• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
7(495) 772-9590
22910
+79037129683
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 307
Время присутствия: вт 15-18 чт 10-15
Расписание
Резюме (PDF, 131 Кб)
SPIN РИНЦ: 4162-0664
ORCID: 0000-0001-7215-3901
ResearcherID: R-1918-2017
Scopus AuthorID: 33667819700
Google Scholar
Блоги и соц. сети
ВКонтакте
Facebook
Руководитель
Поливанова К. Н.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Обухов Алексей Сергеевич

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2017 году.
  • Научно-педагогический стаж: 18 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2007
    Ученое звание: Доцент
  • 2001
    Кандидат психологических наук
  • 1998

    Специалитет: Московский педагогический государственный университет, специальность «Социальная педагогика с дополнительной специальностью психология»

Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки

Аспирантура. Московский педагогический государственный университет, специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (1998-2001).

Докторантура. Московский педагогический государственный университет, специальность 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии (2004-2007).

Advanced Teachers' Training Cours "Problem oriented project work" (36 h.). 4-8.06.2018. Roskilde University, Denmark.

Курсы профессиональной переподготовки по программе "Психология, педагогика и методика в основной и старшей школе (по ФГОС ООО и СОО)" (282 ч.) 03.03-30.06.2017. ООО "ЦОО Нетология-групп" - Фоксфорд. Квалификация "Педагог".

Курсы профессиональной переподготовки по программе "Психология, педагогика и методика в начальной школе (по ФГОС НОО)" (282 ч.) 03.03-30.06.2017. ООО "ЦОО Нетология-групп" - Фоксфорд. Квалификация "Учитель начальных классов".

КПК «Безопасность жизнедеятельности и оказание первой помощи в образовательных организациях в условиях реализации Федерального законва № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (72 ч.) 25.10 – 10.11.2017, ФИРО

КПК «Научно-правовые основы обеспечения качества деятельности диссертационных советов в современных условиях» (72 ч.) 17.05 – 30.11.2012, МПГУ
КПК «Глобализация: теоретические, политические и социокультурные аспекты» (72 ч.) 14-27.10.2012, ГАУГН
КПК «Управление экспериментальной деятельностью в образовании» (72 ч.), 05.04 – 27.05. 2011, МПГУ
КПК «Разработка электронных учебных курсов и дистанционная поддержка образовательного процесса» (72 ч.), 09.02 – 27.04.2011, МПГУ
КПК «Инновационная деятельность в вузе» (72 ч.), 11.05 – 05.12.2011, МПГУ
КПК «Современные формы организации аспирантуры в вузах Германии и инновационные подходы к составлению рабочих и учебных планов аспирантов» (72 ч.) 20-30.10.2008, Международная академия DAAD (IDA), Берлин, Гейдельберг, Бонн, Кельн, Бохум
КПК «Современные проблемы психологии: теория и практика (Управленческих и воспитательный потенциал организации» (72 ч.), 26.09.2006 – 26.01.2007, АПКиППРО
КПК «Управленческий и воспитательный потенциал организации», (36 ч.), Прага, Чехия
КПК «Терапия последствий травм, жестокого обращения и депривации с Мюррей методом» (36 ч.) 03-07.10.2005, МГППУ
КПК «История и философия науки» (72 ч.), 20-30.06.2005, МПГУ
КПК «Разработка программ деятельности Центров повышения квалификации ППС педагогических вузов» (72 ч.), 30.10-06.11.2003, АПКиППРО
КПК «Метод учебных проектов» (72 ч.), 26.09-30.04.2003, МИОО

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

Публикации

20189

201717

20168

201514

201413

20137

20121

Статья Обухов А. С., Шамонина Т. Направленность в осмыслении жизненного пути личности: автобиографический, семейно-родовой и общественно-исторический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2012. № 11. С. 108-111.

20111

Статья Обухов А. С. Концепция кафедры психологии образования МПГУ // Развитие личности. 2011. № 1. С. 242-248.

20102

20092

20063

20041

Статья Обухов А. С. Когда мир раскалывается на жизнь и смерть… Психологическая помощь детям Беслана // Народное образование. 2004. № 9. С. 183-201.

20033

20028

200114

20004

19997

19983

  • Глава книги Обухов А. С. Проблема смеха в подростковой субкультуре // В кн.: Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века. Материалы VI конференции молодых ученых, 19-20 мая 1998 Ч. 1. М. : Институт воспитания и развития личности РАО, 1998. С. 98-99.
  • Статья Обухов А. С. Родники живого слова // Народное образование. 1998. № 5. С. 94-96.
  • Статья Обухов А. С. Смех и личность // Развитие личности. 1998. № 3-4. С. 83-101.

19961

Глава книги Обухов А. С. Смех и этнос // В кн.: Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе. Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей. МПГУ, 1996. С. 27-29.

Конференции

  • 2018

    IX Международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Доклад: Ключевые психологические основания обучения через открытия: чувствительность к новизне, познавательная инициатива, риск выбора, настойчивость в реализации интереса

  • Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса (Москва). Доклад: "Учимся делать - делая": ключевой принцип развития "Хорошколы"
  • Всероссийская олимпиада школьников по экономике (Москва). Доклад: Исследование и проект: современные деятельностные форматы образования школьников

  • Лекторий "Траектория ребенка" (Москва). Доклад: Любознательность и любопытство детей. Между поддержкой и наказанием

  • Московский международный салон образования (Москва). Доклад: Креативность в детстве: учить или не мешать?

  • Психология творчества и одаренности (Москва). Доклад: «Выращивание» способностей: модель построения повседневной образовательной практики в зоне ближайшего развития
  • Фестиваль увлекательной науки (Москва). Доклад: Визуальная антропология: человек в контексте культуры

  • Культура имеет значение (Москва). Доклад: Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами

  • Ребенок - исследователь, деятель, творец: опыт организации специфически детских видов деятельности (Москва). Доклад: Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - Исследователь»: поддержка или наказание для детей?

  • Ломоносовские чтения (Москва). Доклад: Персонализация как мировой тренд развития образования в старшей школе: исследования, проекты, стажировки

  • Деятельность комитетов и комиссий по этике проведения психолого-педагогических исследований в научных организациях и университетах (Москва). Доклад: Основные функции комиссий по этике исследований в контексте международной научной интеграции
  • XXV Всероссийские юношеские чтения исследовательских работ имени В.И. Вернадского (Москва). Доклад: Секция "Человек в современном мире"; Научный лекторий; Конкурс идей проектов междисциплинарных исследований
  • Всероссийская конференция с международным участием, посвященная столетию со дня рождения академика Александра Михайловича Обухова "Турбулентность, динамика атмосферы и климата" (Москва). Доклад: Жизнь в науке: академик А.М. Обухов

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Сочи). Доклад: Организация экспертизы результатов исследований и проектов дошкольников и младших школьников на конкурсе «Я – исследователь»

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Сочи). Доклад: Познавательная инициатива и самостоятельность в обучении: как не мешать, а помогать детям делать что-то свое?

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Сочи). Доклад: Круглый стол: эксперты, организаторы, руководители исследовательских и творческих работ

  • Технологии самообразования: учись учиться (Москва). Доклад: Организация и сопровождение продуктивной деятельности. Осознанность и мотивация в образовании
  • 2017
    Деятельностная педагогика и педагогическое образование (Воронеж). Доклад: Практика визуальной антропологии в образовании: способ погружения городского подростка в познание другой культуры и себя
  • VI Международный фестиваль этнологических документальных фильмов "Кратово 2017" (Кратово). Доклад: Фильм "Обряд лечение от бесплодия на родовом тоонто" (реж. А. Обухов, И. Гришина; 31 мин., Бурятия, 2015)
  • Одаренность: методы выявления и пути развития (Москва). Доклад: Международная исследовательская школа: эффективная модель развития способностей и одаренности старших подростков в ситуации межкультурной коммуникации

  • 5th International Congress ISCAR (Quebec). Доклад: Practice of teachers’ training on the basis of the ideas of cultural and historical psychology of L. S. Vygotsky

  • VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (Улан-Удэ). Доклад: Как сделать исследование повседневной практикой образования, а не дополнительной работой?

  • Второй региональный образовательный форум "Семья и школа: взаимодействие в открытой образовательной среде" (Калуга). Доклад: Подростковая школа и родители: способы взаимодействия и их границы
  • IV сетевой научный семинар по этнопсихологии (Москва). Доклад: Визуальная антропология: возможности и ограничения в исследовании современных обрядов

  • Middle Schools: Challenges and Solutions of Education in Teen Ages (Тегеран). Доклад: Исследование образовательной практики частных школ Тегерана

  • Шалости подростков: опыт исследования (Москвв). Доклад: Шалости детей и подростков: история вопроса и психологические основы проявления
  • IV Санкт-Петербургские монтессори-чтения (Санкт-Петербург). Доклад: Образовательный результат - что, кем и как оценивается?
  • III Всероссийская научно-практическая конференция "Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды" (Москва). Доклад: Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: диалог и взаимное действие
  • Эстафета фестивалей Межрайонных советов директоров образовательных организация «Наши общие возможности. Наши общие результаты» (Москва). Доклад: Увидеть и понять: дискуссия по экспедиционным материалам специализации "Социокультурная психология и антропология"
  • Лаборатория "Создание социальных сред: глоссарий, опыт, будущее" (Санкт-Петербург). Доклад: Образовательная среда: от локальной общности до международного сообщества

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2016 г.: член редколлегии журнала «Проблемы современного образования».

  • С 2009 г.: член редколлегии журнала «Новые российские гуманитарные исследования».

  • С 2005 г.: член редколлегии (член экспертного совета) журнала «Школьные технологии».

  • С 2002 г.: главный редактор (с 2009 "Исследователь/Researcher") журнала «Исследовательская работа школьников».

  • С 2000 по 2011 гг.: заместитель главного редактора журнала «Развитие личности».

Гранты

ФЦП «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования», задание № 2014/119 Минобрнауки РФ. Цель проекта – выявление и научно-методическое обоснование границ применения наиболее перспективных образовательных технологий в системе общего среднего и высшего педагогического образования, включая аспирантуру. Результатом работы явилось описание научно- методических принципов отбора и разработки образовательных технологий, описание психолого-педагогических условий разработки и внедрения образовательных технологий в систему общего среднего и высшего педагогического образования, включая аспирантуру, научно-методическое обоснование рекомендаций по внедрению современных образовательных технологий в систему общего среднего и высшего педагогического образования, включая аспирантуру. 2014-2016. Научный руководитель.

038 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей русского языка» Россотрудничества. Разработка и создание серии видеолекций по психолого- педагогическому модулю. 2016. Исполнитель.

039 ГК «Обеспечение методической и педагогической поддержки русских школ в странах СНГ путем организации совершенствования компетенции учителей- предметников». Разработка и создание серии видеолекций по психолого- педагогическому модулю. 2016. Исполнитель.

Минобрнауки РФ. Ф-135.056 Разработка и апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования, и предполагающей углубленную профессионально- ориентированную практику студентов. 2014-2015. Исполнитель.

Минобрнауки РФ. Ф-133.054 Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого- педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования. 2014-2015. Исполнитель.

Проект по субсидии Департамента образования городам Москвы по приоритетному направлению №16 «Разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (5 модулей для образовательных учреждений, работающих по программам лицейского, гимназического образования)». 2013. Руководитель.

Реализация программы «Организация школьного самоуправления» в рамках проектов Департамента образования города Москвы. 2012. Руководитель.

Реализация программы «Игровое пространство основной и старшей школы» в рамках проектов Департамента образования города Москвы. 2012. Исполнитель.

Разработка Концепции дополнительного гуманитарного образования в лицеях и гимназиях по заказу Департамента образования городам Москвы. 2012. Исполнитель.

Проект № 6858 «Научно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации выпускников бакалавриата по направлениям педагогического образования на основе ГОС ВПО 3 поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» МОиН РФ. Исполнитель.

Инновационная образовательная программа «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы» (2007-2008). Исполнитель.

Грант РГНФ 08-01-14024г Международный постоянно действующий научный семинар «Культура детства: нормы, ценности, практики». 2008, участник.

Инновационный проект развития лицея №1553 «Лицей на Донской», поддержанный Грантом Президента РФ, 2007-2008. Исполнитель.

Проект «Строим школу будущего» Департамента образования города Москвы, реализуемый лицеем №1553 «Лицей на Донской», 2007-2008. Исполнитель.

Исследовательский проект по заказу Департамента социальной защиты и молодежной политики Правительства Москвы «Проведение мониторинга и разработка программы по работе с неформальными молодежными объединениями», 2008. Руководитель.

РГНФ, грант №06-06-00367а "Становление субъектной позиции учащихся в учебно- исследовательской деятельности". 2006-2008. Исполнитель.

Проект «Устойчивое развитие горных районов Кавказа – Местная Повестка 21» в рамках международного соглашения, принятому представителями государств- участников, включая Россию, на конференции ООН по устойчивому развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г., разрабатывается на местном уровне (район, город, сельская администрация и т.д.) как местный план устойчивого развития. Проект реализуется через Российский региональный экологический центр. 2006. Исполнитель.

Проект «Исследование горный селений Северного Кавказа» Бернского университета. 2006. Исполнитель.

Экспедиции

2018. 17 марта - 3 апреля. Российско-мексиканская комплексная учебно-исследовательская экспедиция. Штат Пуэбла, Центральная Мексика.

Выезды по изучению образовательных систем

2018

21-29 января. Великобритания, Лондон, знакомство с детскими садами, начальными и среднии школави, колледжами. Выставка Bett.

13-14 января. Россия, Киров, знакоство с практикой учреждений дополнительного образования.

2017 

17 декабр. Россия, Санкт-Петербург, знакомство с практикой образовательных инициатив неформальных сообществ. 

22-23 ноября. Россия, Калужская область, Калуга, Китеж, знакомство с практикой работы сообщества приемных семей.

29 октября - 5 ноября. Иран, Тегеран, знакомство с частными школами Mofid School и Salam School.

27 октября. Россия, Санкт-Петербург, знакомство с практикой образовательных учреждений, работающий по методу Монтессори. 

14-16 сентября. Россия, Новый Уренгой, знакомство с практикой учреждений основного и дополнительного образования. 

Образовательные путешествия

2018

4-8 июня. Дания, Компенгаген, Роскилд - Роскильдский университет и школы. 

7-12 марта. Узбекистан, Хива, Бухара, Самарканд. Образовательное путешествие по историко-культурным центрам Узбекистана. 

23-25 февраля. Россия, Архангельская область, Каргополь и Каргопольский район. Образовательное путешествие с итальянским визуальным антропологом Мауро Буччи.

4-8 января. Россия, Ярославская область, г. Тутаев и г. Рыбинск. Образовательный выезд Школы №1553 имени В.И. Вернадского.

2017

6-9 октября. Македония, Кратово и Скопье. Поездка по линии визуальной антропологии на фестиваль этнографического кино.

23 сентября. Россия, Владимирская область, г. Александров. Учебный выезд Школы №1553 имени В.И. Вернадского, проведение социально-психологической игры по историческому моделированию. 

4-11 сентября. Россия, Московская область, с. Валуево, "Умный лагерь". Выездная учеба Гимназии Хорошколы.

Опыт работы

С 2001 по 2010 – доцент, заместитель заведующего по науке кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ.

С 2001 по 2013 годы – заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ. С 2010 года – профессор МПГУ.

В 2010 организовал и заведовал кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ до сентября 2014 года.

В 2014 году организовал и заведовал кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ до февраля 2017 года.

С 2000 по 2011 год – заместитель главного редактор журнала «Развитие личности».

В 2002 году создал и стал главным редактором журнала «Исследовательская работа школьников», реорганизованного с 2009 года в журнал «Исследователь/Researcher».

С 2012 по 2014 – руководитель Научно-образовательного центра «Психологическое сопровождение образования» МПГУ.

С 1990 по 2013 год работал в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества педагогом дополнительного образования и методистом. Участвовал в многочисленных проектах и программах по развитию дополнительного образования в Москве и России.

Участвовал в становлении развитии экспериментальной школы «Донская гимназия» (организована в 1991 году, с 2000 по 2013 «Лицей на Донской», с 2014 по 2017 – лицей №1553 имени В.И. Вернадского) – ныне одна из самобытных школ Москвы и России – школа №1553 имени В.И. Вернадского. С 1995 по 2003 г. работал в должности заместителя директора по социокультурной сфере и экспериментальной деятельности. С 1995 года до настоящего времени –руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология», научный консультант психологической службы и методистом по экспериментальной работе. Активно участвует в развитие лицейского образования в современной России с опорой на лучшие традиции отечественного образования.

Ежегодно организует экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ, Хакасия и др.) и за рубеж (Армения, Болгария, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов. Ряд научно-исследовательских экспедиций провел в рамках международных проектов совместно с коллегами из Института географии РАН и Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.

С 2001 до 5.10.2017 – член Российского психологического общества, координатор секции «Развитие личности», член Совета Московского регионального отделения Российского психологического общества (2005-2017).

С 2005 – член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования».

С 2005 – член Союза журналистов Москвы.

Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании. Осуществлял научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования города Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся. Инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании. Соучредитель и член Центрального совета Президиума Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».

Член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.

Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи, научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS).

Член оргкомитета, руководитель научной программы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

Председатель большого жюри Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

Сопредседатель оргкомитета регулярной Международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

Председатель оргкомитета ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии (2005 – 2014), Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» (2015-2017).

Координатор конкурсной комиссии Смотра-конкурса проектов образовательных учреждений–участников движения «Москва на пути к культуре мира» (2002 – 2011), член оргкомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева и Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», член Координационного совета при Правительстве Москвы по поддержке работы с одаренными детьми в городе Москве (2010–2011).

По приглашению ректора МПГУ, академика А.Л. Семенова с 2014 по 2017 год вместе с профессором Е.И. Булин-Соколовой и командой единомышленников участвовал в модернизации педагогического образования на основе субъектно-деятельностного подхода. Данный подход подразумевает погружение студентов в непрерывную педагогического практику с рефлексивным анализом своих психолого-педагогических наблюдений, проб и действий, а также выведения студента на субъектную позицию по отношению к своему профессиональному развитию, профессиональным и жизненным выборам.

В качестве профессора кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – инициатор и соруководитель первой в стране магистерской программы по визуальной антропологии детства.

В качестве доцента Дирекции образовательных программ МГПУ – соавтор первой в стране магистерской программы по STEM-образованию.

Научный руководитель и руководитель тьюторской службы ЧОУ «Хорошевская школа».

Экспедиции в отдаленные селения с относительно сохранными традиционными культурами (моноэтническими и биэтническими): ›Алтай (Улаганский р-н, теленгиты – 2003; Кош-Агачский р-н, южные алтайцы и казахи – 2008); ›Алтайский край (русские старообрядцы – 2004); Башкирия (башкиры – 2007, 2012, 2017); ›Бурятия (Тункинский р-н, буряты – 2001; Курумканский р-н, буряты и эвенки – 2005, Окинский район , буряты и сойоты – 2010; Закаменский район, буряты и хамниганы – 2015); Кабардино-Балкария (балкарцы – 2006); Вологодская область (Бабаевский р-н, Пяжозеро, вепсы – 2011); ›Русский Север и Поморье (русские – 1995–2002, 2004, 2014, 2016); Северная Осетия (дигорцы – 2006, 2007); Хакасия (хакасы – 2013).

Регионые России, в которые проводились образовательные и исследовательские выезды: ›Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, ›Республика Алтай, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, ›Республика Карачаево-Черкесия, ›Республика Карелия, ›Республика Коми, ›Республика Мордовия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, ›Ставропольский край, Архангельская область, ›Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, ›Калужская область, ›Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, ›Ленинградская область, Московская область, Мурманская область, ›Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, ›Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, ›Тульская область, Челябинская область, ›Забайкальский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, ›Якутия, ›Ямало-Ненецкий автономный округ, ›Ярославская область.

Зарубежные выезды и экспедиции

Исследовательские экспедиции за рубеж: Мексика (2009, 2011, 2012, 2016, 2018); ›Молдавия (2006); Иран (2016, 2017).

Образовательные путешествия и поездки по историко-культурной и социальной проблематике: ›Абхазия (3); ›Армения (6); ›Беларусь (2); ›Болгария; Ватикан; ›Великобритания (4); ›Германия (5); Греция (2); Португалия; ›Грузия (2); ›Канада; Израиль и Палестинские территории (2); Испания (4); Италия (7); Казахстан (5); Кипр; Латвия; Литва; Македония; Сербия; Словакия (2); США; Турция (4); Узбекистан (2); Украина (около 15 + Крым в составе Украины – более 20); Хорватия (2); Черногория; Чехия (2); Эстония.

Научный руководитель лаборатории проектной и исследовательской деятельности


Семинар по исследовательскому обучению

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Public talk «Как сохранять спокойствие и помогать во время ЧП?»

4 мая на фасаде Института физики атмосферы РАН открыта мемориальная бронзовая доска академику А.М. Обухову

Самостоятельность в обучении

ПостНаука

Голову с плеч!

Учительская газета

Психолог в школе

Просвещение-XXI

Как говорить с детьми о терактах

Сноб

Мастер-класс может быть и по кулинарии

Учительская газета

Практика у нас начинается с начала обучения и длится непрерывно

Высшее образование в России

Известные психологи

Психологическая газета

Важно оставить учителю, родителю, ученику право выбора средств обучения

Парламентская газета

Учитель — это прежде всего актер. А дисциплина для детей не всегда полезна

Получайте «тройки» смело!Оценки не формируют судьбу, но получать лучше все же хорошие

Московский комсомолец

Вредные учебники: за что их не пускают к детям?

Эхо Москвы

"Задача экспертизы — разобраться в корректности замечаний" Научное сообщество вступилось за запрещенные учебники

Коммерсант.ru

Проектная деятельность учащихся

Первое сентября

Одаренные дети

Просвещение-XXI

Как правильно вести себя во время сдачи экзамена? Советы психолога

Первый канал

Все о том, как подготовить своего ребенка к поездке в детский лагерь

Первый канал

Первый класс — первые проблемы! Советы опытных психологов

Первый канал

Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. Как развить познавательную мотивацию ребенка?

Первое сентября

Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами

19 апреля в рамках научного семинара «Культура имеет значение», выступил Обухов А.С. (к. психол. н., ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ), с докладом на тему: "Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами".

«Стань профессором»: вторая волна

Открыта вторая волна записи на майнор Института образования НИУ ВШЭ «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху». Майнор – это блок из четырех взаимосвязанных дисциплин непрофильного для студента направления. Благодаря майнору будущий бакалавр получает дополнительную специализацию.

Семинар по развитию исследовательских способностей школьников

В Институте образования НИУ ВШЭ прошло первое заседание научного семинара «Модели исследовательского обучения», руководитель которого – ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов.

Exploring Iran’s Best Practices in School Development

Education researchers Alexei Obukhov of IOE and Elena and Luiza Adamyan of Moscow Teacher Training University have recently traveled to Iran as part of an academic program aimed at tracking cross-country best practices in education development. During their visit, which was organized by the leadership of Iran’s two top private school networks, Mofid School and Salam School, the scholars presented about what is being done in the Russian Federation to advance secondary education, and learned from their cross-border peers about how the objectives of modernizing school environments are addressed in Iran.

Лучшие школы Ирана: кросс-культурное исследование образовательной практики

В начале ноября ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов с коллегами из МПГУ – профессором Заграт Айгумовой и доцентами Еленой Адамян и Луизой Адамян – находился в исследовательской экспедиции в Иране. Группа российских исследователей в Иран поехала по приглашению научного консультанта двух сетей ведущих частных школ Тегерана – Mofid School и Salam School – доктора Йадоллы Саадни.

Оценка образовательных результатов в монтессори-педагогике

В Институте детства РГПУ имени А.И. Герцена прошли IV Санкт-Петербургские монтессори-чтения. Участники из шести округов России представили научным экспертам и своим коллегам результаты образования детей по методу Монтессори. В качестве общественного эксперта организаторами был приглашен ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов.

В рамках проекта "Лаборатория проектной и исследовательской деятельности" начали работу курсы повышения квалификации "Руководство индивидуальными исследовательскими работами обучающихся: от замысла до представления"

Exploring Local Cultures through the Camera Lens

On October 6–8, 2017, the town of Kratovo, Macedonia welcomed the 5th International Festival of Ethnographic Films. This Fest is a vibrant forum for students, filmmakers, anthropologists and multidisciplinary scholars to discuss visual methods in ethnographic research, the most pressing cultural and socioeconomic issues confronting indigenous communities across the globe, and the implications of evidence drawn from visual anthropology for broader social studies, including education. Upon a special invitation from the Fest’s organizing committee, IOE expert Alexei Obukhov traveled to Kratovo this fall to take part in the event.

Ценностные маркеры культурно-исторической идентичности

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялось III заседание сетевого научного семинара по этнопсихологии. В работе семинара приняли участие сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, преподаватели и магистранты МПГУ, преподаватели МГППУ.

Изучение обрядов с помощью видеофиксации

Визуальная антропология – активно развивающееся в мире направление исследования человека и социальных групп в контексте различных культурных традиций. В октябре ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов побывал на Международном фестивале этнологического кино в Македонии.

Стартовал проект "Лаборатория проектной и исследовательской деятельности"

Глобалистика и образование

Глобальные процессы в современном мире требуют изменений в содержании образования и методах его реализации. Стало понятно, что мы не можем учить детей так, как учили нас. Как же подготовить их к активной жизни в ситуации увеличивающейся неопределенности, развития технологий, смены профессий? Этому был посвящен круглый стол «Общее образование в глобальном мире», прошедший 25 сентября в МГУ имени М.В. Ломоносова.