Бакалавриат
2025/2026





Возрастная психология образования
Статус:
Курс обязательный (Физика)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Курс позволяет студентам освоить современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; сформировать целостного видения развития человека в онтогенезе; применить знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоить базовые принципы педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития. В рамках курса студенты также освоят особенности педагогического процесса с различными группами учащихся - детей с особыми возможностями здоровья, одаренных детей и др. Особое внимание уделяется трудностям обучения и путям их преодоления.
Цель освоения дисциплины
- Освоение студентами современных представлений о закономерностях развития и возрастной нормы развития; создание целостного видения развития человека в онтогенезе; применение знаний возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов; освоение принципов педагогического взаимодействия с обучающимися в их зоне ближайшего развития.
Планируемые результаты обучения
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап дошкольного детства
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап зрелости
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младенчества.
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап младшего школьного детства
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап молодости
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап отрочества
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап раннего детства
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап старости
- Владеют представлениями о закономерностях развития и возрастной норме развития с учетом социокультурной и индивидуальной вариативности на каждом из возрастных этапов жизни. Этап юности
- Овладели ключевыми понятиями возрастной психологии и психологии развития, способны их применять при обсуждении конкретных случаев, а также иллюстрировать понятия и термины примерам
- Освоили принципы работы с решением задач обучения развития детей в их зоне ближайшего развития
Содержание учебной дисциплины
- 1.1. Психология развития: базовые понятия и их трактовки
- 1.2. Развитие человека в онтогенезе: актуальные психологические концепции
- 2.1. Возрастные закономерности развития: младенчество
- 2.2. Возрастные закономерности развития: ранее детство
- 2.3. Возрастные закономерности развития: дошкольное детство
- 2.4. Возрастные закономерности развития: младший школьный возраст
- 2.5. Возрастные закономерности развития: отрочество
- 2.6. Возрастные закономерности развития: юность
- 2.7. Возрастные закономерности развития: молодость
- 2.8. Возрастные закономерности развития: зрелость
- 2.9. Возрастные закономерности развития: старость
Элементы контроля
- Итоговое задание по Возрастной психологии образованияИтоговая оценка за экзамен Устный экзамен по представлению и обсуждению выполненной работы – до 100 баллов. В оценку экзамена входит: - видео или аналитический текст в соответствии с критериями выбранного варианта задания (50 баллов); - качество рецензии на материалы другого магистранта (20 баллов); - доклад и ответы на вопросы (20 баллов); - участие в дискуссии по представлению итоговых работ (10 баллов). Критерии оценки рецензии: - развернутость; - аргументированность; - обоснованность. Критерии оценки представления работы: - смысловая логика изложения; - наглядность и четкость изложения; - обоснованность ответов на вопросы. Критерии оценки участия в дискуссии на представлении аналитических обзоров: - наличие смысловых вопросов к другим выступающим; - наличие обоснованных суждений по поводу выступлений.
- Активность 1 и 2 модулиАктивное участие в семинарах и лекциях Проявленная активность на одном семинаре или лекции в режиме "перевернутого класса" оценивается в от 0 до 2 баллов (0 – отсутствие; 1 – пассивное участие; 2 – активное участие) за каждую пару семинарских (практических) занятий. Максимальное число баллов за активное участие в занятиях – 16 баллов за 8 семинаров и 14 баллов за 7 встреч в режиме "перевернутого класса".
- Выполнение текущих заданийВсе задания приведены в материалах курса. Каждое задание оценивается по критериям, приведенным в описании задания. Максимум за одно задание – 10 баллов. Курс предполагает выполнение 4-х текущих заданий из 10 по выбору студента.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.1 * Активность 1 и 2 модули + 0.2 * Выполнение текущих заданий + 0.2 * Выполнение текущих заданий + 0.4 * Итоговое задание по Возрастной психологии образования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2003
- Возрастная психология : развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов, Кулагина, И. Ю., 2004
- Возрастная психология : учебник для бакалавров, Обухова, Л. Ф., 2014
- Возрастная психология : учебник для вузов, Обухова, Л. Ф., 2010
- Возрастная психология : феноменология развития: учебник для вузов, Мухина, В. С., 2009
- Возрастная психология: личность от молодости до старости : учеб. пособие для вузов, Гамезо, М. В., 2001
- Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2002
- Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов, Мухина, В. С., 2003
- Детская психология : теор. и практ. курс: учеб. пособие для вузов, Шаграева, О. А., 2001
- Детская психология : учебник для вузов, Смирнова, Е. О., 2009
- Детская психология : учебник для высш. пед. учеб. заведений, Смирнова, Е. О., 2010
- Детская психология с элементами психофизиологии : учеб. пособие для вузов, Каменская, В. Г., 2010
- Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 1996
- Мышление дошкольника, Поддьяков, Н. Н., 1977
- Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие, Шнейдер, Л. Б., 2004
- Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров, Айгумова, З. И., 2014
Рекомендуемая дополнительная литература
- Бытие и сознание. Человек и мир, Рубинштейн, С. Л., 2003
- Генетическая эпистемология, Пиаже, Ж., 2004
- Детство и общество, Эриксон, Э., 2000
- Культурно-историческая психология и конструирование миров : Психолог. Психопедагог. Психоисторик., Асмолов, А. Г., 1996
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Основы общей психологии, Рубинштейн, С. Л., 2002
- Педагогическая психология, Выготский, Л. С., 2010
- Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001