• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Research and Design Seminar

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2-4 module

Instructors


Boitcov, Maxim


Yurchenko, Olesya

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательскую компетенцию. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Отдельным разделом является выделение научной и практической проблемы, в ходе изучения которого студенты научатся смотреть на организованный ими образовательный процесс, как на объект исследования, выделяя факторы, связанные с достижением заявленных образовательных результатов и думая, как можно оказать на них влияние. Следующий раздел ПИСа будет посвящен анализу литературных источников и формированию умения подбирать теоретическую рамку исследования, в ходе его изучения студенты научатся использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях. Также большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов исследовательское мышление, включающее в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемыми в исследованиях в области образования и оформлением результатов с акцентом на прикладных исследованиях и разработках.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
  • Обосновывает актуальность проводимого исследования.
  • Выделяет научную проблему исследования и/или обосновывает практическую значимость.
  • Подбирает теоретическую рамку работы, на основании анализа литературы, включая ключевые научные теории
  • Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
  • Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
  • Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
  • Подбирает дизайн исследования или апробации практической разработки релевантный цели и задачам
  • Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Выбирает тему исследования в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках
  • Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты с использованием методов анализа данных
  • Представляет программу и инструментарий исследования согласно требованиям ВКР
  • Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования
  • Формулирует цель исследования и вытекающие из нее задачи
  • Готовит текст ВКР в соответствии с требованиями
  • Создает академическую презентацию и готовит доклад для защиты ВКР
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Структура дисциплины. Зачем педагогу исследовательское мышление. Виды исследований в образовании: фундаментальные, прикладные, разработки
  • Исследовательские проблемы в педагогике и психологии
  • Актуальность и научная или практическая проблема исследования или разработки
  • Выбор теоретической рамки исследования
  • Дизайны исследований
  • Цифровые ключи к профилю ученого: цели создания и скрытые возможности
  • Библиметрические показатели: аналитические возможности
  • Содержание и функциональные возможности международных наукометрических баз
  • Содержание и функциональные возможности открытых библиотечных каталогов
  • Скрытые возможности привычных программ для ученого
  • Особенности научной деятельности в современную эпоху: до и после искусственного интеллекта
  • Планирование научного исследования: от исследовательского вопроса до презентации результатов
  • Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
  • Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
  • Lesson study: планирование, наблюдение и анализ урока
  • Исследование действием (Action research)
  • Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
  • Основы количественного исследования и подготовка к измерению
  • Измерение и инструменты сбора количественных данных
  • Описательная статистика и визуализация
  • Сравнение средних. Проверка гипотез
  • Анализ связей
  • Принципы создания академического текста
  • Основная часть диссертации
  • Академическое письмо: правила написания текста
  • Презентация ВКР: письменная и устная форма
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Идея статьи
  • неблокирующий Рецензия на статью
  • неблокирующий Интерпретация и презентация
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание часть 1
  • неблокирующий Домашнее задание часть 2
  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
  • неблокирующий Аналитический мини-отчет
  • неблокирующий Проверка статистических гипотез
  • неблокирующий ДЗ Качественные методы
  • неблокирующий Анализ учебных материалов
  • неблокирующий Дизайн и программа исследования / УМР
  • неблокирующий Презентация ВКР
  • неблокирующий Предзащита ВКР
  • неблокирующий Защита research proposal
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 2nd module
    0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Идея статьи + 0.4 * Интерпретация и презентация + 0.2 * Рецензия на статью
  • 2025/2026 3rd module
    0.25 * Домашнее задание часть 1 + 0.25 * Домашнее задание часть 2 + 0.5 * Защита research proposal
  • 2025/2026 4th module
    0.4 * Аналитический мини-отчет + 0.6 * Защита исследовательского проекта
  • 2026/2027 2nd module
    0.3 * Анализ учебных материалов + 0.35 * ДЗ Качественные методы + 0.35 * Проверка статистических гипотез
  • 2026/2027 3rd module
    0.2 * Дизайн и программа исследования / УМР + 0.5 * Предзащита ВКР + 0.3 * Презентация ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
  • Action research methods : plain and simple, , 2012
  • All you need to know about action research, McNiff, J., 2006
  • Effective action research : developing reflective thinking and practice, Costello, P. J. M., 2011
  • Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
  • Handbook of action research : participative inquiry and practice, , 2002
  • Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов, Загвязинский, В. И., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Action research for educational change, Elliott, J., 2001
  • Анализ данных : учебник для академического бакалавриата, , 2018
  • Анализ социологических данных : Хрестоматия по курсу: Ридер, Крыштановский А. О., 1998
  • Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов, Бут, У. К., 2004
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для вузов, Загвязинский, В. И., 2015
  • Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2009
  • Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2009

Авторы

  • Пичугина Виктория Константиновна
  • Лытаева Мария Александровна
  • Юрченко Олеся Викторовна
  • Корешникова Юлия Николаевна
  • Бойцов Максим Сергеевич