• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Современное образование: подходы и практики

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Майнор разработан для тех, кто рассматривает возможность стать современным преподавателем или просто хочет получить универсальный навык эффективно передавать свои знания другим людям, инициировать и сопровождать их обучение и развитие. Подобно тому как выдающийся спортсмен не всегда становится хорошим тренером, отличных знаний в своей профессии недостаточно, чтобы быть преподавателем. Это особенно очевидно сейчас, когда благодаря развитию интернета, знания в самых разных областях стали доступны как никогда, и на первый план выходит обладание навыком помощи в их освоении. Наш майнор познакомит вас с современными методами и технологиями обучения, принципами дизайна учебных курсов, особенностями передачи знаний людям разных возрастов и лучшими практиками преподавания, использующимися в России и за рубежом от детского сада до вуза. В конечном итоге вы сможете уверенно войти в любую аудиторию в качестве педагога или преподавателя, основать свой образовательный стартап. И вы сможете применять современные цифровые инструменты и технологии в образовательной практике с учетом целей и содержания образования, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся. По итогам майнора студенты будут иметь льготы при поступлении на программу магистратуры «Педагогическое образование». Образование сегодня во многом определеяет будущее - завтра каждого из нас и всех вместе. При этом образование - как оно организовано, какое содержание в себе несет, во многом пришло из прошлого. Что такое "современное образованеи"? Чему оно должно отвечать? Как из прошлого в настоящем опережать будущее? Какие подходы и практики в образовании передовые? Каково будущее образования? Над этими вопросами будет вестись дискуссия на курсе с опорой на актуальные исследования, разработки и практики образования. Курс выстроен "сверху вниз": от высшего образования к детскому саду - по всем ступеням образования. Особое внимание уделяется цифровизации образования с учетом уровня образования - возможностям и ограничениям цифровых средств обучения. Лекции ведутся исследователями и разработчиками современных подходов и технологий в образовании, руководителями образовательных организаций различных ступеней образования - как встреча с новыми горизонтами образования "от первого лица". На семинарских занятиях будут на себе применяться различные подходы и технологии образования, применяемые в различных педагогических системах. Это позволит студентам пережить вариативные технологии обучения на себе, в пробном действии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представления о всех элементах системы образования. Ознакомление с современными образовательными технологиями.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализ вызовов к системе образования в период пандемии. Первые итоги.
  • Готовы использовать основные цифровые инструменты для проектирования занятий
  • Дошкольное образование как часть системы образования
  • Знакомство с системой высшего образования с исторической точки зрения. Переход на Болонскую систему. Перспективы развития
  • История развития системы дополнительного образования. Современная система дополнительного образования
  • Называют задачи и сложности организации обучения в основной школе. Анализируют системы образования в основной школе в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
  • Основные особенности применения и преподавания по технологии «Перевёрнутый класс»
  • Основные сложности в коммуникации между основными участниками образовательного процесса. Возможные пути преодоления
  • Особенности обучения и некоторые приемы технологии "РКМЧП"
  • Особенности организации игры как основы образовательной деятельности в дошкольном учреждении
  • Особенности технологии и некоторые приемы работы по представленной технологии/технологиям
  • Отражение роли педагога в воспитательном процессе в кинематографе
  • Оценка задания по критериям
  • Представляют и различают модели организации обучения в старшей школе. Анализируют различные модели организации старшей школы в зависимости от педагогической системы и национальной системы образования
  • Применение цифровых инструментов обучения в начальной школе: некоторые особенности
  • Различные системы образования: авторские, национальные
  • Система школ международного бакалавриата. Принципы работы.
  • Сравнение некоторых педагогических систем одного временного периода, но в разных странах
  • Студенты знакомы со структурой курса, готовы к выполнению заданий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводная лекция. Представление программы
  • Актуальные проблемы развития систем высшего образования. Включение как ступени высшего образования аспирантуры
  • Про цифровые инструменты и цифровую дидактику в высшем образовании
  • Старшая школа: современные модели. Лицей ВШЭ – логика развития
  • Средняя школа
  • Общее, высшее образование
  • Международные системы образования
  • Начальная школа
  • Дошкольное образование
  • Дополнительное образование
  • Тренинг по коммуникации
  • Современные методики обучения.
  • Образ учителя в современной культуре
  • Современные методики обучения
  • Об образовании в современном мире
  • Об образовании в исторической логике развития
  • Итоговое занятие
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущие задания
    Пример текущего задания в рамках курса. По итогам прочтения книг «Флаги на башнях» и «Воспитание свободой» заполните таблицу. Обратите внимание, что ответы должны подкрепляться двумя-тремя примерами из книг: конкретными цитатами или кратким описанием. Еще раз внимательно прочитайте критерии оценивания данного задания. Весомым вкладом в оценку является своевременное выполнение задания, а значит — готовность к семинару. По итогам обсуждения в ходе семинара необходимо будет представить письменный ответ на вопрос, эссе (время на ответ 20‒25 минут). Оценивание работы на семинаре и эссе идет в зачет общей оценки за это задание. «Флаги на башнях» А.С. Макаренко «Воспитание свободой» А. Нилл Опишите систему управления детских коллективов в представленных произведениях. Какие правила существовали в коллективах? Реконструируйте «идеального учителя / педагога», по мнению авторов. Приведите 2‒3 примера. Опишите «идеального ученика / воспитанника», по мнению авторов. Приведите 2‒3 примера. Напишите, какие приемы воспитания описывают в своих книгах авторы (приведите не менее трех примеров). В чем, по мнению авторов книг, основной ресурс развития ребенка? Если это возможно, проиллюстрируйте свой ответ примером из книги. Критерии оценивания работы на семинаре (с учетом эссе). Критерий Описание Баллы Представлены развернутые ответы на вопросы в таблице и приведены соответствующие примеры На все вопросы даны развернутые ответы с примерами Представлены ответы, не подкрепленные конкретными примерами из книг Представлены ответы на менее чем три вопроса 3 балла 2 балл 0 баллов Участие в семинаре Студент высказал свое аргументированное мнение не менее чем по двум вопросам Студент, по оценкам группы, был активен в групповой работе, но в общем обсуждении не принимал участие. Студент не проявлял активности в работе семинара 3 балла 2 балл 0 баллов Итоговое эссе По итогам обсуждения студент представил письменный ответ на вопрос «Какие методы (способы) воспитания применимы сегодня, и вы готовы их использовать в своей работе педагогом», подкрепленный цитатами из произведений, личным опытом во время семинара Представлен ответ на вопрос, но не представлены цитаты или личный опыт студента во время семинара Представлен ответ без дополнительной аргументации Работа не выполнена 4 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
  • неблокирующий Итоговое задание
    Необходимо спланировать и провести занятие для студентов на любую тему с применением рассмотренных на семинарах образовательных технологий с помощью цифровых инструментов. Занятие проводится в паре. Каждой паре на раскрытие своей темы отводится не более 20 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Итоговое задание + 0.25 * Текущие задания + 0.25 * Текущие задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боуэн Уильям Г. - Высшее образование в цифровую эпоху - 978-5-7598-1518-1 - Москва: ВШЭ - 2018 - 362057 - https://ibooks.ru/bookshelf/362057/reading - iBOOKS
  • Косарецкий Сергей Геннадьевич, Куприянов Борис Викторович, & Филиппова Дарья Сергеевна. (2016). Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.92B5C45C
  • Педагогика : педагогические теории, системы, технологии : учеб. для высш. и сред. учеб. заведений, Котова, И. Б., 1999
  • Томас Г. - Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Москва: ВШЭ - 2016 - 353006 - https://ibooks.ru/bookshelf/353006/reading - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коэн Д.К. - Ловушки преподавания - 978-5-7598-1520-4 - Москва: ВШЭ - 2017 - 362068 - https://ibooks.ru/bookshelf/362068/reading - iBOOKS