    Инженерно-математический блок

Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных. 

2.    Гуманитарный  блок

Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.

3.    Проектный блок

Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях»

Перейти к содержанию программы