Анчиков Константин Михайлович
- Стажер-исследователь, Аспирант:Институт образования / Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
- Преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начал работать в НИУ ВШЭ в 2019 году.
Полномочия / обязанности
Реализация научно-исследовательских работ в сфере социально-экономического развития отечественной системы образования, сравнительных исследований школьного и внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза.
Анализ данных и подготовка аналитических материалов (обзоров, записок) по актуальным вопросам образования на основе данных международной и отечественной статистики, социологических исследований и других источников.
Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, научными и образовательными организациями, международными партнерами и экспертами.
Образование
- 2021
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», специальность «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Магистр»
- 2019
Бакалавриат: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, специальность «Педагогическое образование», квалификация «Бакалавр»

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2022-2023)
Обучение в аспирантуре
2-й год обучения
Утвержденная тема диссертации: Типология взаимодействия сельской школы и местного сообщества
Научный руководитель: Обухов Алексей Сергеевич
Публикации13
- Книга Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Мерцалова Т. А. Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях: информационный бюллетень / Отв. ред.: Я. И. Кузьминов. Вып. 14. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Статья Анчиков К. М., Гошин М. Е., Косарецкий С. Г. Дополнительное образование сельских детей: доступность, содержание и формы // Педагогика сельской школы. 2022. № 2(12). С. 46-58. doi
- Книга Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М., Заир-Бек С. И., Звягинцев Р. С., Керша Ю. Д., Сенина Н. А. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям Кн. 32. Вып. 15. М. : НИУ ВШЭ, 2022. doi
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы : информационный бюллетень Вып. 7. М. : НИУ ВШЭ, 2021. doi
- Глава книги Каса Р., Анчиков К. М. Латвия // В кн.: Внешкольное образование в условиях пандемии COVID-19 в странах бывшего Советского Союза: лучшие практики и ключевые уроки. Серия "Постсоветское внешкольное образование" / Под общ. ред.: И. Ю. Иванов, С. Г. Косарецкий. Де`Либри, 2021. С. 94-102.
- Глава книги Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М., Сенина Н. А. Школы против пандемии: эффекты школьного образования // В кн.: Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства / Сост.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова; науч. ред.: В. А. Болотов, Т. А. Мерцалова. М. : "Алекс" (ИП Поликанин А.А.), 2021. Гл. 3.1. С. 111-125.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Готовность российских школ и семей к обучению в условиях карантина: оценка базовых показателей — (Факты образования № 2 (27)) / Отв. ред.: С. И. Заир-Бек; под общ. ред.: В. А. Болотов. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
- Книга Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Дополнительное образование: изменения в контексте реализуемых приоритетов государственной политики Вып. 17. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты Вып. 18. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Портрет российской сельской школы Вып. 35. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
- Книга Мерцалова Т. А., Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение Вып. 5. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
- Книга Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Экономические условия и механизмы профессионального роста школьных кадров Вып. 19. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020. (в печати)
Конференции
- 2023XX ежегодная международная конференция Тенденции развития образования: «Современное образование: выбор будущего» (Москва). Доклад: В поисках общего: сопоставление взглядов руководителей, педагогов и родителей на дополнительное образование детей
- XXIV Ясинская (Апрельская) международная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Политики в отношении школьного выбора в постсоветских странах: опыт построения индекса
- 2022Региональная научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей: региональные векторы изменения» (г. Чита). Доклад: Доказательное управление в дополнительном образовании
- Вопросы реализации дополнительного образования детей в городе Красноярске: достижения и проекты (г. Красноярск). Доклад: Доказательное управление в дополнительном образовании
- XIX научно-практическая конференция «Тенденции развития образования. Право и свобода образования» (Москва). Доклад: Влияние форс-мажорных обстоятельств на изменения границ школьной автономии
- Международная научно-практическая конференция «Эффективные модели и практики организации дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности, в условиях цифровизации и глобального технологического обновления» (Ярославль). Доклад: Возможности для раскрытия и развития талантов детей в общеобразовательных организациях сельской местности
- XI ежегодная международная конференция ЕАОКО (Москва). Доклад: Его величество Контекст
- 2021XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Доклад: Поведение институтов школьного образования в условиях турбулентности
- XVIII международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования» Глобальные вызовы и неравные возможности (Москва). Доклад: Стратегии управления школьным образованием в ситуации пандемии
Неформальная встреча-беседа академического кадрового резерва с проректорами
26 октября 2022 года прошла неформальная встреча академического кадрового резерва с проректорами - Вадимом Валерьевичем Радаевым и Дмитрием Александровичем Дагаевым.
Сельской школе составили портрет
«В последние годы в обществе сложился устойчивый стереотип сельской школы как школы маленькой и бедной». Так сказано в новом экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования. Стереотип и правдивый, и нет: слишком разные условия в регионах. В одних построили комплексы, похожие на городские – с несколькими корпусами и сотнями учеников. В других это всё те же деревянные избы с удобствами на улице. Тем не менее, общие черты увидеть можно. «Портрет российской сельской школы»: так называется доклад экспертов Центра общего и дополнительного образования Инобра Сергея Заир-Бека, Татьяны Мерцаловой и Константина Анчикова.
Кружки и секции стали доступнее, но охват не «всеобщий и справедливый»
Доступность дополнительного образования выросла. Но несколько существенных проблем сохранились, — такую оценку дают эксперты Инобра в экспресс-бюллетене Мониторинга экономики образования.
Бедные дети
Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения. Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.