• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Project Seminar

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Educational Programmes
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors


Стремилова Екатерина Константиновна

Программа дисциплины

Аннотация

Проектный семинар - системообразующая дисциплина магистратуры «Педагогическое образование», направленная на развитие методической компетентности современного учителя через последовательное формирование исследовательского подхода к учебной деятельности. Обучение на дисциплине будет выстроено вокруг взаимосвязанных содержательных блоков: определение ключевых характеристик учащихся, как целевой аудитории, предварительное планирование учебной деятельности и рабочих программ, детальное планирование уроков с опорой на современные методики и применение искусственного интеллекта в планировании, а также рефлексию педагогической деятельности. Особое внимание уделяется адаптации к обновленным требованиям ФГОС, формированию и актуализации образовательных результатов, разработке рабочих программ и контроль-тематическому планированию. В результате выпускники получают комплексные компетенции: от анализа потребностей учеников и формирования учебных задач до конструирования и реализации обучающих программ, рефлексии собственной профессиональной деятельности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к совершенствованию педагогических практик и повышению эффективности обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов методической компетентности - компонента профессиональной деятельности педагога, включающего в себя совокупность знаний, навыков и установок педагога, направленных на планирование и организацию условий для учебной деятельности обучающихся (как субъектов образовательного процесса) с последующей рефлексией и оценкой качества результатов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает умением педагогического проектирования целостных дидактических концепций, включая концепцию школы
  • Определяю характеристику целевой аудитории учащихся класса
  • Формирую набор вопросов для диагностики потребностей класса и формирую профиль целевой группы, учитывая различия между учащимися
  • Описываю как буду собирать данные и сопоставляю их с планируемыми активностями уроков
  • Анализирую полученные данные и формулирую выводы о том, какие форматы и виды деятельности наилучшим образом поддержат усвоение содержания по данной теме
  • В рамках ФГОС новой версии выявляю ключевые образовательные результаты по теме и трансформирую их в конкретные учебные цели для класса
  • Разрабатываю критерии оценки успешности достижения образовательных результатов (планируемые результаты, критерии, показатели достижения).
  • Адаптирую под свои цели рабочую программу и/или контрольно-тематически план (КТП) с учетом выявленных образовательных результатов, указывая задачи, содержание, методы, формы контроля и планируемые результаты
  • Структурирую содержание в зависимости от поставленных целей
  • Определяю тип и этапы урока по выбранной методике (выбираю подход, соответствующий целям и возрасту учащихся).
  • Разрабатываю пошаговый план урока с конкретными заданиями, временными рамками и распределением ролей: учитель/ученики, групповые и индивидуальные формы работы
  • Включаю элементы подготовки к уроку: подготовку материалов, настройку технических средств, обеспечение доступа к необходимым ресурсам
  • Использую искусственный интеллект и цифровые инструменты для формирования черновиков планов уроков и адаптацию материалов под уровень класса (при необходимости: проверяю актуальность и валидность источников)
  • Наблюдаю и учитываю типы и виды уроков (уроки-согласования, практикумы, исследовательские занятия и т. п.) и прописываю критерии оценки на каждом типе урока
  • Веду систематическую рефлексию по каждому уроку: какие подходы сработали, какие проблемы возникли и почему
  • Применяю четыре источника рефлексии: взгляд учащихся, коллег, личный опыт и опора на теорию/исследования; документирую выводы в рефлексивном досье
  • Использую видеозаписи собственных уроков (если применимо) для анализа и планирования дальнейших улучшений
  • Внедряю корректировки в методику преподавания и материалы на следующем занятии на основе проведенного анализа и обратной связи учащихся
  • Подбираю и демонстрирую образцы видеоуроков и рефлексию по работе учителя года (для примера и обмена опытом).
  • Применяю инструменты мотивации: целеполагание учащихся, обратная связь по достижению целей, значимые и достижимые задачи, поощрения за процесс и результат.
  • Оцениваю эффективность инструментов мотивации через наблюдение за активностью в классе, качество выполненных заданий и самооценку учащихся
  • Развиваю самостоятельность учащихся через выбор вариантов задания, ответственность за собственное обучение и самоконтроль выполнения задач
  • Развиваю навыки саморегуляции: планирование времени, самоконтроль усилий, использование стратегий управления стрессом и концентрации, рефлексию по ходу обучения
  • Оцениваю эффективность инструментов самостоятельности и саморегуляции через наблюдение за активностью в классе, качество выполненных заданий и самооценку учащихся
  • Демонстрирует понимание сущности системного подхода в педагогическом проектировании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину
  • Подходы к разработке контрольно-тематического планирования (КТП) и рабочих программ (РП)
  • Структура и содержание современного урока. Инструменты ИИ при планировании урока
  • Рефлексия педагогической деятельности
  • Академическая мотивация
  • Подходы к развитию саморегуляции и учебная самостоятельности школьников
  • Основы проектирования педагогических систем
  • Педагогические технологии как дидактические концепции. Создание учебного модуля с разными технологиями обучения
  • Практикум проектирования педагогической системы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Построение концептуальной карты содержания
  • неблокирующий Разработка плана урока
  • неблокирующий Рефлексия педагогической деятельности
  • неблокирующий Эксперимент по мотивации
  • неблокирующий Интервенция, направленная на развитие самостоятельности/саморегуляции
  • неблокирующий Эссе "Моя педагогическая система: декларация о намерениях"
  • неблокирующий Разработка ученбого задания (модуля) в логике технологии (одной из)
  • неблокирующий Разработка концепции школы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 3rd module
    0.2 * Интервенция, направленная на развитие самостоятельности/саморегуляции + 0.2 * Построение концептуальной карты содержания + 0.2 * Разработка плана урока + 0.2 * Рефлексия педагогической деятельности + 0.2 * Эксперимент по мотивации
  • 2026/2027 3rd module
    0.4 * Разработка концепции школы + 0.4 * Разработка ученбого задания (модуля) в логике технологии (одной из) + 0.2 * Эссе "Моя педагогическая система: декларация о намерениях"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 32 урока по экономике, рабочая тетрадь учителя, 64 с., Замек, М. Я., 1995
  • Аннушкин, Ю. В.  Дидактика : учебник для вузов / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06433-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564422 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Апасова Е.В., Кочетков Н.В., Кулагина И.Ю. и др. - Учебная мотивация: разработка методического инструментария - 978-5-16-018761-7 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/2055741 - 2055741 - ZNANIUM
  • Бермус, А. Г.  Теоретическая педагогика : учебник для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566760 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Беспощадный учитель : педагогика non - fiction, Ямбург, Е. А., 2018
  • Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация : монография / составитель и научный редактор В. И. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Оренбург : ОГПУ, 2013. — 304 с. — ISBN 978-5-85859-524-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/73588 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - 978-5-496-02491-4 - Хуторской А.В. - 2020 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377678 - 377678 - iBOOKS
  • Добролюбов, И. А. Рефлексия / И. А. Добролюбов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 1 с. — ISBN 978-5-507-33165-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/34277 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Мотивация и личность. 3-е изд. - 978-5-91180-439-8 - Маслоу А. - 2010 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/22013 - 22013 - iBOOKS
  • Мотивация и мотивы, Ильин Е.П., 2006
  • Мотивация и мотивы. - 978-5-4461-9803-0 - Ильин Е. П. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377381 - 377381 - iBOOKS
  • Мышление. Понимание. Рефлексия, Щедровицкий, Г. П., 2005
  • Нетрадиционные педагогические технологии в обучении : учеб. пособие для сред. проф. заведений, Мухина, С. А., 2004
  • Образование и личность : теория и практика проектирования педагогических систем, Сериков, В. В., 1999
  • Педагогика : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 227 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18756-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559808 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития: учеб. пособие для студентов вузов, Андреев, В. И., 2003
  • Педагогика природосообразности и реформа школы, Кумарин, В. В., 2004
  • Педагогика, курс лекций : учебное пособие, 528 с., Лихачев, Б. Т., 1992
  • Педагогические технологии дистанционного обучения : учебник для вузов / под редакцией Е. С. Полат. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 392 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13152-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566645 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Педагогические технологии дистанционного обучения, , 2006
  • Приемы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальн... : пособие для учителя, Гин А.А., 1999
  • Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов, Островский, Э. В., 2013
  • Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим), Дьюи Дж., 1999
  • Психология и педагогика, учебник, 400 с., Кравченко, А. И., 2008
  • Саморегуляция и индивидуальность человека, Моросанова, В. И., 2010
  • Селиверстова, Е. Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания : учебное пособие / Е. Н. Селиверстова. — 2-е изд., испр. — Владимир : ВлГУ, 2017. — 207 с. — ISBN 978-5-9984-0802-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/223685 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Смирнова, Е. О.  Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебник для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 121 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12815-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/566981 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Учебная мотивация в системе высшего образования : монография / В. Н. Пуляева, Н. А. Крюкова, А. Н. Неврюев [и др.] ; под ред. В. Н. Пуляевой. — Москва : Русайнс, 2019. — 176 с. — ISBN 978-5-4365-3832-7. — URL: https://book.ru/book/933914 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Учебная мотивация студентов: её изменение в процессе занятий физической культурой и спортом : монография / В. И. Шарагин, В. Ю. Карпов, А. В. Романова [и др.] ; под общ. ред. В. Ю. Карпова. — Москва : Русайнс, 2023. — 175 с. — ISBN 978-5-466-03728-9. — URL: https://book.ru/book/950896 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Философия образования : учеб. пособие, Гершунский, Б. С., 1998
  • Цифровая дидактика и новые требования к педагогу : монография / ; под общ. ред. О. В. Фрик, С. В. Матюшенко, Коллектив авторов. — Москва : Русайнс, 2025. — 234 с. — ISBN 978-5-466-08779-6. — URL: https://book.ru/book/957738 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Яковлев С.В., Сластенин В.А. - Тьютор и воспитанник: педагогическое взаимодействие систем ценностей - 978-5-16-012356-1 - НИЦ ИНФРА-М - 2024 - https://znanium.ru/catalog/product/1861902 - 1861902 - ZNANIUM

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Sonin.ru. Уроки экономики, Сонин К., 2011
  • Герцман, Е. В.  Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика : учебник для вузов / Е. В. Герцман. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 77 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13021-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/567179 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Даутова, О. Б. Дидактика высшей школы: современные педагогические технологии обучения студентов: Материалы практикумов : учебное пособие / О. Б. Даутова. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 82 с. — ISBN 978-5-8064-1646-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5561 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Диянова, З. В.  Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учебник для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11876-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/563535 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Инновационные педагогические технологии. Активное обучение, Панфилова, А.П., 2013
  • Мотивы и мотивация социального поведения детей (формирование и развитие) : учеб. пособие, Алтунина, И. Р., 2006
  • Музейная педагогика : история, теория, практика: учеб. пособие для вузов, Столяров, Б. А., 2004
  • Несерьезная педагогика, Корчак, Я., 2022
  • Отт, Т. О. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся в вузе : монография / Т. О. Отт. — Кемерово : КемГУ, 2016. — 127 с. — ISBN 978-5-8353-2023-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/92370 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Педагогика угнетенных, Фрейре, П., 2018
  • Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513254 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Познание и рефлексия : науч. монография, Рябушкина, Т. М., 2014
  • Производственная социология, психология и педагогика, учебное пособие, 255 с., Филиппов, А. В., Липинский, В. К., Князев, В. Н., 1989
  • Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов, Островский, Э. В., 2005
  • Психология и педагогика : учебник для вузов / под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 520 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18741-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568800 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Психология и педагогика : учебник для вузов, Пронина, Е. Н., 2004
  • Психология и педагогика : учебник, Реан А.А., Бордовская Н.В., 2004
  • Сазонова, В. А. Театральная педагогика Ю. А. Завадского : учебное пособие / В. А. Сазонова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-8152-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171961 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Современный урок: целеполагание и рефлексия : учебное пособие / А. В. Дорофеев, Н. А. Баринова, Е. В. Карунас, Н. Е. Хабибова. — Уфа : БГПУ имени М. Акмуллы, 2022. — 68 с. — ISBN 978-5-907475-72-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/288476 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Тихоненков, Н. И. Игровые психолого-педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования : учебно-методическое пособие / Н. И. Тихоненков, И. А. Кириллова. — Волгоград : ВГАФК, 2018. — 164 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158191 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Усольцев, А. П. Современный урок технологии : учебное пособие / А. П. Усольцев, Т. В. Перевалова. — 2-е изд., доп. — Екатеринбург : УрГПУ, 2016. — 54 с. — ISBN 978-5-7186-0820-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/159009 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Щуркова, Н. Е.  Педагогические технологии : учебник для вузов / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07402-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/562940 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Эффективная обратная связь, , 2024

Авторы

  • Стремилова Екатерина Константиновна
  • Корешникова Юлия Николаевна
  • Федоров Олег Дмитриевич