Паспорт образовательной программы
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Нет
2 года 
Очная форма обучения, 120 з.е.
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Цифровые гуманитарные исследования
|
КОР-1
|
Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных |
|
КОР-2
|
Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук |
|
КОР-3
|
Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения |
|
КОР-4
|
Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу |
|
КОР-5
|
Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач |
Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:
-
научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;
-
реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;
-
выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)
-
педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.
Профессиональные компетенции выпускника:
-
программирование
-
анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка
-
работа с текстовыми корпусами
-
базовые навыки визуализации данных
-
базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций
-
навыки формального представления сложных гуманитарных объектов
|
ПК-1
|
Способен планировать научно-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области профессиональной деятельности |
|
ПК-10
|
Способен осуществлять письменный перевод различных типов текстов (в том числе художественных произведений) и сопровождать их необходимым редакторским комментарием |
|
ПК-11
|
Способен проводить квалифицированное переводческое сопровождение международных мероприятий разного типа (в том числе научных) с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения |
|
ПК-12
|
Способен осуществлять редактирование научной и научно-популярной литературы по лингвистике и смежным областям, в том числе переводы с русского языка на иностранный и с иностранного на русский |
|
ПК-13
|
Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях |
|
ПК-14
|
Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения |
|
ПК-15
|
Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях |
|
ПК-16
|
Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов |
|
ПК-17 |
Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научного мероприятия, в том числе международного характера |
|
ПК-18
|
Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности |
|
ПК-19
|
Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью |
|
ПК-2
|
Способен проводить теоретические и практические занятия по дисциплинам предметного поля, создавать методические пособия и подготавливать учебно- методические и научно-методические материалы, в т.ч. междисциплинарного характера |
|
ПК-20
|
Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности |
|
ПК-3
|
Способен произвести углубленный анализ проблем,постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах |
|
ПК-4
|
Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики |
|
ПК-5
|
Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски |
|
ПК-6 |
Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры |
|
ПК-7 |
Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка |
|
ПК-8 |
Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия |
|
ПК-9 |
Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные программы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования |
Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:
1. Инженерно-математический блок
Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных.
2. Гуманитарный блок
Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.
3. Проектный блок
Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).
2024/2025 учебный год
Цифровые гуманитарные исследования
|
КОР-1
|
Знает основные принципы работы с данными, владеет современными инструментами анализа данных на начальном уровне, в т.ч. навыками программирования, алгоритмизации и математическими методами при решении задач анализа данных |
|
КОР-2
|
Знает историю и состояние цифровых гуманитарных наук, существующие подходы, направления, понимает связи с другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами, понимает возможности и ограничения методов цифровых гуманитарных наук |
|
КОР-3
|
Умеет формулировать исследовательскую задачу в области цифровых гуманитарных наук, выбирает и применяет необходимые методы и инструменты ее решения |
|
КОР-4
|
Владеет навыками проектного менеджмента применительно к цифровым гуманитарным проектам, способен работать в междисциплинарной проектной команде и организовать ее работу |
|
КОР-5
|
Владеет методами и инструментами цифровых гуманитарных наук на уровне, достаточном для решения профессиональных задач |
Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:
-
научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;
-
реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;
-
выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)
-
педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.
Профессиональные компетенции выпускника:
-
программирование
-
анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка
-
работа с текстовыми корпусами
-
базовые навыки визуализации данных
-
базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций
-
навыки формального представления сложных гуманитарных объектов
|
ПК-1
|
Способен планировать научно-исследовательскую деятельность, проводить самостоятельные исследования и получать новые научные результаты в области профессиональной деятельности |
|
ПК-10
|
Способен осуществлять письменный перевод различных типов текстов (в том числе художественных произведений) и сопровождать их необходимым редакторским комментарием |
|
ПК-11
|
Способен проводить квалифицированное переводческое сопровождение международных мероприятий разного типа (в том числе научных) с использованием современных информационных технологий и программного обеспечения |
|
ПК-12
|
Способен осуществлять редактирование научной и научно-популярной литературы по лингвистике и смежным областям, в том числе переводы с русского языка на иностранный и с иностранного на русский |
|
ПК-13
|
Способен осуществлять лингвистическую обработку текстов в производственно-практических целях |
|
ПК-14
|
Способен разрабатывать и совершенствовать электронные языковые ресурсы, лингвистические компоненты информационных систем, лингвистические модули компьютерных систем обучения |
|
ПК-15
|
Способен проводить квалифицированный анализ различных типов устного и письменного дискурса в производственно-практических целях |
|
ПК-16
|
Способен разрабатывать методики и алгоритмы дигитализации гуманитарного наследия, в том числе специальные языковые разметки корпусов |
|
ПК-17 |
Способен разработать концепцию, осуществить подготовку, проведение и организационное сопровождение научного мероприятия, в том числе международного характера |
|
ПК-18
|
Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности |
|
ПК-19
|
Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью |
|
ПК-2
|
Способен проводить теоретические и практические занятия по дисциплинам предметного поля, создавать методические пособия и подготавливать учебно- методические и научно-методические материалы, в т.ч. междисциплинарного характера |
|
ПК-20
|
Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение технологических требований и нормативов в профессиональной деятельности |
|
ПК-3
|
Способен произвести углубленный анализ проблем,постановку и обоснование проектных задач, связанных с лингвистической проблематикой, моделированием и разработкой языковых компонент в междисциплинарных проектах |
|
ПК-4
|
Способен самостоятельно разработать методику и инструментарий для осуществления исследовательской и проектной деятельности в области фундаментальной и прикладной лингвистики |
|
ПК-5
|
Способен разрабатывать и управлять проектами (подпроектами), анализировать риски |
|
ПК-6 |
Способен планировать и реализовать проекты в сфере межкультурной коммуникации, в том числе направленные на изучение языка как объекта культуры |
|
ПК-7 |
Способен проводить анализ качества языковых данных, корпусов, систем, использующихся для автоматической обработки естественного языка |
|
ПК-8 |
Способен обеспечивать аналитическую поддержку выработки и принятия решений в сферах, касающихся языковой политики, мониторинга текстовых данных, сохранения языкового наследия |
|
ПК-9 |
Способен разрабатывать структуру и содержание образовательного процесса в области лингвистики, создавать учебные материалы и прикладные программы языкового обучения в системе общего и среднего профессионального образования, дополнительного образования |
Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:
1. Инженерно-математический блок
Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных.
2. Гуманитарный блок
Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.
3. Проектный блок
Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).
Образовательная программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» готовит специалистов, которые владеют современными технологиями (программирование, анализ и визуализация данных, автоматическая обработка естественного языка, веб-девелопмент), понимают специфику гуманитарного знания и гуманитарных объектов исследования, знакомы с лингвистической теорией и современными подходами к формальному описанию естественного языка. Это редкое сочетание делает выпускников программы востребованными в таких быстро растущих областях современной экономики знаний, как цифровые культурно-просветительские проекты, онлайн-образование и EdTech, электронные музеи и цифровое сохранение культурного наследия. Наряду с традиционным лекционно-семинарским форматом обучения на программе широко применяется проектный подход. В течение всего цикла студенты работают над групповыми проектами, одновременно приобретая как технические навыки, так и soft skills в области командной работы, проектного менеджмента, презентации и защиты результатов проекта.
Выпускники программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» могут профессионально заниматься:
-
научно-исследовательской работой в гуманитарных областях с применением информационных технологий;
-
реализацией культурных, культурно-просветительских и образовательных цифровых проектов в государственных организациях, коммерческих компаниях, медиа и НКО;
-
выстраиванием коммуникации и посредничеством между гуманитарными исследователями и технологическими командами (в вузах, исследовательских организациях, коммерческих компаниях, НКО)
-
педагогической работой, в т.ч. связанной с повышением цифровой грамотности, преподаванием технологических компетенций людям, не имеющих инженерно-технического высшего образования.
Профессиональные компетенции выпускника:
-
программирование
-
анализ данных, в т.ч. автоматическая обработка и анализ естественного языка
-
работа с текстовыми корпусами
-
базовые навыки визуализации данных
-
базовые навыки оцифровки культурных объектов, создания для них цифровых репрезентаций
-
навыки формального представления сложных гуманитарных объектов
Программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» состоит из четырех основных блоков:
1. Инженерно-математический блок
Цель блока — вооружить студентов навыками программирования и работы с данными, а также привить основы математической культуры. В рамках этого блока изучается математика (с особым упором на разделы, релевантные для современного анализа данных), а также введение в науку о данных, программирование, веб-разработка и основы проектирования баз данных.
2. Гуманитарный блок
Гуманитарный блок программы посвящен истории и современному состоянию гуманитарных наук, в частности, современным цифровым гуманитарным исследованиям. В исторической части (курс «Эволюция гуманитарного знания») основное внимание уделяется выработанным в гуманитарных науках принципам и практикам формализации сложно организованных культурных объектов. Курс «Цифровые методы в гуманитарных науках» знакомит студентов с новыми исследовательскими подходами и задачами в литературоведении, лингвистике, истории, культурологии и философии, базирующимися на применении методов компьютерной обработки текста, анализа и визуализации данных в гуманитарных областях.
3. Проектный блок
Целью проектного блока является подготовка магистров к самостоятельной научно- исследовательской, научно-педагогической и проектно-организационной работе. В рамках проектно-исследовательского семинара студенты выполняют групповую проектную работу (в группах по 3-4 человека). Студенты работают над проектом самостоятельно, постоянно консультируясь и отчитываясь перед кураторами (преподавателями программы или внешними приглашенными экспертами).
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Цифровые технологии в гуманитарных исследованиях»
